Криминальная драма о том, как трое в лесу, не считая собаки, нашли сумку с деньгами – не типичная для автора «Зловещих мертвецов». «Простой план» демонстрирует зрелость режиссера, повествующего о людях, чьи жизни разрушает банальная жадность. «Простой план» для Рэйми – как «Джеки Браун» для Тарантино.
Экранизация одноименного романа Скотта Б. Смита, который был номинирован на «золото» за сценарий, напоминает «Фарго» братьев Коэн. Морозная зима, деньги, преступление и наказание, и судьба, и все это не случайно. В 80-х вышел фильм «Волна преступности» – сценарий написали Коэны, а режиссером выступил Рэйми. «Зловещих мертвецов» монтировал Джоэл Коэн, а Сэм Рэйми помогал братьям с «Подручным Хадсакера». Кроме того, в криминальной комедии «Воспитание Аризоны» живой, угрожающей камерой Коэны подражают хоррору Рэйми. В общем, Коэны и Рэйми – инди-киноделы одной поры.
Авторы фильма ставят перед зрителем фундаментальный философский вопрос, мол, в чем смысл жизни? Что нужно человеку, чтобы быть счастливым? «Простые вещи. Любимая жена, любимая работа, друзья, которые любят и уважают тебя», – размышляет за кадром ушедший слишком рано Билл Пэкстон в образе Хэнка Митчелла, добросовестного провинциального счетовода, которому судьба подбрасывает выбор. Этот выбор и определит персонажей «Простого плана».
Однажды вместе с безработным, но добродушным братом, прирожденным неудачником (Билли Боб Торнтон, номинированный за эту роль на «Оскар») и его собутыльником (Брент Бриско) Хэнк наталкивается на самолет, который круто меняет жизнь раз и навсегда. Внутри они находят поеденный воронами труп и несколько миллионов зеленых. «В этой сумке – американская мечта», которую можно взять и поделить. И никто не узнает. План в самом деле простой, правда? Но с большими деньгами приходит большая ответственность.
Конфликт фильма вечный, потому что природа человека порочна. Люди – грешники. Классическую историю об обмане, воровстве, предательстве и убийстве Рэйми разыгрывает по-хичкоковски, а ощущение тревоги изящно оформляет музыка Дэнни Эльфмана, который уже работал с Рэйми над «Человеком тьмы», а позже озвучил первого и второго «Человека-паука», которых знают и помнят все, и даже называют идеальной экранизацией комикса. Однако этот нео-вестерн – не традиционный ни для Рэйми, ни для Эльфмана. Никакой фантастики, грандиозности и заигрывания с супергеройством.
Сюжет скромный, но поразительно жизненный, поэтому «Простой план» – самый весомый в карьере режиссера. Картина задает прямой вопрос: что бы вы сделали, если бы нашли чужие деньги? Готовы ли убить, чтобы прикарманить найденное? Рэйми неспроста показывает лису, крадущую кур. Человек – хищник, жадный, хитрый и подлый. Безумно ли отказываться от денег, которые никто не ищет? А что, если деньги грязные? И если вспомнить «Старикам тут не место», тоже коэновский и тоже об украденных деньгах, «Простой план» ничем хорошим не может кончиться. Дело смертельно опасное. Между прочим, после этого фильма Билл Пэкстон сам поставил мрачный триллер «Порок» о работяге, который верит, что демоны маскируются под людей, и именно он избран богом, чтобы увидеть их сущность и казнить за грехи. Правда, у Рэйми делает выбор не бог, а любопытный человек, над которым судьба (или бог) смеется и наносит ответный удар.
Конфликт не только моральный, но и классовый становится сложнее и запутаннее, а сюжет живее и объемнее, потому что для каждого персонажа проклятая находка – единственная надежда. Теперь каждый сам за себя, одно сомнение, недоверие и паранойя порождает другое, а от простоты плана остается лишь название. Полные отчаяния, гордыни и презрения персонажи оказываются не такими умными, как они думают. Люди принимают глупые решения, придумывают заговоры, ввязываются в перестрелки, которые, очевидно, заканчиваются смертью, но лишь один признается, что «чувствует зло». «Простой план» не что иное, как кино о том, чувствуем ли мы когда-нибудь зло. И не вокруг себя, а глядя в зеркало. «За американскую мечту надо работать. Ее не украдешь», – точно замечает герой Пэкстона. Мечта требует тяжелого труда, особенно, если твое счастье – исключительно материальное, американское.
Виртуоз и мастер хоррора не жонглирует настроениями и не полагается на кровавый гротеск, людоедское чувство юмора, зрелище, мертвечину и бензопилу вместо руки, и доказывает, что правдоподобие – это не скучно. Самое страшное, дикое, порочное и порой немыслимое таится внутри. Ужас в том, как быстро самоуверенные, расчетливые, безответственные и, казалось бы, безобидные, но с присущей человеку гнильцой и слабостью персонажи приспосабливаются к злу, которое они не укрощают и не подавляют. Зло принимают и злу поддаются. Рэйми делает поучительную, ироничную и лишенную пародийности и идеализма картину о том, как алчность ведет к трагедиям. Финал сей басни о грехах отцов и детей безрадостный, беспощадный и безнадежный. Человека разоблачили и наказали. Но что изменилось?