Квентин Тарантино
Квентину Тарантино всегда есть что рассказать о кино, о котором он знает все и, кажется, даже больше. Тарантино обожает аллюзии, оммажи и игру с жанрами, поэтому его вкусы в кино, можно сказать, всеобъемлющи.
Рекомендации от Квентина Тарантино включают известный гонконгский боевик «Пять пальцев смерти» (1972), ужастик «Три лика страха» (1963) и эксцентричную старую комедию «Быстрее, кошечка! Убей! Убей!» (1965). Из режиссеров он выделяет Мартина Скорсезе и его «Таксиста» (1976), Брайана де Пальму и его экранизацию романа Стивена Кинга «Кэрри» (1976). Вообще, Тарантино любит нуар, французскую «новую волну», классические вестерны – перечислять можно бесконечно.
Есть среди фаворитов Квентина Тарантино и наши соотечественники. О «Ночном дозоре» (2004) своего любимого российского режиссера – Тимура Бекмамбетова – Тарантино сказал так: «Мне кажется, это фантастическая картина». Еще Тарантино большой поклонник творчества Сергея Эйзенштейна: «Нельзя не любить его работы! Его "Александр Невский" [1938] – просто нереальный!».
Кэтрин Бигелоу
В 2010 году Кэтрин Бигелоу получила премию «Оскар» как «Лучший режиссер» за фильм «Повелитель бури» (2008). В своей речи Бигелоу поблагодарила бывшего мужа, Джеймса Кэмерона (которого, кстати говоря, обошла в номинации). Кэмерон снял всем известного «Терминатора» (1984), после которого научная фантастика уже никогда не была прежней. Для Бигелоу этот фильм тоже сыграл особую роль: «"Терминатор" изменил кино», – как выразилась она. Кэтрин Бигелоу на протяжении своей карьеры снимает военные фильмы («Повелитель бури», «К-19») и триллеры и криминальные драмы («Почти полная тьма», «Голубая сталь»). Неудивительно, что ее любимый режиссер – Мартин Скорсезе, известный своими сильными драмами. О его картине «Злые улицы» (1973) и драме Сэма Пекинпа «Дикая банда» (1969) Бигелоу говорит, что они «перевернули ее жизнь». Из «вечной классики» Бигелоу предпочитает Альфреда Хичкока – «Психо» (1960), «Птицы» (1963), «Окно во двор» (1954).
Мартин Скорсезе
Мартина Скорсезе, как «живую легенду кино», сравнивают со Стэнли Кубриком, и сегодня его статус одного из лучших современных режиссеров так же неоспорим, как и его авторитет. Мало кто может судить о кино лучше, чем автор «Злых улиц», «Славных парней», «Казино», «Банд Нью-Йорка», «Авиатора» и других культовых картин. Сам Скорсезе любил кино с детства, причем особенно по душе ему всегда был исторический жанр – «Земля фараонов» (1955), «Эль Сид» (1961). В свой список «фильмов, которые должен увидеть каждый начинающий кинорежиссер», он включает «Космическую одиссею 2001 года» (1968) Кубрика, «Восемь с половиной» (1963) Федерико Феллини, «Сказки туманной луны после дождя» (1954) Кэндзи Мидзогути и «Гражданина Кейна» (1941) Орсона Уэллса. О последнем Скорсезе говорит с особенным восторгом: «Орсон Уэллс был стихией, он пришел в мир кино и отодвинул всех остальных на второй план. С "Гражданином Кейном" он пошел на большой риск и получил самый смелый фильм из снятых когда-либо. Думаю, что в своем роде "Гражданин Кейн" не имеет себе равных».
Читайте также: Как создавался фильм «Космическая одиссея 2001 года»
Уэс Андерсон
Уэса Андерсона мы привыкли ассоциировать с яркими цветами, эксцентричными, но милыми персонажами, оригинальными сюжетами и немного – с черным юмором (хотя и он у Андерсона получается каким-то незлым). Самый во всех смыслах яркий пример всего этого – «Отель "Гранд Будапешт"», – едва ли не главный шедевр Андерсона на сегодняшний день (с номинацией на «Оскар» как лучший фильм 2014 года). Как ни странно, при этом любимые фильмы режиссера-мастера ярких красок почти сплошь черно-белые (и не очень известные широкой публике): «Мадам де...» (1953), «Наудачу, Бальтазар» (1966), «Свиньи и броненосцы» (1961), «Женщина-насекомое» (1963). Главный кинофаворит Андерсона – тоже довольно неожиданный: это психологический триллер Романа Полански «Ребенок Розмари» (1968). Андерсон так говорит об источнике своего вдохновения: «У меня есть один фильм, к которому я часто возвращаюсь – это "Ребенок Розмари". Он оказал на меня большое влияние, в том числе в плане идей; он всегда у меня был на одном из первых мест».
Дэвид Линч
Создатель «Твин Пикс», «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв» для кого-то – признанный гений, а для кого-то – просто один из самых необычных или же непонятных режиссеров современности. Так или иначе, картины Линча (в частности, «Голова-ластик») сделали его живой легендой, а когда читаешь его интервью о любимых фильмах, то появляется ощущение, что все это – не просто так (как и вообще у Линча). Режиссер говорит: «В своем "Окне во двор" Альфред Хичкок блестяще создает, или, вернее, воссоздает целый мир в очень ограниченном пространстве. Джеймс Стюарт все время действия сидит в инвалидном кресле, и все-таки его точка зрения позволяет нам целиком проследить очень сложную преступную схему. Хичкок показывает зрителю невероятно много, фактически при этом показывая очень мало. Ему это удается, так как он был настоящий мастер».
Кристофер Нолан
Фильмы Кристофера Нолана в основном делятся на эпичные («Темный рыцарь»), «мозголомные» («Престиж») и «эпично-мозголомные» («Начало»). Сам Нолан, предсказуемо, любит культовую фантастику – «Космическая одиссея 2001 года» и «Бегущий по лезвию» (1982). Еще Нолан выделяет для себя и фильм совсем другого жанра – «Тонкая красная линия» (1998). Он говорит: «Я часто вижу попытки повторить подход Терренса Малика к тем моментам, когда мы заглядываем в чей-нибудь внутренний мир или память. "Тонкая красная линия" для меня стала настоящим откровением: там мы видим переходы к воспоминаниям и флешбэкам – и это очень простые переходы, без всяких размытий и тому подобного. В "Помни" [криминальная драма Нолана], там, где главный герой вспоминает свою жену, я это использовал – это было сознательное подражание "Тонкой красной линии"».
Братья Коэны
Итана и Джоэла Коэнов без преувеличения можно назвать классиками современного кино – с такими фильмами как «Фарго», «Большой Лебовски», «О, где же ты, брат?», «Человек, которого не было», «Старикам тут не место», «После прочтения сжечь», «Железная хватка» и «Баллада Бастера Скраггса». Коэнам одинаково хорошо удаются и психология, и саспенс, юмор у них главным образом черный, а сатира – очень едкая. Тот «нерв», который в фильмах братьев Коэнов одинаково присутствует и в комедиях, и в триллерах, и в драмах, подпитывался влиянием Альфреда Хичкока и его картины «Психо», Романа Полански и его «Ребенка Розмари», а также Стэнли Кубрика с его лентами «Сияние» (1980), «Заводной апельсин» (1971), «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964). «Доктор Стрейнджлав» – образец юмора от Кубрика, который режиссеры явно не могли не взять на заметку.
Читайте также: «Ребенок Розмари». Безумие в большом городе
Тим Бертон
Режиссера фильмов «Эдвард Руки-ножницы», «Кошмар перед Рождеством», «Сонная Лощина», «Крупная рыба», «Труп невесты» и «Алиса в Стране чудес» все знают как «главного чудака Голливуда», а его фирменный причудливый, волшебно-готичный стиль – на редкость легко узнаваемый. Свою затейливую фантазию Бертон подпитывает городскими легендами, историями о привидениях и даже просто страшными сказками. Все это вместе довольно-таки напоминает один из любимых фильмов Бертона – «Дракула» 1958 года, где графа Дракулу сыграл Кристофер Ли, а Гэбриэлом Ван Хельсингом был Питер Кушинг. Бертону вообще нравится вампирская тематика: «Дракула: год 1972» (1972), тоже с Кристофером Ли в роли Дракулы, и «Человек Омега» (1971), одна из экранизаций романа Ричарда Мэтисона «Я – легенда». Вдохновением для своих собственных анимированных киносказок и «пособием по анимации» ему послужила в том числе старая классика – «Ясон и аргонавты» (1963) и «Золотое путешествие Синдбада» (1973).
Стивен Спилберг
Один из самых именитых режиссеров мира, который лично повлиял на облик современного Голливуда, отвечает на вопрос «откуда что взялось» в чем-то в унисон со своими коллегами из этого списка. Спилберг любит «Гражданина Кейна» и «Космическую одиссею 2001 года», а также фильмы Альфреда Хичкока «Психо» и «Птицы». Но по-настоящему знаковой картиной для него стал «Лоуренс Аравийский» (1962) Дэвида Лина, о котором Спилберг рассказывает при каждом удобном случае. «Это тот фильм, с которого для меня все началось, благодаря ему я встал на свой профессиональный путь. Я и сейчас смотрю на него, как на огромное чудо». Спилберг впервые увидел «Лоуренса Аравийского» в 13 лет. «Я его смотрел в несколько приемов. И всякий раз выходил из кинотеатра потрясенным до глубины души». Влияние Лина заметно во многих картинах Спилберга, особенно в плане визуальной составляющей.
Ларс фон Триер
Те, кто не восторгается работами Ларса фон Триера, как правило, задаются вопросом, почему он снимает то, что снимает. Сам противоречивый датский режиссер, создатель картин «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Догвилль», «Антихрист» и «Меланхолия», просто остается верен себе, причем в своем фирменном стиле называя себя «лучшим режиссером в мире». Может быть, в шутку, а может быть – кто знает.
Фильмы, которые любит фон Триер, где-то могут говорить сами за себя – впрочем, довольно легко предположить, что ему по душе «неформат». Фон Триер – большой фанат Ингмара Бергмана: среди его картин-фаворитов «Улыбки летней ночи» (1955), «Земляничная поляна» (1957) и «Сквозь тусклое стекло» (1961). Кроме того, он – известный почитатель российского режиссера Андрея Тарковского, про которого говорит так: «Для меня Тарковский – настоящий бог. Когда я впервые посмотрел "Зеркало" [1974], то испытал настоящий экстаз». В фильмах фон Триера есть много аллюзий на картины Тарковского, а «Антихриста» он даже официально посвятил своему кумиру (реакция публики на фильм, правда, была отрицательной).
Фильм, которым фон Триер восхищается в отдельности – «Ночной портье» (1974) Лилианы Кавани. В интервью он рассказал, что однажды явился к Кавани с цветами, чтобы поблагодарить за «Ночного портье». Хотя по реакции Кавани и можно было заключить, что его энтузиазма по поводу этой ленты не разделяет даже сама ее создательница.