Режиссер и сценарист Тайка Вайтити рассказывает о 10-летнем фанате свастики Йоханнесе «Джоджо» Бетцлере (дебютант Роман Гриффин Дэвис), мечтающем стать верным другом Адольфа Гитлера. А кто воспитает настоящего нациста, если не Гитлер? Вот поэтому усатый фюрер, пусть не настоящий, а воображаемый (его играет сам Вайтити), всегда находится рядом с мальчишкой. Гитлер для пацана вместо отца, который бесследно пропал. И чтобы стать отважным наци, Джоджо вступает в ряды «Дойчес юнгфольк» и отправляется в лагерь, где детей учат Über-правому ремеслу, антисемитизму и прочим прелестям светлого Рейха. Там же трусоватому пареньку дают прозвище «кролик Джоджо». Но однажды маленький блондинчик обнаруживает ужасную тайну: под крышей родного дома любимая матушка прячет «грязную» еврейку, а это рушит всю пропаганду о превосходстве сверхлюдей. Куда идет эта во всех смыслах детская история, очевидно: ребенок должен осознать, что евреи – тоже люди, а любовь сильнее ненависти.
«Кролик Джоджо» – не сатира. Если отбросить издевки над «Хайль Гитлер», приветствующих фюрера под «Komm, Gib Mir Deine Hand» группы The Beatles и банальную пародию на Адольфа, который любезно предлагает мальчику сигаретку, в фильме нет ни дерзости, ни остроты, ни злости, ни задора. Иронично, но «Кролик Джоджо» – такая же пропаганда, только наоборот, но тоже скучно и плоско, а смысл высмеивания всего нацистского выражается в антивоенном призыве: «Make love, not war». Великое открытие! Мальчишке подавай войну, а не любовь, но именно любовь означает победу. Звучит и выглядит сказка, похожая на бородатый анекдот, ужасно мелодраматично, особенно вспоминая, насколько трагичной и судьбоносной была Вторая мировая война.
Самое весомое, что может сказать эта «anti-hate» комедия, это то, что нацистская идеология зиждилась на лицемерии, то есть никто всерьез не верил в гитлеровскую пропаганду. Правда? Вот это поворот! Несмотря на абсурдность гитлеровского патриотизма, персонажи добровольно находятся под влиянием нацизма. Самообман – вот тема, которая важна даже сегодня, когда нацизм снова становится растущей угрозой. Только дальше лозунга, как и многое другое в фильме, автор говорить не хочет или не может. Посыл – убей в себе государство – сверху, а глубже – ничего.
Фильм, где очень хорош Сэм Рокуэлл, но которого мало, был бы гениальным, если бы заставил зрителя сразу и плакать, и смеяться, а еще задуматься о воспитании детей, слепом фанатизме и культе личности в молодежной культуре. Но единственное, на что способен Тайка Вайтити – выставить нацистов глупыми клоунами, и это странно: Гитлер был безумцем, но не идиотом же. А если вы ждете «Бесславных ублюдков», то просто пересмотрите «Бесславных ублюдков». Насколько великолепна картина Тарантино, настолько же бессильна картина Вайтити, который даже не пытается жонглировать историей. Подозреваю, что 82-летний Пол Верховен, режиссер «Робокопа» и «Звездного десанта», сделал бы кино гораздо бодрее и смелее. Сатире нужна кровь. Даже о дрожащих «кроликах».
В как бы сатире о страхе автор уходит от разговора об ужасах нацизма, а если и сталкивает мальчишку лицом к лицу со смертью, то как-то неуверенно, без тревожных образов, которые могли бы вбиться в голову и взрослого, и ребенка, не понимающего, что творится ни в зигующем Фатерланде, ни на фронте, куда «ручная граната» охотно рвется. Зато Вайтити не стесняется показать за кадром, что советские солдаты расстреливают пленных нацистов, намекая, что нацисты – тоже славные люди, которые, как Йоханнес «Джоджо» Бетцлер, просто любят носить униформу и хотят быть в тусовке, а вот эти, которые за Сталина, который такое же зло, как Гитлер, их расстреливают. Так, подождите, разве этот фильм не выступает против разжигания ненависти к «другим»? Разве нас не учат принимать инакомыслие и быть гражданами мира?
Забавно, что юная еврейка, которую прячет немецкая фройляйн, объявляет комнату, где прячется, своей, издевается над сыном хозяйки и угрожает ему капутом. Но это же кино о силе любви, поэтому в конце концов параноидальный антисемитизм мальчика испаряется, нацист отказывается от своих убеждений и братается с еврейкой, которая разоблачает глупость нацистского мышления, потому что, как точно замечает пузатый «little nazi»: «Это определенно не самое подходящее время быть нацистом!». Короче говоря, добрым молодцам урок, который завязан, как шнурки на ботинках ребенка, – аккуратным бантиком.