​«Пиноккио» Роберта Земекиса: Бездушный ремейк волшебной сказки

Претендент на звание худшего игрового ремейка классики Disney.

Сюжет фильма «Пиноккио» повествует о резчике по дереву Джепетто, который смастерил мальчика-марионетку и дал ему имя Пиноккио. Перед сном добрый и одинокий старик загадывает, чтобы кукла ожила, и Голубая Фея ночью осуществляет его мечту. Поселившийся в доме резчика говорящий сверчок Джимини становится голосом не сформировавшейся совести деревянного мальчика. Вскоре Пиноккио отправляется в школу. Новый мир оказывается не столь простым, как казалось Пиноккио, и он попадает во множество неприятностей. Столкнувшись с трудностями, деревянному мальчику предстоит понять разницу между добром и злом и научиться быть хорошим, смелым и отзывчивым.

Начнем с того, что новый «Пиноккио» от Disney – именно ремейк их классического мультфильма 1940 года, а не альтернативная адаптация сказки Карло Коллоди. Собственно, поэтому сравнивать его мы будем именно с культовой анимационной картиной. В общих чертах сюжет ремейка повторяет историю, рассказанную в мультфильме, однако в деталях несколько отклоняется от нее. К сожалению, эти изменения, будь то отдельные переигранные сцены или новые введенные персонажи, оказываются по большей части бессмысленными. Они либо чуть сглаживают острые углы мультфильма – поэтому, например, Пиноккио не курит, не пьет в кадре и не участвует в ином беспределе на Острове удовольствий, – либо следуют современным трендам, бездумно расширяя гендерное разнообразие персонажей новыми пустыми героями.

Кадр из фильма «Пиноккио» (2022)

Некоторые изменения в ремейке «Пиноккио» еще и рушат причинно-следственную связь событий. Так, на Острове удовольствий Пиноккио ведет себя прилично, не поддаваясь соблазнам, а творящие беспредел дети его, скорее, отталкивают и пугают. Нам шалостей и выходок Пиноккио, по крайней мере, не показывают. Однако, несмотря на хорошее поведение, деревянный мальчик все равно начинает превращаться в ослика, хотя именно проделки детей провоцируют эту трансформацию.

Еще одним критическим недостатком «Пиноккио» Земекиса становится его бездушность на фоне оригинала. Некоторые персонажи потеряли свое очарование напрочь. Коснулось это, например, котенка Фигаро. Теперь это просто милый на вид котенок, который и ведет себя как обычный настоящий котенок, а не тот забавный проказник со своенравным характером из мультфильма. Сверчок Джимини из-за реалистичности в ремейке выглядит немного криповато, и это мешает восприятию этого персонажа. Джепетто Тома Хэнкса потерял в эксцентричности, хотя любимый многими американский актер все-таки смог показать нам достойную версию важного для сказки героя. Сам же Пиноккио, пускай и похож дизайном на ожившую марионетку из оригинального мультфильма, но для игровой адаптации выглядит слишком примитивным, будто на его воплощение не хватило ресурсов компьютерной графики. Нет вопросов разве что к Честному Джону, хотя роль хитрого лиса в ремейке все же чуть сократилась.

Кадр из фильма «Пиноккио» (2022)

Еще создатели ремейка «Пиноккио» изменили финальную мораль сказки. Если мультфильм четко показывает, как Пиноккио благодаря своим добрым и храбрым поступкам превращается в настоящего мальчика на радость пожилому мастеру, то в фильме Земекиса (начало спойлера) Джепетто счастлив принять Пиноккио просто ожившей куклой – таким, какой он есть, ведь именно благие дела, а не определенная внешность делают его хорошим и добрым мальчиком (конец спойлера). Такая мораль по-своему хороша, однако остальные недостатки ремейка не дают ей толком раскрыться перед зрителями.

Участие Роберта Земекиса в качестве режиссера и соавтора ремейка «Пиноккио» почти незаметно. В фильме нет действительно интересных режиссерских решений. Сценарные же придумки, о которых мы говорили выше, оказываются ненужными, а иногда даже ощутимо вредят игровой версии. Новой картине попросту не хватает души и очарования культового мультфильма 1940 года. Ремейк Роберта Земекиса получился одним из самых слабых – возможно, и худшим – в ряду бесконечных современных обновлений диснеевской классики.

За любопытными авторскими идеями и атмосферой, скорее, нужно будет обратиться к грядущей экранизации «Пиноккио» от мрачного сказочника Гильермо дель Торо. Его анимационная картина выйдет 9 декабря на Netflix.



Читайте также