Гитарист-виртуоз Джо Сатриани не относится к тем персонажам мировой рок-сцены, которые делают громкие заявления и устраивают эксцентричные шоу. Он просто упорно трудится, одаривая человечество не только превосходными инструментальными альбомами, но и занятными концертами в составах суперпроекта G3, а иногда и G4. Но очередной маркетинговый ход музыканта банальным точно не назовешь – широкому слушателю стали доступны на альбоме «Squares – Best Of The Early 80's Demos» демо-записи воистину легендарного поп-рокового трио Squares, где будущая звезда играла в 1979-81 годах. Услышав неслыханное, уклониться от возможности пообщаться с Джо Сатриани не было никакой возможности.
Soyuz.Ru (Всеволод Баронин): Первая информация о демо-сборнике материала трио Squares попала в профильную прессу еще 30 лет назад, в конце 80-х, и даже назывались различные даты этого релиза. Почему же этот процесс тогда затормозился, и до выпуска такого альбома дело дошло только сейчас?
Джо Сатриани: На самом деле ты прав – идее издать материал Squares уже немало лет, но в те годы я считал себя молодым музыкантом и искренне думал, что мне еще чисто по статусу не нужно публиковать свои музыкальные архивы. Кроме того, была вероятность, что мы с парнями из Squares на волне уже моей популярности как гитариста-инструменталиста соберемся вновь и запишем полноценный альбом, а не просто студийные демо. Но этого не произошло. Сейчас, на волне интереса публики к рок-музыке 70-х и 80-х, как раз настал идеально подходящий момент для того, чтобы опубликовать эти полностью аналоговые записи, сделанные мной и моим менеджером Джоном Куниберти почти 40 лет назад. Мне подумалось, что эти записи очень хорошо передают то настроение, которое было у нас, молодых рок-энтузиастов, исполнявших настоящую музыку 80-х, модную, но ни в коем случае не бездумную. Полагаю, что в определенной степени эти записи Squares могут послужить примером и для современных начинающих музыкантов. Плюс мы с Джоном (Куниберти) очень ответственно подошли к процессу переноса старых записей на цифровые носители и их мастерингу на современном уровне. Я и не подозревал, что они могут так здорово звучать!
SR: В начале 80-х ты был серьезным преподавателем гитары. Но откуда же взялись музыкальные идеи, воплотившиеся в материале Squares? И как был собран состав группы?
ДС: Может, это звучит странно, но о своей собственной музыке я знал все уже в десять лет! Когда мои родители переехали из Нью-Йорка в Калифорнию, я стал очень много общаться с мужем моей сестры. Все разговоры, конечно, вращались вокруг того, какую музыку мы будем играть. Несмотря на то, что он был на десять лет старше меня, мы много музицировали вместе, но группу создавать не хотели. Я всегда рассчитывал, что мой родственник, будучи настолько старше меня, станет менеджером нашей группы. Так вот, в процессе взаимного музицирования и разговоров о стиле будущей команды у нас сложилось представление, что мы должны играть музыку с отдельными элементами хард-рока, но основанную на звучании рок-н-ролла 60-х годов с примесью поп-музыки. Я сам лет с десяти очень любил этот летящий звук рок-н-ролла, звучание гитар, в котором много воздуха… Все так называемые серьезные группы конца 60-х вообще мне были безразличны. К самому концу 70-х мои представления о музыке сложились полностью, и настало время подыскивать музыкантов. Первым мы нашли барабанщика Джеффа Кампителли, ему тогда было 18 лет, и, как известно, он работает со мной до сих пор. Потом появился поющий бас-гитарист Энди Милтон, и в сентябре 1979 года мы начали работать как единая группа Squares. С самого начала мы старались много репетировать и пытались добиться в минимальном составе максимально выразительного звучания. Мы считали, что настоящая современная рок-группа должна и звучать превосходно, и выражать некие собственные музыкальные идеи.
SR: Кажется, что опубликованные записи Squares звучат как готовый альбом. В чем же причина того, что в свое время вы так и не смогли получить с этим материалом издательский контракт?
