​11 важных фильмов 2019 года

Артур Завгородний подводит итоги и рассказывает о значимых, страшных и живописных картинах, которым под силу подвинуть яркие голливудские и фестивальные хиты.

Зрители получили (даже если не хотели) продолжения «Джона Уика», «Оно», «Терминатора», «Сияния» и «ЛЕГО Фильма». Увидели новые ужастики от режиссеров «Реинкарнации» и «Прочь», а также новые главы «Zомбилэнда», «Малефисенты» и «Годзиллы», и посмотрели на двух Уиллов Смитов по цене одного.

Джим Джармуш сделал ироничный хоррор, Эдвард Нортон – старомодный нуар, Терренс Малик показал «Тайную жизнь», а Педро Альмодовар и Шайа ЛаБаф – самые личные фильмы. Джеймс Кэмерон и Роберт Родригес выпустили «Алиту: Боевого ангела», а Disney – ремейки классики: «Дамбо», «Аладдин» и «Король Лев».

Понятно, что каждый год выходит больше фильмов, чем публика может посмотреть. И некоторые из таких картин ужасно обидно (и стыдно, если вы – синефил) пропускать, потому что они не менее увлекательны и ценны, чем нашумевшие «Джокер», «Паразиты», «Ирландец» и «Однажды в… Голливуде», с которыми и так все понятно. Если вдруг вы сбились под натиском попсового или плохого кино, советую наверстать упущенное и уже сейчас начать смотреть эти странные, тревожные, грустные, красивые и загадочные фильмы, которые говорят о прошлом, настоящем, будущем и вечном.

«Маяк»

Режиссер Роберт Эггерс

Кадр из фильма «Маяк»

Думаете, «Солнцестояние» – самый странный фильм года? «Маяк» Роберта Эггерса – вот самый странный фильм года. «Маяк» – черно-белый, композиционно строгий, сюрреалистичный сплав триллера, ужаса, драмы и немного комедии. Усатый Роберт Паттинсон и хромой Уиллем Дефо гениально безумствуют на покрытом туманом острове, где единственное светило – заколдованный маяк. Мрачные пейзажи, бушующий шторм, чайки визжат, а старые суеверия и сказки о морских богах начинают сбываться. Пьющий бородач Дефо гоняет неразговорчивого юнца Паттинсона, который после страшных кошмаров о русалках и щупальцах сходит с ума, выгуливает Дефо, как «смердячего пса», и заставляет жрать землю. «Маяк» – дикое кино о слабом человеке, которого нельзя оставлять в одиночестве, тесноте и безделье. Кто любит «Сияние», полюбит и «Маяк».

В России фильм «Маяк» выйдет в прокат 16 января 2020 года

«К звездам»

Режиссер Джеймс Грэй

Кадр из фильма «К звездам»

Брэд Питт сыграл одну из лучших ролей не только у Тарантино – и я сейчас не столько об «Однажды в… Голливуде», сколько о «Бесславных ублюдках». В этом году актер отправился в космическую одиссею на поиски давно потерянного отца. Грустный, погруженный в наблюдения и размышления, герой с тревогой всматривается в глубины космоса, думает о смысле жизни, сталкиваясь с тоской, страхом, гневом и смертью. «К звездам» – о боли, надежде, одиночестве, прощении и осознании, что поиски Отца бесполезны – есть только мы, поэтому не упускайте то, что рядом. Живите и любите. В этой величественной драме, похожей на «Космическую одиссею», «Апокалипсис сегодня» и «Древо жизни», звучит космический по звучанию саундтрек, а оператор «Интерстеллара» находит красоту в звездной пустоте. Душевно и завораживающе. Сказать «рекомендую» – ничего не сказать.

