После адаптации известных мемуаров Джаннет Уоллс «Стеклянный замок» американский кинематографист Дестин Креттон вновь решил перенести на экран реальные события. На этот раз в ленте «Просто помиловать» Креттон пересказывает киноязыком историю о борьбе за свободу простого афроамериканца, приговоренного к высшей мере наказания за убийство, которого он не совершал.
По сюжету фильма «Просто помиловать» темнокожий лесник Уолтер МакМиллиан из Алабамы обвиняется в жестоком убийстве белой женщины. Ему грозит смертная казнь на электрическом стуле. За его дело берется молодой юрист Брайан Стивенсон, который решил посвятить свою жизнь борьбе за социальную справедливость. Ознакомившись с делом, Брайан не находит никаких серьезных доказательств вины Уолтера, кроме сомнительных свидетельств другого осужденного Ральфа Майерса. В гонке со временем Стивенсон предпринимает все, что в его силах, чтобы добиться оправдания МакМиллиана.
Судебная драма «Просто помиловать» основана на одноименной книге Брайана Стивенсона. Она описывает события, которые произошли десятилетия назад, но проблемы, поднятые в ней, остаются актуальными и сегодня. Несовершенство судебной и правоохранительных систем – злободневная тема для многих стран, поэтому в рассказываемую авторами фильма историю легко погрузиться, не будучи американцем. Расовая проблема, в той или иной мере живая в США и сейчас, – лишь одна из многих причин, лежащих в основе социальной несправедливости. В каждой стране набор этих самых причин может отличаться, но суть их остается универсальной.
Повествование неторопливо ведет зрителя по событиям этой картины, раскрывая все новые нюансы несправедливого обвинения, возмущая и подталкивая на эмоции. Однако за пределами аккуратно, весьма структурно и шаблонно перенесенных в кадр реальных событий фильм «Просто помиловать» выглядит ровно и почти не примечательно.
У ленты есть одно безоговорочное преимущество – ее актерский состав. Роб Морган, Бри Ларсон и Рейф Сполл четко справляются со своими второстепенными ролями. Сыгравший Стивенсона Майкл Б. Джордан, исполнивший МакМиллиана Джейми Фокс и воплотивший Майерса Тим Блейк Нельсон особенно хороши в своих образах. Их мастерские работы во время просмотра фильма помогают забыть о некоторой режиссерской и сценарной вторичности картины.
В остальном же, несмотря на то, что фильм Дестина Креттона лишен откровенных слабостей и явных провалов в повествовании, в деталях ему все-таки не хватает искусности. Это бросается в глаза не только на фоне вечной классики жанра, вроде «Убить пересмешника», к которой фильм нередко (на свою беду) отсылает зрителя, но и в сравнении с недавно вышедшим мини-сериалом «Когда они нас увидят», в котором тоже показана реальная история социальной несправедливости в отношении меньшинств в США.
Проявляется это сразу в нескольких моментах. Так, важный для этой картины персонаж Джейми Фокса почти обезличен. С одной стороны, это можно воспринять как обобщение – но в то же время ничто не мешало уделить ему чуть больше внимания. Наличие семьи, конечно, похвально, но это не формирует объемный образ, который бы только помог зрителю глубже погрузиться в сострадание к этому герою. Кроме того, авторы нередко сглаживают острые углы, что не очень-то способствует полномасштабной демонстрации проблемы, до сих пор разрушающей жизни людей. Недостаток режиссерских и сценарных решений приводит к вторичности картины. Это заставляет зрителя сравнивать сюжетные линии или отдельные сцены с тем, что нам уже показывали в других судебных драмах, иногда в заметно более талантливом исполнении (в том числе в уже упомянутых «Убить пересмешника» и «Когда они нас увидят»). Хотя стоит отдать Креттону должное: сцена смертной казни одного из персонажей в ленте «Просто помиловать» поставлена с умом и чувством – это чуть ли не единственный действительно мощный момент фильма, которому силу придает в первую очередь режиссура и проработка сценария.
«Просто помиловать» – еще одно напоминание о том, что в мире, где часто проще быть богатым и виновным, чем бедным и невинным, социальная справедливость требует усилий. У Дестина Креттона получилось добротная судебная драма, которую украшают актерские работы Джордана, Фокса и Нельсона. Но в фильме, увы, нет новизны и достаточной решительности в освещении больной для американского (впрочем, не только) общества темы.