ДС: Мы, как молодая группа, мечтали получить контракт с фирмой-мейджором, да ведь независимых фирм, желавших работать с таким поп-роком, который исполняли мы, тогда просто не существовало. Помню, что мы пытались контактировать с Capitol Records, Warner Bros. и RCA Records, но всюду получали отказы. Как ни странно, отказывали нам потому, что мы очень хорошо работали над нашими демо-записями. Сперва мы сделали первое четырехтрековое демо и рассылали по фирмам его, потом, после первых отказов, записали второе демо, тоже из четырех номеров, но и оно никого не заинтересовало. Нам отвечали в том духе, что ваше демо хорошее, но слишком профессиональное, и на нем слишком хорошо слышен ваш собственный стиль! Как я понимаю, фирмам были нужны музыканты, которые могли бы следовать указаниям их менеджеров и создавать некие модные песни, а группа Squares на эту роль точно не годилась.
SR: Некоторые эксперты уже сравнивают звучание демо-записей Squares с лучшим материалом группы The Police. Однако каковы были музыкальные корни Squares в действительности? И с кем сейчас можно сравнить эти записи?
ДС: Я бы не сказал, что The Police повлияли на нас больше, чем другие группы. Когда ты – молодой музыкант и тебе повезло жить в эпоху, когда вокруг создается столько прекрасной музыки, то ты впитываешь эти модные влияния постоянно, вот и музыку пишешь соответственную. С кем только Squares в свое время не сравнивали – даже с The Pretenders, Talking Heads, Blondie и почему-то с Pink Floyd! Мне же кажется, что в нашей музыке скорее можно услышать влияния Cheap Trick, The Knack, Van Halen и да, The Police. Правда, мы никогда не старались писать песни, похожие на чужие хиты, а наше творчество становилось в основном результатом совместного музицирования. Если же смотреть на записи Squares с точки зрения сегодняшнего дня, то, мне кажется, уместнее сравнивать наши старые песни с творчеством поп-панковых групп 90-х, вроде Green Day. Простые мелодии, уверенная игра и, я бы сказал, доля романтики в текстах и вокальной манере Энди (Милтона). Странно сравнивать свою группу с панками, но вот такое мое личное мнение.
SR: Чисто технический вопрос – с гитарами каких брендов ты работал во времена записи материала Squares?
ДС: Во-первых, это была гитара, собранная мной самостоятельно из компонентов производителей Boogie Body, Red Necks и Fender с звукоснимателями Seymour Duncan, совместно с которой я использовал усилитель Marshall. Также на записях были задействованы акустическая гитара Martin и электрический ситар Coral. Довольно скромный набор инструментов, но для получения современного, как я считаю, звучания мне его вполне хватало.
SR: Не кажется ли тебе, что материал Squares повлиял на часть номеров с альбома группы Greg Kihn Band «Love And Rock And Roll» (1986), в записи которого ты принимал участие?
ДС: Я бы так не сказал – Greg Kihn Band были уже вполне состоявшимся коллективом со своим звуком и репертуаром, когда меня пригласили в его состав. Безусловно, Грег – большой профессионал, но его группа и его материал ничего общего не имела с тем пауэр-попом, который пропагандировали Squares. Я сыграл с ними немало концертов и могу сказать, что стилистика группы, играющей стопроцентный американский рок-н-ролл, вряд ли нуждается в какой-то коррекции со стороны молодых музыкантов. Грег и его группа были вполне самодостаточны в музыкальном смысле, и в любом случае на их концерты ходила более взрослая и солидная публика, нежели та, которая составляла аудиторию Squares.
