Вашингтон скитался с Библией по пустыне, возил наркотики в гробах убитых американцев и укрощал то армию бандитов, то неуправляемый поезд, то пикирующий самолет, то капитана подводной лодки и даже раскрывал убийства, будучи навсегда прикованным к кровати. Несколько раз сыгравший у классика голливудских блокбастеров Тони Скотта и пионера черного кино Спайка Ли, которые и открыли этого обаятельного и бесконечно любимого в Голливуде актера, Дензел Вашингтон является одним из тех артистов, на которых даже в скучных фильмах никогда не скучно смотреть. Честно говоря, у этого прирожденного оратора, который всегда играет человека дела, нет плохих картин. Вашингтон – один из немногих, кто умеет воплощать и героя, и злодея, и как никто другой шагает стильно.
«Ураган» (1999)
Рубин «Ураган» Картер
Драма о судьбе боксера по прозвищу «Ураган» принесла Дензелу Вашингтону второго берлинского «медведя» (первого актер получил за монументальную кинобиографию «Малкольм Икс» (1992)), «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». Вашингтон традиционно олицетворяет мужественность черного героя, воплощая духовного лидера, мученика и мудреца. История боксера, которого приговаривают к пожизненному сроку за убийства, тасуется взад-вперед: то к Дензелу за решеткой, то к роковой ночи, то к боксерскому поединку, снятому в черно-белом, как «Бешеный бык» Мартина Скорсезе. Тюрьма не может сломать идейного. «Ураган» силен духом, потому что верит, что жизнь лежит через познание. Особенно под балладу Боба Дилана. Просто вглядывайтесь в лицо этого гордого и отважного персонажа с ясным взглядом и острым умом, который превратил свое тело в оружие, чтобы говорить на языке ненависти. «Ураган» ведет бой с собственной тенью – гневом, страхом и отчаянием, и обретает надежду, когда осознает: ненависть убивает, а освобождает любовь.
«Тренировочный день» (2001)
Алонзо Харрис
Великолепное воплощение продажного полицейского в криминальной драме Антуана Фукуа принесло Дензелу Вашингтону золотую статуэтку. Он стал первым черным актером, получившим две премии «Оскар». А содержание фильма простое – один день из жизни молодого офицера (Итан Хоук) на службе у ветерана лос-анджелесской полиции (Вашингтон), который, звеня цепями на шее, ведет двойную игру на злых улицах, убеждая новобранца, что любой хороший детектив коррумпирован, потому что ты должен брать на руку, чтобы быть хорошим детективом. Только с грязью и кровью на руках тебе будут доверять. И Дензел настолько виртуозен, что с этим «nigga» трудно не согласиться. Злой, воинственный, циничный, расхаживающий с важным видом, дирижирующий пушками и воющий по-волчьи коп – воплощение беспредельного тщеславия. «Тренировочный день» – одна из самых ярких картин в богатой карьере и Вашингтона, и Хоука, и Фукуа, который позже снял Дензела в «Великолепной семерке» (2016) и двух «Уравнителях» (2014, 2018). Этот денек вы запомните надолго. Boom!
«Экипаж» (2012)
Уильям «Уип» Уитакер
Квинтэссенциальной называют роль Вашингтона в «Тренировочном дне», потому что там есть все классические дензелвашингтонские движения, взгляды и интонации. Но другая – в «Экипаже», где актер выступает в роли пилота, который садится за штурвал самолета, заправившись наркотой и выпивкой, а потом переворачивает неуправляемого крылатого низом кверху. Правда, эта история не столько о судьбоносном полете, сколько о выборе грешника, который не в силах честно признать, кто он. Жизнь решительного и уверенного в себе героя превратилась в череду лжи себе и другим, поэтому он выбирает пить. Пилот настаивает – самолет был обречен, а он спас людей. Обидно, что Вашингтона ничем не наградили за восхитительно мощное исполнение разбитого и одинокого человека, который слаб, и в этом его сила. А еще в этой трагической драме о силе воли и божьем промысле прекрасен Джон Гудман, который реанимирует Вашингтона разными веществами.
«Роман Израэл, Esq.» (2017)
Роман Израэл
Вашингтон уже играл адвоката в «Филадельфии» (1993), но главная роль в драме Дэна Гилроя, автора «Стрингера» (2014), которая прошла почти незаметно, является одной из самых интересных в карьере актера. Он предстает в образе Романа Израэла – упрямого, настойчивого и дерзкого адвоката-идеалиста, который работает в маленькой юридической конторе, терпеливо разбирая жирные папки, пока дома на стене красуется Анджела Дэвис. Дензел Вашингтон с олдскульными наушниками полностью растворяется в чудаковатом революционере, который осознает, что суды – это конвейерно-штамповой бизнес, и возмущается, когда «сестры стоят, когда братья сидят». Трудно быть честным не только с другими, но и с собой, а праведнику не выжить в этом лицемерном мире, где все решают деньги. И если такой старомодный борец за свободу и справедливость откладывает в сторону реформаторский портфель и предает свои убеждения, то как жить дальше?
«Гнев» (2004)
Джон Кризи
Дензел Вашингтон может быть грандиозным, отдавая громкие приказы, как в «Багровом приливе» (1995), но, когда нужно сбавить пафос и сыграть тише, получается не менее сильно. «Гнев» – именно тот случай, когда молчание звучит убедительнее криков. «Гнев» – вторая работа Вашингтона с Тони Скоттом. Главный герой – плачущий убийца с особым набором навыков, который ведет охоту на похитителей маленькой девочки. Ребенка убили, и теперь тяжело пьющий ветеран со шрамами на руках мстит. Говорят, будет шедевр. В жестокой мести измученный и отчаянный видит божье дозволение, чтобы наконец искупить свои грехи и пожертвовать собой ради того, кто вернул ему желание жить. «Пусть Бог дает им прощение. А я организую им встречу». Агрессивный монтаж, ядовитая палитра, ускорения, замедления, вспышки и стоп-кадры. В общем, неописуемо красиво. Но если вам мало Вашингтона и Скотта, который любит смаковать крупные планы Дензела, посмотрите захватывающее «Дежа вю» (2006), которое называют опус магнумом Скотта – там Вашингтон подглядывает за красоткой и играет со временем, словно Бог. Впрочем, каждая картина этого дуэта индивидуальна и заслуживает отдельного внимания.