Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Da Ya Think I’m Sexy? К 75-летию Рода Стюарта

Слушаем хиты одного из самых известных британских «золотых» рокеров и рассказываем об этапах его творческого пути.
10 января 2020 0
Род Стюарт
Род Стюарт

10 января исполняется 75 лет Роду Стюарту – певцу и автору песен, обладателю узнаваемого тембра голоса и одному из самых известных представителей британского рока в его золотую эпоху. Предлагаем вспомнить этапы творческого пути музыканта и заодно освежить в памяти его главные песни (впрочем, речь пойдет не только о них).

Начало пути. The Jeff Beck Group

До 1968 года Род Стюарт пел и играл в разных составах, тусуясь то с будущими основателями Fleetwood Mac, то с Лонг Джоном Болдри, из шинели которого чуть позже выйдет застенчивый очкарик Реджи Дуайт, более известный как Элтон Джон, то с участниками группы The Steampacket, спорящей со многими за звание одной из первых супергрупп. Первым же заметным шагом Рода на пути к славе стала работа в команде одного из самых оригинальных героев гитары конца 60-х Джеффом Беком. Альбом «Truth», на котором пел Стюарт, во многом предвосхитил знаменитое звучание Led Zeppelin. Сам Род рассказывает, что Джимми Пейдж и Джон Бонэм были частыми посетителями концертов Бека, и один из них явно «сплагиатил» концепцию жесткой блюз-роковой команды, тон в которой задают эффектный фронтмен и новатор-гитарист. Увы, Джефф Бек так и не достиг коммерческой популярности уровня Джими Хендрикса, Пита Таунсенда или коллег по The Yardbirds Эрика Клэптона и того же Пейджа. Однако Стюарт не раз говорил, что его вокальный стиль и сценическая манера сформировались под влиянием Бека, и давно лелеет идею записать с ним альбом современного блюза. Увы, непростой характер гитариста пока что этому не способствует.

The Faces. Рок-раздолбаи

Следующей группой, с которой Рода Стюарта свела судьба, стали реформированные The Small Faces. После ухода вокалиста Стива Мариотта участники укоротили название и пригласили в группу Стюарта вместе с его другом и коллегой Роном Вудом. К тому моменту Род и Ронни уже расстались с Беком, чему способствовали как характер гитариста, так и трения с его менеджерами. Участники The Faces ничем не походили на целеустремленного прежнего «работодателя» Стюарта: по его словам, сессия записи обычно начиналась с похода в паб, а иногда группа проводила там больше времени, нежели в студии. На концертах The Faces позволяли себе лажать и придумывали сет-лист прямо на ходу – но именно эта атмосфера веселого раздолбайства и принесла группе славу прародителей панка. Долго так продолжаться, правда, не могло. В итоге Рон Вуд продолжил раздолбайствовать в The Rolling Stones, а Стюарт окончательно сосредоточился на сольной карьере. И все же любителям британского ритм-энд-блюза в духе тех же Stones не следует проходить и мимо записей The Faces.

«Maggie May». Лолита наоборот

Род Стюарт начал cольную карьеру еще до начала работы в The Faces, коммерчески успешным стал уже второй его альбом «Gasoline Alley». Однако настоящий прорыв ждал его на третьей пластинке «Every Picture Tells A Story»: композиция «Maggie May» с провокационным текстом о школьнике, которого завлекает в свои сети взрослая соседка, заняла первое место в британских и американских чартах. Для самого Стюарта это стало сюрпризом – дескать, как может стать хитом песня, в которой нет ни припева, ни ключевой строчки? Однако без нее с тех пор не обходится ни один концерт исполнителя.

«Sailing». Чужое мое сокровище

После успеха «Every Picture Tells A Story» Род Стюарт начал уверенно набирать крейсерскую скорость, включая в альбомы не только собственные песни, но и весьма удачные кавер-версии. Одной из них стала композиция, написанная и впервые записанная софт-роковой группой The Sutherland Brothers.

