​10 необычных кинодетективов

«Молчание ягнят», «Остров проклятых», «Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"» и еще несколько нестандартных представителей жанра.

«Молчание ягнят» (1990)

Кадр из фильма «Молчание ягнят»

Из-за присутствия в культовой ленте Джонатана Демме персонажа Ганнибала Лектера – гениального судебного психиатра, а по совместительству серийного убийцы-каннибала, – роль которого сыграл неподражаемый сэр Энтони Хопкинс, «Молчание ягнят» нередко воспринимается как самый настоящий фильм ужасов (особенно в легендарной сцене побега Ганнибала из тюрьмы). Однако главным катализатором развития сюжета картины является лихо закрученная детективная линия с поиском маньяка-душегуба по прозвищу Буффало Билл агентом ФБР в исполнении Джоди Фостер.

«Подозрительные лица» (1995)

Кадр из фильма «Подозрительные лица»

Как сделать кино о гангстерских разборках еще более увлекательным? Может, отодвинув их на второй план? В фильме Брайана Сингера «Подозрительные лица» показан процесс следствия, поэтому большую часть его сюжета занимает попытка детектива полиции, сыгранного Чаззом Пальминтери, установить причину, которая привела к кровавой бойне на корабле (представлена постфактум в завязке картины), учиненной преступниками. В качестве свидетеля – и подозреваемого – выступает герой Кевина Спейси, страдающий от частичного паралича мошенник по прозвищу Болтун. Так как он был вовлечен в эти самые криминальные разборки, его показания (хронология происшествия восстанавливается через флешбэки по ходу фильма) должны помочь пролить свет на события, которые послужили отправной точкой для развития этой запутанной истории. Но можно ли ему доверять?..

«Девятые врата» (1999)

Кадр из фильма «Девятые врата»

В попытках разгадать зловещую тайну, которую хранит в себе книга-фолиант XVII века «Девятые врата в царство призраков», служащая, если верить древним преданиям, мифическим пристанищем для самого Сатаны, библиограф в исполнении Джонни Деппа оказывается втянут в цепочку загадочных, не поддающихся никаким объяснениям событий. Хотя «Девятые врата» имеют мистическую подоплеку, львиная доля сюжета фильма посвящена детективному расследованию героя Деппа, который отправляется в путешествие по Европе, чтобы собрать как можно больше информации о темном происхождении дьявольской рукописи. Несочетаемое становится сочетаемым, когда за режиссуру отвечает Роман Полански.

Читайте также: 10 отличных фильмов, где зло побеждает добро

«Помни» (2000)

Кадр из фильма «Помни» (2000)

До того как заняться постановкой размашистых блокбастеров (трилогия «Темный рыцарь», «Интерстеллар» и другие), Кристофер Нолан работал над созданием достаточно скромных по своим денежным затратам картин (среди которых его режиссерский дебют «Преследование»), главной задачей которых было удержать внимание зрителя за счет увлекательного и непредсказуемого сюжета. Лента «Помни» с Гаем Пирсом в главной роли в этом плане особенно примечательна, так как является классическим детективом, пропущенным через призму жанра психопатологической драмы. Повествование ведется от лица человека, страдающего антероградной амнезией. Из-за своего уникального заболевания, причиной которого стала тяжелая травма головы, герой теряет память каждые 15 минут. Именно поэтому ему приходится оставлять записки, адресованные самому себе, делать фотографии того, что с ним происходило, и даже наносить на тело татуировки с напоминаниями о том, как далеко он продвинулся в поисках убийцы своей жены.

«Забирая жизни» (2004)

Кадр из фильма «Забирая жизни»

По сюжету фильма «Забирая жизни» агент ФБР Иллиана Скотт, которую играет Анджелина Джоли, расследует дело о маньяке, присваивающем себе жизни своих жертв. Из-за того, что у него нет постоянного места жительства и его никто не знает, убийце всегда удается выходить сухим из воды. Героиня предпринимает попытку сблизиться с одним из возможных подозреваемых, но, сама того не замечая, влюбляется в него. Хоть и на первый взгляд может показаться, что любовная линия мешает развитию детективного сюжета, в действительности она способствует созданию необходимого драматического напряжения, которое нарастает с каждой минутой, достигая своего апогея в финале картины.

