​«Арахисовый сокол»: В погоне за счастьем

Трагикомедийное роуд-муви, где Шайа ЛаБаф верит в мечту парня с синдромом Дауна.

Главный герой – парень с синдромом Дауна по имени Зак (дебютант Зак Готтзаген), живущий без семьи и работы в доме престарелых, откуда хочет сбежать. Судьба Зака волнует только социального работника (ее играет Дакота Джонсон) и сердитого соседа по комнате Брюса Дерна, который помогает герою отправиться в путь за мечтой. Дело в том, что Зак любит пересматривать пыльные видеокассеты с рестлингом, где «Соленый Реднек» (Томас Хейден Черч) призывает вступить в борцовскую школу. Призывы кумира с ТВ-экрана Зак наивно воспринимает как обращение к себе. Кассета действует на парня, как пропагандистский плакат с вербующим солдат Дядей Сэмом. Зак поверил в мечту, вышел через окно в одних трусах и, удрав, встретил Тайлера (Шайа ЛаБаф), бородатого рыбака в бегах.

Режиссеры и авторы сценария Тайлер Нилсон и Майк Шварц сделали традиционную историю о страстной вере в мечту, в свои убеждения и устремления. Зак одержим рестлингом, и эта мечта не моя, не ваша, не общества, а только его. «Арахисовый сокол» (странное название в самом деле имеет смысл) решительно отстаивает достоинство всех, кто верит, потому что не так просто верить во что-то, тем более настолько религиозно.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

В сказке о больших мечтах маленького, почти незаметного человека, как в песне: «Поверь в мечту, как в доброту людей», поэтому не удивляйтесь, когда соцработник вместе с ребятами отправляется на самодельном плоту в веселую одиссею по реке, как символе свободы, в погоне за счастьем. Авторы призывают понять тех, кто верит, что «Атомный бросок» (трюк в рестлинге) существует, даже когда профессиональный борец признается, что это выдумка. Главное то, что у тебя внутри. «Ты – настоящий герой», – убеждает Зака бородатый деревенщина. И если вдруг вы засмеетесь над слабоумным, не ругайте себя – фильм требует, чтобы мы видели в людях с разными синдромами себе подобных.

Забавный и нежный «Арахисовый сокол» сделан в духе и стиле «Мада» Джеффа Николса, «Американской милашки» Андреа Арнольд, где тоже играет ЛаБаф, «Джо» и «Властелина разметки» Дэвида Гордона Грина, «Человека дождя» Барри Левинсона или «Небраски» Александра Пэйна, где ворчливый Брюс Дерн самостоятельно отправляется за лотерейным выигрышем.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

Маленькое, согревающее душу приключение, в котором чувствуется и опасность, и печаль, держится на плечах дуэта ЛаБафа и Готтзагена, но прежде всего на грубом обаянии ЛаБафа, потому что герою веришь, потому что он верит в своего героя – Зака. Именно ЛаБаф с ружьем на плече и арбузной коркой на голове приглушает пафос этой добродушной сказки, придуманной о Заке и ради Зака, с которым бородач возится, как с ребенком. Вместе молодые разбойники познают жизнь, а дорога становится для них новой жизнью, на которую их благословляет добрейший слепой негр с револьвером, любящий поговорить об Иисусе.

Похожая на «Приключения Гекльберри Финна» гуманистическая трагикомедия напрашивается быть большой, когда в компании главных героев видишь и Брюса Дерна, и Джона Бернтала, и Томаса Черча, а еще появляются реальный рестлер Джейк «The Snake» Робертс и рэпер Yelawolf, но этим господам даны малюсенькие роли. Бернтал вообще появляется в печальных воспоминаниях Тайлера, но и там ничего не говорит. Обидно, хотя, возможно, скромность и простота и есть красота «арахисовой» истории о потерянных, но не потерявших себя сиротах.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

Одинокие, сбившиеся с пути персонажи ЛаБафа и Готтзагена – живые, особенно убедителен Зак, но это и так понятно. А вот Дакота Джонсон, которая не ведет себя как соцработник, а лишь разбавляет мужскую историю для романтики не только дорожной, но и любовной, кажется лишней. Впрочем, не грузите ни себя, ни фильм, потому что это жизнерадостное кино не надо понимать умом. «Арахисовый сокол» обращается к душе. Авторы выступают за тех, кто отчаялся, потому что отчаиваться не надо, а что действительно важно – так это понять, кто ты и чего хочешь от жизни. Вот только неспроста один персонаж все же получает по голове. Кино – не жизнь. Реальный мир не такой солнечный и приветливый, а опасный и жесткий, и ничто на свете не бьет так сильно, как жизнь.

Читайте также