SR: Кажется, можно рассматривать творчество Squares и твой вклад в звучание Greg Kihn Band как своего рода генеральную репетицию в твой стилеобразующий альбом «Surfing With The Alien» (1987)…
ДС: На тот момент, когда я начал писать пьесы, превратившиеся в альбом «Surfing With The Alien», Squares для меня были уже пройденным этапом. Этот материал создавался с осени 1985 года по самый конец 1986 года, а с Грегом Кином я играл ровно год – с ноября 1985-го по ноябрь 1986-го. После этого я месяц провел в турне по Скандинавии с бас-гитаристом Йонасом Хеллборгом, и только после возвращения в Калифорнию в декабре начал запись «Surfing With The Alien». И хотя этот альбом представляет собой мое авторское прочтение настоящего американского рок-н-ролла, он, по моему мнению, является полной противоположностью того, что делали Greg Kihn Band.
SR: Вспоминая 80-е, надо упомянуть о том, что в 1988 году ты оказался в роли гитариста концертного состава лидера The Rolling Stones Мика Джаггера как сольного артиста. Как ты оказался в аккомпанирующей группе у такой звезды?
ДС: Все произошло совершенно случайно. Я как раз находился в своем первом в жизни сольном турне как раз в поддержку альбома «Surfing With The Alien», это был январь или самое начало февраля 1988 года. Мне повезло оказаться с концертом близко к Нью-Йорку, а именно в Бостоне, откуда до Нью-Йорка два часа езды – а прослушивания в группу Мика шли как раз там. Его мировым туром занималась компания Bill Graham Entertainment, а кто-то из ее тогдашних сотрудников работал еще в Сан-Франциско с группой Squares и знал меня по ней. Не помню, в чем было дело, но группа Мика как раз осталась без гитариста, а все шло к турне, и звонок его менеджмента в Бостон был совершенно неожиданным. То есть никаких сложностей не было – я приехал, прослушался и получил место в группе, хотя на тот момент мне было гораздо интереснее продвигать собственный состав и собственную музыку.
SR: А поступали ли тебе в те времена приглашения еще от каких-то звезд рока, за исключением Джаггера и, спустя пять с лишним лет, группы Deep Purple?
ДС: Меня никогда не интересовала работа в роли эдакого «музыкального наемника» – и в Squares, и в собственном сольном составе я всегда получал максимальную свободу со своим собственным материалом и ни от кого не зависел. Понимаю, что быть профессионалом – это еще и уметь играть чужие пьесы так, чтобы все были довольны, но мне это просто не интересно. Плюс для меня совершенно не имеет значения уровень пригласивших меня музыкантов. Именно поэтому я отказался от предложения войти в состав Deep Purple, хотя как сайдмен я сыграл с ними не так уж и мало концертов. Просто мне гораздо интереснее строить свою сольную карьеру и ни от кого не зависеть в творческом смысле.
SR: Можно ли ожидать от Джо Сатриани очередных архивных релизов – не только записей с другими группами и проектами, но и сборников неизданного сольного материала, вроде твоего старого альбома «Time Machine» (1993)?
ДС: Неизданного материала у меня в архиве достаточно много, однако я к нему обычно не возвращаюсь, и потому не очень хорошо представляю, на каком техническом уровне выполнены эти записи. Я бы не хотел издавать материал, по звучанию не соответствующий качеству моего бэк-каталога. Так что просто надо слушать и решать, что можно издавать в существующем виде, а что требует некоторой студийной доработки. Но издание подобного сборника точно не находится в числе моих приоритетов. Хотя бы потому, что сейчас я работаю над записью своего очередного сольного альбома.
SR: Возвращаясь к группе Squares, логично задать вопрос о том, нет ли у тебя желания вернуться к корням и записать новый материал в подобном поп-роковом стиле, может быть, даже вокальный?
ДС: Безусловно, нет. Я давно отошел от подобной музыки, и во всем мире меня знают именно как серьезного гитариста-инструменталиста. Да и мне самому такой материал, честно говоря, просто неинтересен. Вот если возродить Squares на уровне концертного проекта – да, это было бы здорово! Я имею в виду, что если бы какая-то молодая группа согласилась исполнять материал Squares, то я бы с удовольствием сыграл с ними на концерте или даже съездил бы с этими старыми песнями в небольшое турне. Но писать подобные новые песни я не хочу. Не понимаю, как в моем возрасте можно вновь стать тем же 20-летним, который когда-то сочинял такую музыку.