«Зодиак» (2007)

Кадр из фильма «Зодиак»

При упоминании имени Дэвида Финчера чаще всего вспоминают его знаменитый детективный триллер «Семь» (1995), забывая, что режиссер также снял в этом жанре фильм «Зодиак», заслуживающий внимания зрителей не в меньшей степени. Лента о расследовании дела известного американского серийного убийцы по прозвищу Зодиак уникальна не только потому, что представляет собой художественную зарисовку реальных событий (сценарий фильма основан на книге Роберта Грэйсмита, который является главным героем картины – его сыграл Джейк Джилленхол), где журналистские статьи о нападении психопата визуализируются с особой изощренностью, но и потому, что она напоминает документальный репортаж с места событий, создавая эффект присутствия и эмоциональной вовлеченности в сюжет.

«Остров проклятых» (2009)

Кадр из фильма «Остров проклятых»

В фильмографии Мартина Скорсезе, мастера криминальных картин, «Остров проклятых» является чуть ли не самой экстравагантной и выбивающейся из его режиссерской колеи работой. Во-первых, он не про гангстеров (или других противоречивых личностей). Во-вторых, хронометраж фильма составляет не привычные для скорсезевских (зачастую эпических) произведений три и более часа, а длится чуть больше двух. Наконец, «Остров проклятых» не преследует цели рассказать историю, заставив зрителя проникнуться ей (как было, скажем, в случае с «Молчанием»), – его задача состоит в том, чтобы мы растворились в сюжете фильма, стали его частью. Именно поэтому расследование загадочного дела, которое приводит главного героя картины, судебного пристава Тедди Дэниелса, блестяще сыгранного Леонардо ДиКаприо, на остров Шаттер, принимает неожиданный оборот (классический детектив оборачивается фильмом о проблеме самосознания) в тот момент, когда этого меньше всего ждешь.

Читайте также: 15 лучших триллеров ХХI века

«Пленницы» (2013)

Кадр из фильма «Пленницы» (2013)

В одной из своих лучших работ – триллере «Пленницы» – канадский режиссер Дени Вильнёв находит новый подход к избитой донельзя теме похищения. Одновременно с официальным расследованием дела о пропаже двух девочек, которым по сюжету картины занимается детектив полиции в исполнении Джейка Джилленхола (и тут без него не обошлось!), нам предлагают взглянуть на линию с поиском преступника отцом (его сыграл Хью Джекман) одной из похищенных, готовым пойти на все (даже переступить закон, если понадобится), чтобы найти свою дочь. Поднимая проблему родительской любви, которая не знает границ, Вильнёв наполняет содержание ленты мощным эмоциональным напряжением. Как нетрудно догадаться, сопереживать во время просмотра зритель будет персонажу Джекмана, а не Джилленхола. Если для второго это еще одно раскрытое/нераскрытое дело в его рабочей папке, то для первого – жизненная трагедия.

«Ветреная река» (2016)

Кадр из фильма «Ветреная река»

События остросюжетной картины Тейлора Шеридана «Ветреная река» разворачиваются вокруг егеря Кори Ламберта (Джереми Реннер), который обнаруживает на территории индейской резервации изувеченное тело молодой индианки. Вместе с неопытным агентом ФБР Джейн Бэннер (Элизабет Олсен), прибывшей расследовать дело об убийстве девушки, Кори предстоит выяснить, кто стоит за этим преступлением. Несмотря на то, что «Ветреная река» соблюдает законы построения детективного сюжета, собирая все элементы воедино (убийство, расследование, подозреваемые и, собственно говоря, виноватый) по ходу фильма, нельзя не отметить, как ловко Шеридан обращается с формой произведения. Если задуматься, то перед нами самый настоящий вестерн (правда, с приставкой «нео»), в котором есть индейцы, честный шериф (героиня Олсен) и даже бравый ковбой (персонаж Реннера). Не говоря уже о внешней атрибутике (ковбойские шляпа и сапоги героя Реннера, или «звезда шерифа» у персонажа Олсен) и эффектных перестрелках.

«Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"» (2018)

Кадр из фильма «Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"»

Фильм режиссера Дрю Годдарда «Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"» можно считать постмодернистским переосмыслением классического детектива Агаты Кристи «Десять негритят», призванным максимально осовременить его сюжет. Учитывая, что подобные жанровые эксперименты хорошо даются Годдарду (до этого он успешно деконструировал жанр ужасов в «Хижине в лесу»), нет ничего удивительного в том, что «Эль Рояль» получился таким самобытным проектом, полным неожиданностей буквально на каждом шагу. Необычность фильма заключается не только в его разношерстных персонажах (среди которых священник, певица и даже продавец пылесосов), незнакомцах, волею судьбы встретившихся в заброшенном отеле, но и в его уникальной структуре, построенной на смешении (без вреда для друг друга) различных жанров – от комедии до психологической драмы, оболочкой для которых служит детектив.

Читайте также