Искусство, кино в частности, постоянно реагирует на злободневные для общества темы, особенно в переломные для него моменты. Эра движения #MeToo – наглядный тому пример. Вот и антиутопическая драма «Райские холмы» Элис Вэддингтон, дебютировавшей этим фильмом в большом кино в качестве режиссера и соавтора сценария, стала еще одним высказыванием на тему прав и свобод женщин в современном обществе. Ну, скажем так, попыткой высказывания…
Действие «Райских холмов» разворачивается в утопической реальности, в которой общество строго разделено на сословия высших и низших. В центре сюжета девушка по имени Ума, чья мать настойчиво пытается выдать ее за ненавистного дочери наследника состоятельного рода, чтобы сохранить семейство от приближающего банкротства и дальнейших неблагоприятных перспектив. Чтобы сломить стойкую волю Умы, в сговоре с будущим зятем мать отправляет ее в специальный «пансион» «Райские холмы», который скрывает немало страшных тайн…
Создатели «Райских холмов» попытались намешать в своем фильме взрывной коктейль из злободневных тем в антиутопической драме с элементами триллера и фантастики. На бумаге такое сочетание, возможно, и выглядит любопытно, однако лента с самого начала оказывается неубедительной ни в одной из своих ипостасей.
Любая антиутопия попросту обречена, если она лишена остроты высказывания и осмысления выстраиваемого мира. Антиутопический мир «Райских холмов» с самого начала фильма примитивен и банален, почти полностью ограничен рамками одноименного цветастого «пансиона» и разговоров, скупых на важные подробности и тонкие детали. В фильме предпринимается попытка рассмотреть принуждение воли женщин под всевозможные прихоти патриархального общества, в том числе их восприятие исключительно в качестве своего рода «приложения» к мужчине, а также разделение общества на высших и низших. Все это уже не раз поднималось в фильмах и сериалах ранее, например, в шоу «Рассказ служанки» – несопоставимо более талантливо и смело. Возможно, столь примитивная вариация этих идей и тем от авторов «Райских холмов» бросалась бы в глаза чуть меньше в какой-нибудь рядовой подростковой антиутопии с главной героиней-избранной и акцентом на приключения и сцены экшна. Но это совсем не про «Райские холмы», которые настойчиво строят из себя серьезное высказывание.
Ощутимую долю экранного времени в фильме не происходит ничего, что создавало бы что-то хоть отдаленно напоминающее напряжение. Ванильно-мармеладный визуальный ряд почти не идет в контрапункт с сутью происходящего на экране, так как авторы общаются со зрителями пускай и понятными, но лишенными выразительности и накала намеками. Лишь ближе к финалу ленты ужасы «пансиона» наконец-то сформировываются на экране и события в итоге набирают какие-никакие обороты. Проблема, правда, заключается в том, что вектор развития ленты уже задан, и нарастание темпа и накала событий лишь окончательно толкает ленту в пропасть. Тут-то во всеуслышание дает о себе знать фантастическая составляющая «Райских холмов», которая на протяжении всего хронометража понемногу бездарно внедрялась в сюжет, пока наконец в финале не прогремела с треском. Хотя, казалось бы, в ней банально не было абсолютно никакой необходимости.
Во всем этом псевдоантиутопическом безобразии роль актеров сводится к совершенно формальной функции воплощения сценарной пустоты в экранную, так что участие в проекте Миллы Йовович, Эммы Робертс, Аквафины, Даниэль Макдональд и Эйсы Гонсалес можно лишь занести в черный список их неудачных проектов. Единственной действительно нестыдной стороной «Райских холмов» стали декорации и костюмы, которые точно не назвать халтурными. Но ярких футуристических нарядов и эффектных интерьеров мало для того, чтобы хоть немного скрасить смысловую серость и топорность этого фильма.
В конечном счете, у Элис Вэддингтон и ее команды получилась абсолютно вторичная и лишенная смысловой креативности попытка создать актуальную и смелую антиутопическую ленту. Страдающие отсутствием остроты и напряжения «Райские холмы» – словно насмешка над жанром антиутопии, созданная в циничных попытках заскочить на волну популярного общественного движения.