Наша рецензия на фильм «К звездам»

«Соловей»

Режиссер Дженнифер Кент

Кадр из фильма «Соловей»

Постановщица «Бабадука» рассказывает о трагедии каторжницы, которая преследует британского офицера сквозь густые австралийские леса, чтобы отомстить за убийство семьи. Униженная, оскорбленная, брошенная в кровавом одиночестве рабыня хватает ружье и лошадь и берет с собой черного следопыта, который тоже пресыщен ненавистью к тем, кто насилует его дом. «Соловей» начинается с одной из самых тревожных сцен в истории кино. Пережить изнасилование, убийство и детоубийство с экрана мучительно, а в жизни кажется вообще немыслимым. Вестерн на грани хоррора о стойкости духа и зверствах колониализма жутко тяжелый. «Соловей» под баллады на гэльском дышит гневом, страданием и отчаянием. Но история не безнадежна, невзирая на дичайшее варварство, на которое способно «цивилизованное» человечество. Кто ответит за эти зверства? И кто простит? Между прочим, Сэм Клафлин потрясающе воплотил порочного английского офицера. Таким актера вы еще не видели.

«Капернаум»

Режиссер Надин Лабаки

Кадр из фильма «Капернаум»

Душераздирающая социальная драма о мальчишке, который убегает из дома, бродит с чужим малышом по пыльным трущобам, а потом судит родителей. Капернаум – это библейская деревня, проклятая Иисусом. Это ад, и ребенок оказался брошенным в этом аду. Но острая ливанская трагедия об измотанном и беспокойном мальчишке осуждает не только родителей, но и власть, потому что родители являются такими же жертвами системы, которая безразлична к своему народу. Люди живут на улице, потому что у них нет выбора. История о безответственности и презрении настолько правдива, аж страшно. «Я хочу подать в суд на своих родителей», – заявляет ребенок, скованный наручниками и судьбой. Почему? Потому что они его родили.

«Золотая перчатка»

Режиссер Фатих Акин

Кадр из фильма «Золотая перчатка»

Пахнущую «Грузом 200» драму Фатиха Акина можно смело назвать самым мерзким фильмом года, а то и целого десятилетия. «Золотая перчатка» – о горбатом маньяке, который насилует и убивает проституток, подбирая их в пропитанном шнапсом кабаке «Золотая перчатка» (не путать с пивной Каурисмяки «Золотая пинта»), где зависает всякое быдло, нацисты, бомжи и извращенцы. А тела убитых пьяница с перекошенной рожей пилит и складирует в стене своей провонявшей тухлятиной квартирки. И никто этого кровавого безобразия не замечает. Лауреат Берлинского кинофестиваля сделал мрачнейшую драму (или хоррор) о смерти, к которой каждый человек приближается, а кто-то с этой смертью живет. Особенно, если жизнь – сплошная пустота. Фильм обвиняют в тупости и бесполезности, но в этом и есть смысл «Золотой перчатки».

О фильме Фатиха Акина «Золотая перчатка» рассказывали в обзоре прямиком с 69-го Берлинского кинофестиваля

«Ван Гог. На пороге вечности»

Режиссер Джулиан Шнабель

Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности»

«Когда я смотрю на плоский пейзаж, я вижу вечность», – признается Винсент Ван Гог в исполнении как всегда бесподобного Уиллема Дефо, который за эту роль получил приз Венецианского фестиваля и номинацию на «Оскар». В биографической драме «Ван Гог. На пороге вечности» режиссер «Скафандра и бабочки» рассказывает о художнике, поглощенном тревогой. Это фильм о творце, обреченном Господом на трагическое существование. Автор сочувствует страдальцу, живой камерой запечатляя густые мазки на холсте и морщинистое лицо человека, который устал от одиночества. Фильм демонстрирует не столько бессмертное творчество Ван Гога, сколько размышления о природе искусства и бытия. Винсент – изгнанник и скиталец, который чувствует, что природа – это Бог, проникающий в нашу душу с той же силой, что и живопись, рожденная в муках.

Читайте также: 21 лучший фильм 2019 года

«Прощание»

Режиссер Лулу Ванг

Кадр из фильма «Прощание»

Разговорная трагикомедия о китайцах, собравшихся на исторической родине, чтобы попрощаться с умирающей бабушкой, которая не знает, что скоро уйдет из жизни, оставила зрителей в восторге. «Прощание» – об ответственности людей, которые должны притворяться. Предлогом повидать старушку, которая умрет не сегодня – завтра, становится свадьба, куда второпях собирают всех родственников. И бабушка рада, и гости сыты. Одна только внучка, которая больше американка, чем китаянка, потому что живет за океаном, не соглашается на обман. Дескать, ложь во благо – это не по-человечески. «Прощание» изображает традиционные, поколенческие и национальные различия, маленькие и большие. Что лучше: горькая правда или сладкая ложь? Фильм о том, как наши жизни и отношения порой зависят от лжи, побеждает в номинации «Лучшая бабушка».

«Пепел – самый чистый белый»

Режиссер Цзя Чжанкэ

Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый»

Хотя картина впервые была показана весной-2018, а потом еще целый год «фестивалила», для широкого круга зрителей она стала доступна уже в 2019 году. В этой меланхоличной гангстерской драме лидер китайского независимого кино Цзя Чжанкэ, прославившийся «Платформой», показывает судьбу женщины, которая влюблена в бандита. Совмещая документальный натурализм с метафорами и мудростями, режиссер изображает повседневное одиночество. «Пепел», который называют сплавом из лучших хитов Чжанкэ, говорит о любви, предательстве и обреченности человека на страсти и страдания. Главная героиня в тончайшем исполнении Чжао Тао спасает любимого мужчину от тюрьмы, а выйдя на свободу и узнав, что осталась в полном одиночестве, ставит его на ноги, потому что верит в преданность. Но судьба играет в свою игру, поэтому мужественная и благородная женщина все равно остается наедине с собой и временем, размышляя: можем ли мы начать сначала? Недаром говорят, что сегодня самое современное кино делают в Азии.

«Во славу тьмы?»

Режиссер Пенни Лэйн

Кадр из фильма «Во славу тьмы?»

Если религия стала продуктом потребления, так почему в стране свободных и храбрых, где ничего личного – только бизнес, не прославлять Князя тьмы? Активисты «Сатанинского храма» рассказывают о своем мировоззрении и политических, социальных и религиозных целях, выступая против тех, кто пропагандирует «God Hates Fags», и возмущаясь, что власть навязывает обществу заповеди. Сатанисты проповедуют полную свободу самовыражения и отказ от любых табу. Выглядит маргинальное движение против христианства, которое традиционно находится в оппозиции к глобальному мейнстриму и ультрановым ценностям, смешно, потому что больше похоже на издевку, но кино познавательное. Не случайно в названии фильма стоит знак вопроса. Слава Сатане во благо демократии?

«Волны»

Режиссер Трей Эдвард Шульц

Кадр из фильма «Волны»

Авторская драма молодого режиссера Трея Эдварда Шульца рассказывает о том, как выбор может привести к полному уничтожению. «Волны» – красивый мелодраматический опус, в котором на полпути внимание переключается со школьника, спортсмена и просто красавца на его сестру, переживающую последствия первой части фильма. Похожая на «Место под соснами», романтическая драма – не блокбастер, но дух захватывает. «Волны» головокружительны. Режиссер демонстрирует виртуозное владение формой. Камера находится в постоянном движении, оформленном качовой попсой и пульсирующей партитурой Трента Резнора и Аттикуса Росса. А еще в этом живом, серьезном, иногда истерическом рассказе о семейных ценностях и человеческой натуре хорош Лукас Хеджес и великолепен Стерлинг К. Браун в роли отца «золотого ребенка».

«Текст»

Режиссер Клим Шипенко

Кадр из фильма «Текст»

Примелькавшийся Александр Петров в роли студента, отсидевшего за подкинутые наркотики, шлет сообщения с телефона того, кто ему эти наркотики подбросил. Тварь дрожащая начинает жить чужой жизнью, обретая второе лицо. Фильм современный (настоящий человек – в телефоне), но история классическая (конфликт человека и закона). «Читающая вслух» криминальная драма о холодной России, откуда хочется уехать, говорит о нашей реальности, где жизнь – это бизнес, и там сажают, потому что могут, и за все надо платить – только деньги давай, и что жрать всех надо, а если ты другой, то сиди и не высовывайся. В этом продажном мире есть лишь два пути: суицид или стоицизм. И если выбрал не суицид, потому что самоубийцы попадают в ад, а значит, на том свете с матерью уже не встретишься, тогда терпи. «Текст» – о преступлении и наказании человека, который пытается выжить и доказать себе, обществу и власти, что он существует. Мусор – то ли жизнь, то ли деньги, а может, все – одно.

Читайте также