Сериал «Ведьмак», выпущенный в конце 2019 года сервисом Netflix, стал одной из самых ярких и обсуждаемых премьер последнего времени. Песня барда Лютика стала интернет-мемом, в Сети что ни день появляются новые теории о том, что же нас ждет во 2 сезоне. Многие поневоле задумываются – может, обратиться к первоисточнику, а заодно и понять, из-за чего такой шум? Рассказываем популярно о том, что представляет собой знаменитая сага Анджея Сапковского.
История цикла
Все началось в 1986 году с рассказа, написанного фактически на спор. Сын пана Анджея Кшиштоф рассказал ему о конкурсе, который проводил польский литературный журнал Fantastyka, и предложил отцу, большому любителю фэнтези, написать для него рассказ. Тот согласился и заключил с сыном пари, что рассказ получит премию.
Начав работу, писатель столкнулся с тем, что выбранный им жанр давно уже стал набором клише. Чтобы выделиться из толпы, он решил переосмыслить сказочный сюжет, сделав его более реалистичным. Так и появился образ Ведьмака – мутанта, мага и воина, специально обученного охоте на чудовищ. Основой рассказа «Ведьмак» стали сказка о Спящей Красавице и польская народная сказка «Королевна-упырь».
Жюри журнала Fantastyka считало жанр фэнтези несерьезным, и потому присудило рассказу Сапковского лишь третье место. Зато читатели потребовали продолжения банкета. Поэтому вскоре писатель начал работу над следующим рассказом – «Дорога без возврата» (1988) о встрече целительницы Висенны и бывшего разбойника по имени Корин, которые, как и Ведьмак, вынуждены противостоять некоему чудовищу. Впоследствии этот рассказ стал частью канона, а Висенна и Корин – родителями главного героя, ведьмака Геральта из Ривии.
После успеха этого рассказа пан Анджей неторопливо (на протяжении десяти лет) писал и публиковал в журналах изобретательные переосмысления сказок в диапазоне от «Белоснежки» до «Тысячи и одной ночи», которые впоследствии сложились в сборники «Последнее желание» и «Меч предназначения». Кое-кто считает эти два сборника рассказов о ведьмаке Геральте и принцессе Цирилле лучшим из написанного во всей саге. И все же нельзя не заметить, что их можно рассматривать как своего рода долгий пролог. Мир Ведьмака явно не укладывался в формат рассказа и все так же требовал продолжения.
Им стали пять романов, в которых постмодернистское переосмысление легенд и сказок уступило место широкому батальному полотну в духе «Игры престолов». В мире Ведьмака идут затяжные войны, властители и чародеи разыскивают принцессу Цириллу, чтобы сделать ее орудием своих замыслов, в то время как та проходит обучение в ведьмачьем замке и с течением времени выходит на передний план, понемногу оттесняя Геральта. Сама же вселенная пана Сапковского также расширяется, и в ее орбиту входят «краснолюды», они же гномы, и «низушки», они же хоббиты (да-да, те самые), а также эльфы, категорически не приемлющие, когда в их царство лезут без спросу.
С одной стороны, весь этот «компот» смотрелся и смотрится достаточно органично, а в самой саге предостаточно всего, за что любят фэнтези – батальные сцены, хитрые планы, поочередно лелеемые королями, магами и колдуньями, притягательные злодеи (охотник за головами Лео Бонарт, на наш взгляд, заслуживает спин-оффа) и симпатичные второстепенные персонажи. А еще, в отличие от Толкина, в саге предостаточно сильных и независимых женщин в хорошем смысле слова, начиная с Йеннифер и помаленьку мужающей Цири. С другой – некоторые поклонники отмечают, что «сериализация» повлияла на динамизм и компактность повествования: в какой-то момент перестаешь понимать, у кого какой план и кто на ком стоял, а некоторые из романов читаешь не столько ради сюжета, сколько ради того, чтобы узнать, встретятся ли Геральт, Цири и Йеннифер, и если встретятся, то когда.
При этом самое интересное пан Анджей приготовил напоследок. Где-то к середине повествования становится понятно, что все эти бои и хитрые планы – лишь декорация, в которой разыгрывается переосмысленный миф о короле Артуре. Поэтому читателей не должны удивлять ни появление в последней книге рыцаря по имени Галахад, ни финал саги, в равной мере наследующий как артуриане, так и «Властелину колец».
В каком порядке читать
В целом хронология саги о Ведьмаке следует порядку ее написания:
«Последнее желание» (1990) → «Меч Предназначения» (1992) → «Кровь эльфов» (1994) → «Час Презрения» (1996) → «Крещение огнем» (1996) → «Башня Ласточки» (1997) → «Владычица Озера» (1998).
К этому циклу примыкают еще два рассказа: упомянутый «Дорога без возврата» (1988) и «Что-то кончается, что-то начинается» (1992) – своего рода альтернативный финал саги, который сам автор называет шуткой (он не входит в канон «Ведьмака»). Тон этого рассказа и впрямь более улыбчивый, чем большинство остальных произведений о Ведьмаке. Однако, на наш взгляд, предлагает своего рода «разрядку» для читателя и, вопреки всему, заканчивает цикл на оптимистичной ноте.
Но это еще не все. В 2013 году, на волне популярности цикла, в свет вышла восьмая по счету книга. Роман «Владычица Озера» (1998) стал финалом истории Ведьмака, поэтому Сапковский, по примеру Стивена Кинга с его эпопеей «Темная башня», сочинил так называемый мидквел. Действие романа «Сезон гроз» (2013) происходит в том же временном промежутке, что и действие рассказов из сборника «Последнее желание», однако писатель не удержался от того, чтобы не передать привет фанатам. В эпилоге романа героиня артуровского цикла леди Нимуэ встречает ведьмака, удивительно похожего на Геральта, который говорит ей, что история «никогда не завершается». Оставил ли Сапковский лазейку для еще одной книги или же просто решил закончить историю на той же высокой ноте, доподлинно неизвестно.