​Iggy Pop «Free»: Настоящая творческая свобода

Действительно ли 18 (!) сольный альбом легендарного музыканта «не имеет ничего общего» с его предыдущими работами.

Но Игги Поп явно не относится к тем, кто сочиняет песни «для галочки». Музыканту по-прежнему много чего интересно, он любит экспериментировать. Он не только записывает музыку, но и снимается в кино (например, в недавнем фильме Джима Джармуша «Мертвые не умирают») и даже выпускает собственный сорт кофе. Он перепевал Джо Дассена и Эдит Пиаф на альбоме «Apres» (2012), а в 2018 году выпустил совместный EP с Underworld «Teatime Dub Encounters» (хотя до этого говорил, что не любит электронную музыку). По словам представителей музыканта, новый альбом «не имеет практически ничего общего с предыдущим – или с любым другим альбомом Игги Попа». Это правда как минимум отчасти. Игги Поп – очень разносторонняя личность, и «Free» – одна из новых любопытных граней его творчества. Это действительно не тот Игги, к которому мы привыкли.

«Free» – уже 18-я работа исполнителя (и это если считать только сольную дискографию). Он признался, что после тура в поддержку «Post Pop Depression» чувствовал себя опустошенным, хотя и избавился от хронической неуверенности, преследовавшей его всю жизнь. По словам музыканта, в какой-то момент он хотел «развернуться и уйти», хотел свободы (хотя и понимал, что это скорее внутреннее ощущение). Он считает, что человеку нужны не столько счастье и любовь, сколько свобода. Также Игги Поп добавил, что альбом «вроде как случился в моей жизни, и я позволил ему случиться».

«Post Pop Depression» Игги записывал с Джошем Хомме и Дином Фертита из Queens Of The Stone Age и ударником Arctic Monkeys Мэттом Хелдерсом. Перед выходом «Free» Игги объявил, что это «альбом, где другие артисты говорят за меня, но я даю им свой голос». Основным автором и продюсером «Free» выступил джазовый трубач и композитор Лерон Томас. Творчество Томаса Игги Поп открыл благодаря бывшему музыкальному обозревателю The New York Times Бену Ратлиффу. Игги рассказал, что Томас – его друг, они могут поговорить о чем угодно и вместе посмеяться. Лерона интересует не только джаз: в проекте Pan Amsterdam он исполняет хип-хоп (впрочем, не без джазового влияния). Игги Поп участвовал в записи песни Pan Amsterdam «Mobile».

Игги выбирает для сотрудничества не просто талантливых музыкантов, но тех, которые по-настоящему нравится лично ему. Кроме Лерона Томаса, в записи «Free» приняла участие гитаристка Сара Липстейт, известная под псевдонимом Noveller – она стала автором и продюсером нескольких треков. Как и Томас, Липстейт уже работала с Игги Попом: она выступала у него на разогреве во время тура в поддержку «Post Pop Depression». А все началось с того, что Поп прочитал газетную рецензию на ее альбом «Fantastic Planet» (2015), заинтересовался ее творчеством и стал ставить музыку Липстейт на своем шоу на BBC Radio 6. Совместный тур с Игги стал важным событием в жизни артистки. Ее последний на сегодня альбом «A Pink Sunset For No One» был отчасти записан под впечатлениями от этих гастролей.

Липстейт немного рассказала о работе над альбомом. По ее словам, Игги очень впечатлился ее кавером на музыкальную тему из фильма «Нечто», написанную Джоном Карпентером. Он прислал ей партию голоса в «The Dawn» и попросил записать инструментал в духе того кавера. Получилось действительно эффектно, особенно с учетом того, что это финальный трек на альбоме. Ей предшествует композиция «Do Not Go Gentle into That Good Night». В ней Игги Поп читает стихи Дилана Томаса – это самое известное произведение поэта («Не уходи безропотно во тьму»), оно часто используется в поп-культуре, например, в фильме «Интерстеллар». В 2016 году Игги выпустил ролик с этим же стихотворением.

В «We Are The People» текст тоже позаимствован. Это стихотворение Лу Рида, впервые опубликованное в 2018 году. По словам Игги Попа, у него был инструментальный трек, но подходящего вокала записать все не удавалось – они не сочетались. Но тут он получил посылку с книгой Лу Рида и наткнулся на это стихотворение на первой же странице. Несмотря на то, что оно было написано еще в 1970-х годах, Поп посчитал, что оно очень подходит к современной Америке: «Мы – люди без земли, мы люди без традиций».

Одним из главных достоинств Игги Попа всегда была его харизма. И его голос спустя 50 лет творческого пути звучит все так же уверенно и убедительно. В некоторых треках он не поет, а говорит. Эти вещи («Free», «We Are The People», вышеупомянутые «The Dawn» и «Do Not Go Gentle into That Good Night») похожи на музыку к фильму, где исполнитель как будто бы читает закадровый текст.

Игги Поп обещал «мрачный и задумчивый» альбом и сдержал свое слово. Музыкант здесь меланхоличен и спокоен, но ему это идет, тем более что качество материала (как всегда у Игги) на высоте. Здесь нет традиционной куплетно-припевной структуры, поэтому некоторым он может показаться слишком странным. А любителей всего нестандартного (которых тоже предостаточно) он, наоборот, привлечет. Но ничего сверхсложного или радикального здесь тоже нет. К тому же альбом короткий – он длится чуть больше получаса, треков всего десять, а длина некоторых из них не достигает и двух минут.

«Free» – любопытная, интересная и необычная запись. Название действительно символично: в каждой ноте альбома чувствуется подлинная творческая свобода. Фанатам Игги Попа и ценителям всего необычного рекомендуется.

Читайте также