История сериала
Говорят, что по истории «Доктора Кто» можно запросто изучать историю британского телевидения как такового. То, что задумывалось как малобюджетный познавательный сериал, за десятилетия обросло спецэффектами, приглашенными звездами и сценаристами вроде авторов не менее культового «Шерлока» Стивена Моффата и Марка Гейтисса. Первый эпизод «Доктора Кто» вышел в свет 23 ноября 1963 года (дата, которая сама по себе могла бы стать отправной точкой одной из серий), последний на данный момент – 1 января нынешнего года, а съемки нового, 12-го, сезона намечены на 2020 год. У сериала были свои взлеты и падения, неудачные дни и годы, но качественная работа сценаристов, режиссеров и актеров и грамотная реклама позволили сериалу стать частью культурного кода Великобритании, а заодно и общемировым достоянием.
Качественный перезапуск
«Доктор Кто» – пример не только удивительно живучего, но еще и грамотно перезапущенного сериала, который одновременно продолжает давнюю историю и блестяще рассказывает ее заново. До перезапуска в нулевые вселенная сериала была столь же величественна, сколь и запутанна. Автор перезапуска Рассел Дэвис одним махом избавился от большей части ненужных деталей, решив, что открывать мифологию вместе с героиней или воссоздавать ее заново куда заманчивей, чем бояться огорчить фанатов. А если учесть, что у руля проекта встали не просто любители легких денег и рейтингов, но давние поклонники прежнего «Доктора Кто», неудивительно, что одна из серий возрожденного сериала «Пустой ребенок» переплюнула по рейтингу на телевидении не что-нибудь, а первый эпизод «Звездных войн».
Музыкальная тема
Запоминающаяся музыкальная тема – обязательная часть любого уважающего себя сериала, своего рода позывной, заставляющий бросить все и стремглав нестись к экрану, дабы не пропустить ни одной минуты из драгоценных 30 (или больше). Американские зрители из 50-60-х годов наверняка помнят заглавную тему из сериала «Сумеречная зона», 90-е подарили нам столь же эффектную мелодию «Секретных материалов», а в смартфонах современных подростков прописалась музыка Майкла Стайна и Кайла Диксона из сериала «Очень странные дела». Столь же культовый статус получила и музыка к «Доктору Кто», потустороннее звучание которой завораживает с первых секунд. Тем удивительнее, что придумана она была во времена, когда Роберт Муг только еще собирал свои первые синтезаторы.
Развлечение, не стремящееся казаться слишком серьезным
Сериал изначально задумывался как приключенческо-познавательное шоу, основанное на научной фантастике. «Что бы мы ни придумали, один из героев должен быть ученым», – заявил один из сценаристов, включив в команду так называемого Первого Доктора учителей физики и истории и отправив героев первой же серии в эпоху палеолита. Впрочем, дух авантюризма всё равно оказался сильнее. О научности таких существ, как Далеки, Киберлюди или муравьи Зарби, можно говорить лишь условно, а в дальнейших приключениях Доктора становилось все больше фантастики и все меньше науки, что справедливо и для нынешней инкарнации сериала. Поклонники НФ назовут это профанацией. Но если выбирать между развлечением, пытающимся, подобно фильму «Терминатор: Генезис», натянуть на глобус сову науки, и развлечением, не стремящимся казаться большим, чем оно есть, то второе все-таки кажется предпочтительней.
Путешествия во времени
Весной 1963 года, когда история «Доктора Кто» только приобретала первые очертания, один из сценаристов предложил придумать устройство, которое могло бы перемещать героев не только вперед и назад во времени, но и в космос, а также сквозь пространство. Машина, получившая название ТАРДИС (в переводе с английского – аббревиатура, означающая «Время и относительное измерение в пространстве») со временем стала не только средством перемещения, но и важнейшей частью мифологии сериала – живым существом, зачастую способным принимать собственные решения, с которым у Доктора существует своего рода внутренняя связь. Кстати, способность передвигаться не только во времени, но и в пространстве, и внешний вид пульта странным образом напоминает изобретение Шурика в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Уж не собрал ли инженер Тимофеев прототип ТАРДИС?
Спутники Доктора
Не менее важной частью сериала стали спутники Доктора, которых он подбирал буквально везде и всюду – от времен Троянской войны до LI века. В новом тысячелетии спутниками Доктора стали наши современники, первую скрипку среди которых играют женщины. Бывшая продавщица Роуз, женщина-врач Марта Джонс, секретарша с независимым характером Донна Ноубл... Да и другие спутники Доктора – не просто восхищенно внимающие ему статисты, а полноценные персонажи с собственной историей, пусть и не всегда приходящейся по вкусу зрителям. Последний из Повелителей Времени меняет жизнь каждого из них, к тому же армия поклонников каждого из этих персонажей ничуть не меньше, чем у самого Доктора. А как минимум двое спутников Доктора – Джек Харкнесс (Джон Барроумен) и Сара Джейн Смит (Элизабет Слейден) – даже заслужили собственные спин-оффы, ставшие органичной частью всей истории в целом.
