​«Черное Рождество»: Женщины против мужчин

Много феминизма и мало смысла в «ремейке» культового слэшера Боба Кларка.

Ремейк, если новое «Черное Рождество» можно так назвать, на оригинал похож очень отдаленно. Это, безусловно, огорчит поклонников жанра, потому что слэшером здесь даже и не пахнет.

Итак, Рождество. Студенты колледжа Хоторн разъезжаются по домам на каникулы. Однако некоторым девушкам приходится остаться в общежитии на праздники по разным причинам. Вот тут-то их и начинают убивать одну за другой.

Синопсис фильма Такал – один в один «Черное Рождество» Кларка. Однако из классики здесь только женское общежитие, ленивый полицейский и страшное мяуканье кота. И еще много убийств – только у Кларка убивают ради того, чтобы убить (слэшер ведь!), а Такал впихнула в историю что-то наподобие смысла и мистики. Последняя вообще оказывается не к месту и здорово путает карты. Изначально нет никаких намеков на мистическую подоплеку – и вдруг она появляется, и ты не понимаешь, что вообще происходит.

Допустим, ладно: полностью копировать классику – это моветон. Как и полностью переделывать ее. Но если есть желание «переосмыслить» классику, добавить в нее авторское высказывание и актуальные темы – можно ведь подойти к этой затее ответственно и сделать хорошее кино? Можно, но это не про новое «Черное Рождество».

Кадр из фильма «Черное Рождество»

Фильм Софии Такал откровенно скучный и затянутый. Почти два часа героини совершают непонятные телодвижения, много разговаривают и спасаются от маньяка, но как-то вяленько, «по сценарию». Нет динамики, жизни, развития ни в самой истории, ни в персонажах, которые по идее должны как-то двигать рассказ вперед. Студентка Райли (Имоджен Путс), которая так и вообще в центре событий, поначалу вроде как приближается к зрителю за счет личной трагедии. Три года назад на вечеринке ее изнасиловал первый красавец школы, а в полиции ей не поверили. С тех пор она замкнулась и окружила себя подругами-мужененавистницами. Они постоянно ей твердят: «Райли, очнись! Хватить мучить себя. Три года прошло – живи дальше!». Но она все вспоминает и вспоминает – флэшбеками. Когда же ей предоставляется шанс отомстить – она им пользуется. Казалось бы, есть на чем строить драму, развивать характер, но сценаристы приложили все усилия, чтобы история зашла в тупик.

После просмотра «Черного Рождества» остается ощущение, будто тебя окунули в огромный чан с феминизмом. Мужчины здесь абсолютно все либо козлы, либо подкаблучники. А добрые и сплошь замечательные девушки с ними постоянно на ножах, пытаясь добиться равенства и справедливости. При этом подчеркивается (с помощью мистики, кстати), что мужчины – слабые и не способны сами идти на открытый конфликт, разве что только если ими кто-то руководит из-под полы. И действуют они исподтишка, плетя интриги и заговоры (что, в общем-то, всегда больше было свойственно именно женским персонажам).

Кадр из фильма «Черное Рождество»

Противостояние полов выливается в настоящую войну. Причем в прямом смысле слова. Начавшийся как многообещающий хоррор, фильм закручивается в узел и заканчивается как некачественная черно-трэшевая комедия.

Каких-то ярких привлекательных персонажей с характером, которым хотелось бы сопереживать, в новом «Черном Рождестве» нет. Героини ведут себя вызывающе, а зачастую и просто глупо – чего стоят только некоторые их диалоги друг с другом. Минут через 20-30 после начала просмотра они начинают раздражать. Особенно сама Райли и ее подруга Крис (Ализ Шэннон), повернутая на гендерном вопросе чуть больше (ладно, намного больше) остальных. Как-то даже и не удивительно, что их всех решили перебить.

Главный злодей очевиден и чуть ли не кричит: «Ребята, вот он я!». Авторы даже не постарались сделать из этого какую-то интригу. Они вообще не постарались – ни нагнать саспенса, ни логически связать все, что происходит в картине, ни показать личности в своих персонажах, ни написать атмосферные саундтреки.

Кадр из фильма «Черное Рождество»

Кажется, что «Черное Рождество» сразу о многих вещах – об изнасиловании, о попытках жить нормально после него, о равнодушии стражей порядка, о женской дружбе, о предательстве, об отношениях мужчины и женщины, о сверхъестественном и много о чем еще. По факту же получается, что будто бы и ни о чем: ни одна тема не раскрывается полностью, так, по верхам, а остальное уж сами как-нибудь додумайте. Больше всего внимания получил разве что уже упомянутый многострадальный гендерный вопрос, но и тот показан топорно и грубо.

Финал фильма – это уже полный абсурд. Конечно, можно было бы сделать скидку на то, что перед нами комедия, но проблема в том, что оно не заявлено как комедия. Глядишь, если бы «Черное Рождество» все-таки было бы комедией, то, может, и воспринималась бы лента совсем по-другому. Но картина претендует на ужасы и триллер. Актрисы играют серьезно и «по-настоящему». Вот только им, увы, не веришь.

Читайте также