Американец Ричард Джуэлл (Пол Уолтер Хаузер) мечтал лишь об одном – быть полезным своей стране. Именно поэтому он решил связать свою жизнь с работой в правоохранительных органах. Правда, из-за своего обостренного чувства справедливости Джуэлл не единожды ее терял. Во время проведения Олимпийских игр в Атланте в 1996 году он устроился секьюрити в Парк столетия, чтобы помочь полицейским в контроле за соблюдением порядка и обеспечении безопасности посетителей мероприятия. В одну из смен Джуэлл обнаруживает подозрительную сумку, внутри которой оказывается заложена бомба. Охранник проводит экстренную эвакуацию, благодаря чему ему удается спасти сотни невинных жизней. Джуэлл становится народным любимцем, о нем говорят в новостях и пишут в газетах. Однако вскоре ФБР выдвигает предположение о том, что Джуэлл сам спланировал этот теракт, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Обвиненный в том, чего он не совершал, охранник из национального героя превращается в главного подозреваемого. Чтобы вернуть себе честное имя, Джуэлл обращается за помощью к своему старинному другу-адвокату (Сэм Рокуэлл), вместе с которым вступает в противостояние с американскими властями и назойливой журналисткой (Оливия Уайлд), готовой пойти на все ради скандального материала.
Неутомимый Клинт Иствуд (в этом году ему исполняется 90 лет!) продолжает воздвигать кинопамятники реальным героям, заслуги которых, однако, пытались подвергнуть сомнению. Новый фильм одного из главных ветеранов Голливуда – драма «Дело Ричарда Джуэлла» – рассказывает о простом охраннике, типичном представителе рабочего класса, который спас сотни людей во время теракта на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году, но позже был обвинен в том, что сам же его и подстроил. Как и в случае с лентой «Чудо на Гудзоне» (2016), посвященной невероятной, но правдивой истории Чесли Салленбергера, пилота, который сохранил более 150 жизней, когда совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке, и впоследствии был вынужден предстать перед судом, так как действовал не по инструкции, Иствуд строит сюжет вокруг человека, который сталкивается с несправедливостью системы. Другими словами, как Салленбергер, так и Ричард Джуэлл оказываются жертвами обстоятельств, вызванными, как бы абсурдно это ни звучало, их героическими поступками. Правда, если в «Чуде на Гудзоне» Иствуда гораздо больше интересовал психопортрет персонажа Тома Хэнкса, а линия с восстановлением доброго имени его героя была отодвинута на второй план, то в «Деле Ричарда Джуэлла», наоборот, процесс реституции является основным двигателем сюжета.
Фильм получился размашистым по своей повествовательной структуре, в нем сразу несколько сюжетных линий, которые развиваются параллельно друг другу. Главная, разумеется, посвящена борьбе Джуэлла с системой, которая стремится сделать из охранника-спасителя злодея-террориста. Побочные линии, которые образует основная, рассказывают о беспринципной журналистке, сыгранной Оливией Уайлд, агенте ФБР в исполнении Джона Хэмма, который готов отправить за решетку невиновного человека только потому, что не в силах найти настоящего преступника, и адвокате главного героя, которого исполняет Сэм Рокуэлл, и их дружбе. Не менее важной во всей этой лихо закрученной истории о лжи и правде является линия взаимоотношений Джуэлла и его мамы (ее сыграла обладательница премии «Оскар» Кэти Бейтс), которая демонстрирует чудодействующую силу родительской любви.
Тем приятнее осознавать, что, несмотря на обилие персонажей, ни один из них не перетягивает одеяло на себя. Под умелым руководством Иствуда каждый из героев фильма становится самодостаточной единицей истории, поэтому наблюдать интересно не только за основной сюжетной линией, связанной с восстановлением репутации Ричарда Джуэлла, но и за теми, которые выступают ее ответвлениями. Конечно, немаловажна заслуга и актеров, сумевших создать яркие и, что самое главное, живые образы.
Забавно, что исполнителю главной роли в фильме Полу Уолтеру Хаузеру уже приходилось играть охранника в трагикомедии «Тоня против всех» (2017), которая тоже была основана на реальных событиях. Правда, если в «Тоне» Хаузер был актером второго плана, к тому же воплощал, скорее, отрицательного персонажа, то в «Ричарде Джуэлле» он правит бал. Артист убедительно смотрится в амплуа маленького человека, в чем-то деревенщины и простофили, что находит отражение в сбивчивой и неуверенной речи, а также неловких телодвижениях его героя. Игра Хаузера завораживает своей неподдельной естественностью, ему действительно веришь. Очень дерзок и резок в роли адвоката Джуэлла оскароносный Сэм Рокуэлл. Пожалуй, эта самая мощная по экспрессии актерская работа за последнее время (наравне с Кристианом Бэйлом в «Ford против Ferrari»). Насколько прекрасна внешне, настолько отвратительна внутри героиня Оливии Уайлд. Надо признать, что такие образы – персонажей, которые своим омерзительным характером отворачивают от себя, несмотря на их визуальную привлекательность, – всегда даются актерам тяжелее всего. Уайлд стоит отдать должное, так как она справилась с поставленной перед ней задачей на ура. Какой бы сексапильной (а она такая!) ни была сама актриса, зритель возненавидит ее героиню, журналистку, которая не брезгует ничем ради достижения своих целей.
Лента насыщена на события – от информационной войны, спровоцированной клеветой СМИ и некомпетентностью сотрудников спецслужб, до судебного разбирательства, которое призвано расставить все точки над «i» в деле без вины виноватого. При этом экшена в фильме по минимуму: собственно говоря, завязка с эвакуацией людей и взрывом бомбы в Парке столетия Олимпийских игр. Иствуд снял разговорное кино на два с лишним часа, от которого, тем не менее, невозможно оторваться. Скучать во время просмотра не приходится, так как сюжет «Дела Ричарда Джуэлла» наполнен захватывающими диалогами, которые пропитаны невероятным эмоциональным напряжением. Разговоры Джуэлла и его друга-адвоката о несовершенстве системы и несправедливости по отношению к людям «из низов», как и главный герой, впечатляют своей откровенностью, даже несмотря на их политическую подоплеку. Мысль о том, как тяжело оставаться честным человеком в обществе, которое погрязло во лжи, проходит через весь фильм, так или иначе всплывая в беседах персонажей. В данном случае Иствуд дает понять, что мир, которым правят масс-медиа, не заслужил таких героев, как Ричард Джуэлл. Однако тот факт, что такие люди есть, не может не радовать.
В конце концов «Дело Ричарда Джуэлла» кино очень гуманистическое. Иствуд неспроста в своем творчестве отдает предпочтение историям о людях, которые оказались слишком хорошими для этого мира, из-за чего и были вынуждены отстаивать себя перед ним. Для него важно, чтобы зритель не только сопереживал его персонажам, но и мог поставить себя на их место. «Дело Ричарда Джуэлла» предоставляет такую возможность. Эта крепкая биографическая драма с превосходными актерскими работами и виртуозной постановкой никого не оставит равнодушным.