Кастинг
Еще одним сюрпризом для тех, кто открывает для себя «осовремененный» сериал, стал выбор актеров на второстепенные и эпизодические роли. Тем, кто читал наш материал о британских ситкомах, рекомендуем обратить внимание на 7 серию 1-го «перезапущенного» сезона, примечательную не только детективным сюжетом, действие которого происходит в будущем, но и парочкой знакомых лиц. Немаловажную роль в двух сериях 3 сезона играют «мальчик-барабанщик» из фильма «Реальная любовь» Томас Сангстер и звезда сериала «Двойник» Гарри Ллойд, а в одной из серий 5 сезона можно увидеть как всегда великолепного Билла Найи. Среди других героев, заглянувших на огонек в возрожденный сериал, значатся Шерон Осборн, Кайли Миноуг, Тимоти Далтон, а также как минимум несколько участников «Игры престолов» и «Гарри Поттера». Так что сериал интересно не только смотреть, но и рассматривать: «Где же мы видели это лицо раньше?».
Личность Доктора
«Доктор – Повелитель времени. У него есть ТАРДИС, два сердца и звуковая отвертка. Ах да, ему к тому же 900 лет», – писал в разработках к перезапущенному сериалу глава проекта Рассел Т. Дэвис. Придуманная еще в первых сезонах концепция регенерации – возрождения в новом облике, сохраняющем память и личность, но меняющем характер – позволила брать на главную роль самых разных актеров, каждый из которых привносил в образ путешественника во времени что-то свое. Уже в новом тысячелетии разгорелись жаркие споры о том, кто из актеров является лучшим Доктором – говорят, английской королеве по вкусу пришелся Кристофер Экклстон, Патти Смит в одной из своих книг называет лучшим доктором гуманного и полного затаенной грусти Дэвида Теннанта, а кому-то пришлась по вкусу эксцентричность Мэтта Смита или цинизм Питера Капальди. Как бы там ни было, главная черта Доктора – способность оставаться загадкой для окружающих – практически неизменна с первых дней существования сериала.
Интересные истории
«Мы отдаем "Доктору Кто" то, что он когда-то дал нам», – заявляли сценаристы перезапуска, напоминая о том, что именно умение рассказать историю всегда было одним из главных достоинств сериала. «Этот сериал не будет относиться ни к фэнтези, ни к фантастике, ни к космическим эпопеям. Главные герои с равным успехом могут оказаться на берегах Британии в 44 г. до н.э… уменьшенными до размеров булавочной головки, на Марсе, Венере и еще где угодно», – писали его создатели в 60-е годы. Столь широкое понимание путешествия позволяло не сдерживать фантазию сценаристов и придумывать любые повороты сюжета в любых точках времени и пространства. Перезапущенный сериал подхватил традицию, чередуя неизменно увлекательные истории о путешествиях во времени с рассказами о странствиях в далеком космосе и инопланетных вторжениях на Землю, не последнюю роль в которых зачастую играют…
Далеки
Говорят, что рассказываемая история хороша ровно настолько, насколько ярок выписанный в ней антагонист. Если регулярные скандалы вокруг новых «Звездных войн» или «Терминатора» еще не убедили вас в этом, то Далеки наверняка убедят. Впрочем, убеждение – не их конек: все, что не Далек, должно быть либо уничтожено, либо покорено, а затем уничтожено. Руководство BBC, впервые увидев Далеков на экране, пришло в ужас от «жукоглазых монстров», однако их успех у зрителей был сопоставим разве что с битломанией (кстати, кадры выступления The Beatles были включены в один из «далековских» эпизодов старого сериала). Игрушечных далеков сметали с полок мгновенно, к Рождеству 1964 года в свет вышла пластинка с песней «I'm Gonna Spend My Christmas With A Dalek» («Я проведу Рождество с Далеком»), а карикатуристы делали в газетах «далековские» шаржи на тогдашнего премьер-министра Алека Дугласа-Хьюма. Со временем Далеки стали чем-то большим, чем просто жертвами радиации, заключившими себя в скафандры и одержимыми местью всему остальному разумному миру. Они регулярно погибают и столь же регулярно возрождаются вновь, появляясь тогда, когда их никто не ждет, проявляя недюжинный ум и изобретательность в попытках уничтожить мир с максимальной жестокостью и символизируя вполне философскую идею о неуничтожимости зла.