«В десять утра продюсер Том Дауд позвонил мне и попросил приехать в студию на запись "Sailing". Я запаниковал, поскольку никогда еще не записывался без того, чтобы не пропустить стаканчик, а тем более не записывался так рано с утра», – пишет Род в автобиографии.

В итоге записанная за шесть или семь дублей песня вновь возглавила чарты Великобритании и стала основной темой к документальному фильму BBC о британском флоте. Кстати, на свете существует еще один ее вариант – кавер-версию с французским текстом под названием «Ma musique» исполнил Джо Дассен. Вдохновлялся ли он при этом версией Стюарта или братьев Сазерленд, доподлинно неизвестно. А сама песня протолкнула в чарты и альбом «Atlantic Crossing», записанный с музыкантами легендарной студии Stax и ставший одним из самых успешных у Рода Стюарта.

Читайте также: 10 главных альбомов классического рока за 2019 год

Диско-хит. «Da Ya Think I’m Sexy?»

«В 1978-м я много слушал группу Chic, движущей и мелодической основой которой была бас-гитара. Еще мне очень нравилась песня группы Odyssey "Native New Yorker", и роллинговская "Miss You", в которой смешались рок и диско. И у меня возникла мысль – а что, если сочинить что-то в таком духе? Так и появилась "Da Ya Think I’m Sexy?"», - вспоминает Род.

Мировому успеху песни, проданной тиражом минимум в два с половиной миллиона экземпляров, не помешало ни ворчание фанатов, обвинивших певца в «опопсевании», ни претензии бразильского исполнителя Хорхе Бена, заявившего, что основой припева стала мелодия его песни «Taj Mahal». В начале нулевых Род убрал песню из сет-листа, решив, что несколько устал от нее.

«Но люди, которые покупали билеты, начали жаловаться, и я решил пойти им навстречу. А потом выяснилось, что мне по-прежнему нравится ее петь».

Рокер в костюме Синатры. «The Great American Songbook»

После успеха «Da Ya Think I’m Sexy?» певец выпустил еще добрый десяток альбомов, на которых было немало хороших песен вроде «Young Turks», «Forever Young», «Rhythm Of My Heart» или посвященной знаменитой фабрике хитов «The Motown Song». Тем не менее он еще с середины 80-х годов разрабатывал идею альбома американских «стандартов», повлиявших на него не меньше, чем блюз и соул-музыка. Время этой идеи пришло к началу нулевых, когда у Рода «кончился завод»: собственных песен становилось все меньше и меньше, а последний альбом «Human» продавался крайне плохо. В итоге мистер Стюарт записал даже не один, а целых пять альбомов песен Джорджа Гершвина, Коула Портера и других знаменитых авторов. Кто-то считает, что ему стоило бы остановиться на одном-двух, но качество «Великого Американского Песенника» уже давно не вызывает никаких споров, а роль крунера, как выяснилось, подходит ему не хуже рокерской.

«Время» лечит. Новые песни

К началу 2010-х фанаты стали ворчать, что Стюарт, дескать, уже не может ничего, кроме как перепевать чужое старье. Помимо пяти упомянутых дисков американских песен он выпустил рождественский альбом и собственные трактовки рок- и соул-хитов минувшего века, причем собственных песен не было ни на одном из этих альбомов. Своего рода «живой водой» для него стала работа над книгой, названной просто «Rod. The Autobiography», получившей восторженные отзывы критики и неоднократно цитировавшейся в том числе и здесь. Воспоминания пробудили творческую энергию, и в 2013 году в свет вышел диск с говорящим названием «Time» («Время»), 11 из 12 песен которого написал сам Стюарт, хотя и в соавторстве. Возвращение героя оценили по достоинству: «Time» стал первым альбомом Рода Стюарта, стартовавшим с первого места британских чартов – впервые за 37 лет! Второй альбом, «Another Country», вышел в 2015-м и получился как минимум не хуже. Третий, «Blood Red Roses» 2018-го, тоже вскарабкался на вершину чартов и почти полностью состоял из авторского материала. Пожалуй, мы не ошибемся, говоря о полноценном творческом возрождении одного из самых известных британских певцов – и именно тогда, когда большинство его современников давно уже стали памятниками самим себе.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями