«Бегущий по лезвию» (1982)
То самое будущее, о котором рассказывал культовый фильм Ридли Скотта, уже наступило. Его действие происходит в 2019 году (если совсем точно – в ноябре 2019-го). В своей фантастической киберпанковской антиутопии Филип К. Дик (по его роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах» был снят «Бегущий по лезвию») и Ридли Скотт напророчили – помимо появления андроидов-«репликантов», внешне неотличимых от людей – перенаселение, острый жилищный кризис, небо, на котором никогда не проглядывает солнце, и мир на грани катастрофы. Небоскребы и обилие неона в «Бегущем по лезвию» действительно напоминают современные виды многих мегаполисов – за вычетом, конечно, летающих машин. Кое-какие «изобретения будущего» из «2019 года по версии 1982-го» по сегодняшним меркам выглядят наивно, но до того, чтобы создавать таких же андроидов, как в «Бегущем по лезвию», нам по-прежнему еще весьма далеко.
Читайте также: Хочу жить дольше! Вспоминаем киберпанк «Бегущий по лезвию»
«Воины света» (2009)
Слоган своеобразного вампирского триллера братьев Спиригов обещал, что «В 2019 году самым ценным природным ресурсом будут люди». В буквальном смысле: по таймлайну фильма, на 2009 год пришлось начало глобальной эпидемии, к 2019 году превратившей 95% населения Земли в вампиров. Оставшиеся 5% сделались для них пищей и единственным источником выживания. Но необращенные люди – «ресурс» не только редкий, но и сокращающийся, а новая раса вампиров зависит от человеческой крови. Без нее вампиры очень быстро окончательно теряют человеческий облик и превращаются в монстров. Все это было довольно-таки прозрачным намеком и выпадом в сторону корпоративного фермерства и «темной стороны потребления». При том, что и все общество после вампирского апокалипсиса даже не очень-то изменилось: все та же дискриминация и все те же низы и элиты, «только в профиль». И с клыками.
«Геошторм» (2017)
Проблема мирового изменения климата волнует многих, и в кино уже давно стала освященной временем темой: мало кто не видел, скажем, «Послезавтра» Роланда Эммериха. Дин Девлин снял фильм из примерно того же разряда. Зловещие климатические изменения угрожают человечеству, и, чтобы с ними бороться, аккурат в 2019 году запускается система «Голландец», которая управляет погодой с помощью особых космических спутников. Основные события фильма начинаются спустя три года, в 2022-м, когда хитрая технология «сходит с ума» и уже в свою очередь становится страшной угрозой. Бури восторгов в прокате «Геошторм» не вызвал, но зато при его просмотре хотя бы можно порадоваться, что в 2019 году дела у нас обстоят лучше, чем у героев фильма.
«Бегущий человек» (1987)
«Бегущий человек» – фильм по мотивам одноименного романа Стивена Кинга. По сюжету, к 2019 году Америка превратилась в тоталитарное военное государство. Там сделались в порядке вещей такие телешоу, как «Бегущий человек», участники которого (заключенные тюрем) должны либо победить, либо умереть. Арнольд Шварценеггер играет невинно осужденного, который, бок о бок с настоящими преступниками, вынужден побороться за «главный приз» – жизнь. «Бегущий человек» довольно значительно опередил свое время, как будто бы заранее показав и по-своему спародировав сомнительные стороны «реалити-шоу» (совместить смертную казнь и телешоу, как вам такое?), на которые со временем подсел весь мир. И еще, конечно же, оказал большое влияние на будущие «антиутопические» франшизы всех мастей, от «Судной ночи» до «Голодных игр».
«Акира» (1988)
Киберпанк от Кацухиро Отомо, который создал полнометражный аниме-фильм на основе манги своего же авторства – еще одна антиутопия, разворачивающаяся в 2019 году в Нео-Токио, городе, построенном вместо старого Токио, уничтоженного ядерным взрывом. В Нео-Токио орудуют террористы, процветают бандитизм и коррупция, поднимаются антиправительственные протесты, которые жестоко подавляют. Еще в этом почти профашистском государстве разрабатывают новый совершенный вид оружия, проводя парапсихологические опыты над людьми, – в то время как именно эксперименты со сверхъестественными способностями в прошлом уже успели привести к Третьей мировой войне. В «Акире» сложно не оценить приятный глазу ретрофутуризм в стиле 1970-х и превосходную анимацию. Суперсилы, к которым в «Акире» пытаются найти научный подход – явный намек на то, как человечество любит заигрывать с самыми опасными изобретениями. Например, с ядерной энергией.
Читайте также: 10 полнометражных аниме, которые обязательно нужно увидеть