Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Игги Поп. Вскройся в кровь»: Чистая энергия

Почему биографию «крестного отца» альтернативного рока должен прочитать каждый уважающий себя рок-меломан.
21 февраля 2020 0
Обложка книги ​«Игги Поп. Вскройся в кровь»
Обложка книги ​«Игги Поп. Вскройся в кровь»

На русском языке вышла книга «Игги Поп. Вскройся в кровь» – яркая и подробная биография одного из основоположников панк-музыки, написанная Полом Трынкой, бывшим главным редактором музыкального журнала Mojo и биографом Дэвида Боуи. Рассказываем, почему эта книга просто обязана занять свое место на полке любого уважающего себя рок-меломана.

Большинство в нашей стране знает Игги Попа по нескольким композициям, в том числе совершенно нехарактерному для него радиохиту «In The Death Car» и регулярно звучавшей в кино 80-х «Real Wild Child». Те же, кто копает глубже, наверняка не прошли мимо его альбомов в группе The Stooges, предвосхитивших постпанк работ с Дэвидом Боуи и последних записей, на которых мастер жесткого рока экспериментирует с такими стилями, как джаз и французский шансон.

«Это было долгожданное противоядие надутой помпезности прогрессив-рока, самодовольной уютности кантри-рока, всей этой искусственной продукции безликих продюсеров и сессионных музыкантов», – говорит автор о группе The Stooges, из которой, кажется, вышло подавляющее большинство групп альтернативного рока.

Одним из первых хитов Sex Pistols стала кавер-версия песни The Stooges «No Fun», пластинка Игги Попа была последней, что слышал в жизни Иэн Кертис из Joy Division, а Курт Кобейн называл их третий альбом «Raw Power» любимейшим на все времена. Тем удивительнее, что фирменная животная энергия в музыке The Stooges сочетается со вполне убедительными психоделическими номерами, напоминая другую команду, одновременно умную и по-панковски мрачную – The Doors.

История Игги Попа местами напоминает жизнь Джима Моррисона: тот же недюжинный ум и интеллект в школе, то же стремление изведать мрачную сторону жизни и эксцентричность в быту после нее, любовь к черному блюзу и образ шамана на сцене, общее имя (настоящее имя Игги – Джим Остерберг), «земноводные» прозвища (Моррисон известен как «Король Ящеров», Игги – сокращение от названия одной из его первых групп The Iguanas) и автокатастрофа, немало повлиявшая на обоих музыкантов... И это далеко не все. Те, кому не хватило баек из печально известной книги «Прошу, убей меня», могут пополнить запас своих знаний о сотрудничестве Игги Попа и Рэя Манзарека в том числе и из этой книги.

К счастью, Джим Остерберг умудрился избежать участи Джима Моррисона. Плотно сидя на кокаине, героине и тому подобном, он пережил рок-собратьев, «употреблявших» не меньше него. Мем про то, что с каждой выкуриваемой сигаретой Бог отнимает у вас час жизни и отдает его Киту Ричардсу, с тем же успехом может относиться и к Игги. История, как певцу удалось остаться в живых после нескольких лет секса, наркотиков и рок-н-ролла – своего рода «Доктор Джекилл и мистер Хайд» в стиле рок – сочетается с рассказами о записи тех самых этапных альбомов и о столь же впечатляющих концертах. И все это читается как полноценный авантюрный роман, одновременно отталкивающий и завораживающий.

Пэт Гиббонс, Дэвид Боуи и Игги Поп в Москве, апрель 1976 года/ Фото: Andrew Kent

Пэт Гиббонс, Дэвид Боуи и Игги Поп в Москве, апрель 1976 года/ Фото: Andrew Kent

Впрочем, это относится не только к этапу, посвященному The Stooges: немалая часть книги посвящена сотрудничеству с Дэвидом Боуи (отчет о тайном визите в Москву прилагается), провальному в целом десятилетию 1980-х, триумфальному возвращению с альбомом «Brick By Brick» и реюниону The Stooges. Как и всякий хороший биограф, Пол Трынка подробно рассказывает о том, как рождались шедевральные и провальные работы его героя. Настоящий подарок для тех, кто хотел бы знать, как родилась «China Girl», неожиданно ставшая хитом в исполнении Боуи, или через какие приключения пришлось пройти Дэвиду и Игги при записи альбомов в знаменитом Chateau D’Hierouville и берлинских студиях. В новом десятилетии Игги ожидает череда неоднозначных альбомов, непростые отношения с лейблами и затянувшийся отдых на Гаити – кажется, из одной этой одиссеи с местной «дурью», местными же нравами и проклятием жреца мог бы выйти небанальный байопик или просто приключенческий фильм. Тем более что заканчивается вся эта история вполне по-голливудски: прозревшая спустя полвека Америка отдает Игги и The Stooges должное, заново открывая для себя эту музыку на фестивалях.

Завершая разговор о книге, нельзя не сказать пару слов и о ее переводчиках. Если журналист и музыкант Андрей Бессонов известен как автор грамотного перевода биографии Леонарда Коэна, столь же компетентного перевода автобиографии знаменитого Лемми Килмистера и некоторых интервью все того же Боуи, то второй из переводчиков знаком многим российским рок-меломанам не хуже самого Игги. Анна Герасимова, также известная как Умка – автор песен, лидер рок-группы «Умка и Броневичок/ Броневик» (ныне – «Умка и Новый Состав»), переводчик Керуака и специалист по творчеству обэриутов: несколько лет назад при ее активном участии в свет вышло первое за долгое время собрание произведений Александра Введенского. Резонно решив, что книга 13-летней давности нуждается в некоторых уточнениях, переводчики дополнили книгу Трынки комментариями, не менее интересными и забавными, нежели сама книга. Кстати, в них обильно цитируется курьезная автобиография Игги «I Need More»: переведенная на русский язык, она уже долгое время распространяется на концертах «Умки и Нового Состава» в качестве самиздата. Все это позволяет назвать книгу «Игги Поп. Вскройся в кровь» одним из самых заметных событий года в мире поклонников классического рока.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями