14 апреля исполняется 75 лет Ричи Блэкмору – «человеку в черном», одному из самых известных хард-роковых гитаристов мира, отцу-основателю таких групп, как Deep Purple и Rainbow. Мы отдаем дань уважения ему и другим героям «тяжелой» гитары в ее лучшие времена.
Ричи Блэкмор
«Speed King»
Альбом Deep Purple «In Rock» (1970)
К 1970 году Deep Purple выпустили уже четыре альбома, но именно на этой пластинке Ричи Блэкмор показал себя настоящим героем гитары, внимательно изучившим музыку своих коллег. Звуковой хаос в духе Джими Хендрикса в начале, переклички гитары Блэкмора с органом Джона Лорда, риффы, сопровождающие вокальную партию Иэна Гиллана и уверенное жесткое соло – именно так должны были звучать звезды нового стиля.
Джими Хендрикс
«All Along the Watchtower»
Альбом The Jimi Hendrix Experience «Electric Ladyland» (1968)
Сам Хендрикс в 1970-м уже стал членом печально известного «клуба 27», погибнув при весьма странных обстоятельствах, но успел повлиять едва ли не на всех гитаристов, игравших при нем и после него. Ярким примером его таланта стала кавер-версия песни Боба Дилана, практически затмившая оригинал и до сих пор звучащая в фильмах о рок-музыке. Каждая из четырех партий лидер-гитары между куплетами писалась отдельно и не была похожа на предыдущую: настоящее пиршество, по сравнению с которым иное соло на концерте – всего лишь приступ самолюбования.
Джимми Пейдж
«Whole Lotta Love»
Альбом Led Zeppelin «Led Zeppelin II» (1969)
Говорят, что на становление Deep Purple как героев хард-рока весьма повлияли достижения их земляков Led Zeppelin, выпустивших в 1969 году сразу два этапных альбома. Второй из них не только укрепил положение группы, но и проложил путь рока в будущее. Взяв на вооружение гитарные приемы того же Хендрикса, Джимми Пейдж использовал все доступные возможности для создания максимально необычного звука: слайд-гитара, обратное эхо, педаль «вау-вау»... Можно сказать, что именно на «Whole Lotta Love» Led Zeppelin открыли миру не только хард-рок, но и индастриал.
Ричи Блэкмор
«Highway Star»
Альбом Deep Purple «Machine Head» (1971)
Не меньшую популярность обрел и седьмой альбом Deep Purple, записывавшийся в спартанских условиях в швейцарском Монтре. Пожар, ставший источником вдохновения легендарной «Smoke On The Water», лишил группу нормальных условий для записи, но на качестве альбома это удивительным образом не сказалось.
«Я выстраивал это соло ноту за нотой в течение недели, прежде чем мы засели его писать, – вспоминал Блэкмор. – Мне хотелось, чтобы оно звучало так, словно кто-то мчится в очень быстрой машине на очень высокой скорости, и чтобы одновременно с этим в нем слышался Бах».
Понравился бы результат уважаемому маэстро – не знаем, но ощущение гонки на огромной скорости здесь определенно присутствует.
Эрик Клэптон и Дуэйн Оллмен
«Layla»
Альбом Derek And The Dominos «Layla And Other Assorted Love Songs» (1970)
Пока одни английские гитаристы изобретали тяжелый рок, другие продолжали искать свое место в мире. Расставшийся с Cream и Blind Faith Эрик Клэптон поиграл в аккомпанирующем составе дуэта Delaney and Bonnie, а после того, как этот проект распался, пригласил в свой новый проект коллег по составу и лидера группы Allman Brothers Band Дуэйна Оллмена. Самая известная песня, записанная новой группой Derek And The Dominos, изначально была балладой, но жесткая гитарная партия, предложенная Дуэйном, превратила ее в вопль безнадежной любви.
«И песня и альбом – в равной степени заслуга Эрика и Дуэйна, – вспоминал впоследствии продюсер Том Дауд. – Между ними было что-то вроде телепатии: когда один из них играл, другой мгновенно реагировал, и ни один из двоих ни разу не просил повторить только что сыгранное».
Сравните версию, вышедшую на альбоме «Layla And Other Assorted Love Songs» с любой из более поздних «акустических» версий Клэптона и, как говорится, почувствуйте разницу.
Читайте также: 12 супергрупп всех времен
Брайан Мэй
«Brighton Rock»
Альбом Queen «Sheer Heart Attack» (1974)
Как и Deep Purple, Queen «набрали скорость» далеко не сразу, и первой ласточкой их будущего успеха стал третий по счету альбом, открывающийся этим мощным номером на стыке хард- и арт-рока. Оригинальное соло Мэй записал, балуясь с прибором «Эхоплекс» – предтечей современных сэмплеров и гармонайзеров, и ничего удивительного, что на концертах эта вещь затягивалась до десяти минут, а на знаменитом концерте на стадионе «Уэмбли» соло удостоилось отдельного номера.
Ричи Блэкмор
«Stargazer»
Альбом Rainbow «Rising» (1976)
Уйдя со скандалом из созданной им же группы, Ричи Блэкмор продолжил задавать тон будущим и тогдашним героям гитары. Если первый альбом его новой группы «Ritchie Blackmore’s Rainbow» был весьма эффектной, но все же пробой сил, то следующий стал настоящим пиршеством хард-рока. И центром второго альбома Rainbow оказалось 8-минутное эпическое полотно о гордом волшебнике, источником вдохновения которого запросто мог стать не менее знаменитый «Kashmir» Led Zeppelin. Впрочем, эпичное соло с восточным оттенком совершенно отчетливо демонстрирует манеру Блэкмора. И поправьте нас, если мы ошибаемся, но с экспрессией, равной «Stargazer», Джимми Пейдж не играл нигде и никогда.
Эдди Ван Хален
«Eruption»
Альбом Van Halen «Van Halen» (1978)
Конец 70-х был не лучшим временем для героев гитары. По крайней мере, так казалось до тех пор, пока на сцену не ворвалась лихая группа во главе с гитаристом, игравшим так, что большинство остальных на его фоне казались неумейками. Сам Эдди Ван Хален говорил, что «Eruption» выросла из его «разминки» перед концертами, и так понравилась продюсеру Теду Теплману, что оказалась на пленке. Записанный буквально с двух дублей номер оказался технически несовершенным, но без него с тех пор не обходится ни один концерт или сборник группы, и мало какой поклонник рок-гитары не стремится играть так, как Эдди Ван Хален.
Рэнди Роадс
«Mr. Crowley»
Альбом Оззи Осборна «Blizzard of Ozz» (1981)
В конце 70-х Оззи Осборн был с позором выгнан из собственной группы, зато 80-е встретил во всеоружии, записав отличный сольник с музыкантами Uriah Heep Бобом Дэйсли и Ли Керслейком. Еще одним ценнейшим его «приобретением» оказался молодой и никому не известный гитарист Рэнди Роадс.
«Я провел часы, пытаясь сочинить соло для этой песни, но у меня ничего не вышло, – говорил гитарист о записи песни, посвященной легендарному Алистеру Кроули. – Наконец Оззи зашел и попросил меня сыграть то, что я чувствовал – я разнервничался, начал играть все, что приходит в голову, и Оззи сказал, что это великолепно. Пришлось согласиться».
В команде Осборна в разное время играли самые разные гитаристы, включая брутального Зака Уайлда – но, кажется, рано погибший Рэнди Роадс был и остается лучшим из них.
Билли Гиббонс
«Sharp Dressed Man»
Альбом ZZ Top «Eliminator» (1983)
Трио из Техаса играло тяжелый кантри-блюз с 1971 года. Однако их звездный час наступил в 1983 году, когда в свет вышел восьмой по счету альбом. Многие считают электронные барабаны одним из проклятий 80-х, но именно их увесистый звук стал частью формулы успеха, которой группа с тех пор и придерживается. А гитарная игра Билли Гиббонса на фоне четкого ритма обрела невиданную уверенность и породила соло, под которое хочется то ли петь, то ли танцевать, то ли и то и другое сразу. Отличный противовес звериной серьезности большинства хард-рокеров!
Читайте также: 10 легендарных рок-групп и 1 исполнитель, гремевшие в 80-е
Слэш (Сол Хадсон)
«Sweet Child O' Mine»
Альбом Guns N' Roses «Appetite for Destruction» (1987)
Несмотря на нашествие панков, вроде бы похоронивших классический рок, в 80-е на свет появились новые музыканты, вдохновлявшиеся музыкой не Sex Pistols и Clash, а Rolling Stones и Led Zeppelin. И на переднем крае атаки были четыре раздолбая, назвавшие себя Guns N'Roses и писавшие не только рок-номера, но и вполне убедительные баллады.
«"Sweet Child O’ Mine" сперва была просто шуткой, – вспоминал гитарист классического состава Слэш. – Я играл что попало, пока не наткнулся на этот рифф, и глядь – он уже стал песней».
Таким же спонтанным было и гитарное соло, записанное за один дубль. Впрочем, до записи песню репетировали столько раз, что соло выстроилось само собой. Воистину, лучшая импровизация – та, которая выучена.
Кирк Хэмметт
«Fade to Black»
Альбом Metallica «Ride the Lightning» (1984)
Поклонниками старой музыки оказались и новые звезды тяжелого рока, появившиеся на свет в 80-е годы – группа Metallica. К моменту записи их второго альбома на место будущего лидера Megadeth Дэйва Мастейна пришел Кирк Хэмметт, которому удалось заявить о себе практически сразу.
«Мы хотели продублировать два первых соло, и с одним из них я справился без проблем, – говорил впоследствии Хэмметт. – А вот со вторым возникли сложности – оно было очень медленным, и в нем было много свободного пространства. И лишь потом я осознал, что при игре гармонизировал его, причем довольно необычным образом. Длинное соло в конце я сочинил, задумавшись о наших тогдашних проблемах и осознав мрачный характер песни: это действительно помогло. А после того, как мы с Джеймсом Хэтфилдом записали все остальное, на пленке остался звук, который напоминает мне Dire Straits».
Не самый очевидный источник вдохновения для тяжелой музыки, надо сказать.
Ингви Мальмстин
«Black Star»
Альбом Ингви Мальмстина «Rising Force» (1984)
С 80-ми в мир пришло и еще одно ноу-хау – целая череда гитаристов, играющих виртуозный хард-рок, но в основном инструментальный. Одним из первых был шведский гитарист Ингви Мальмстин, обожавший все того же Ричи Блэкмора.
«Эту песню и ее различные вариации я играл с тех пор, как был подростком в Швеции, – рассказывал Мальмстин. – В клубах в Стокгольме мне приходилось играть очень подолгу, много импровизировать, так и родилась эта вещь. Я не записывал ее нотами: когда приходит вдохновение, музыка словно струится сквозь меня».
Впоследствии имена Ингви и некоторых его коллег-гитаристов станут синонимами «бездушной техничности», но в начале 80-х все было несколько по-другому.
Даймбэг Даррелл
«Cemetery Gates»
Альбом Pantera «Cowboys from Hell» (1990)
У вышеупомянутого Эдди Ван Халена, как ни странно, тоже оказались свои поклонники, в том числе в жанрах, довольно далеких от его собственного. Одним из них стал гитарист Даймбэг Даррелл, чья группа «прорвалась» к зрителю лишь на пятом альбоме.
«Я вернулся домой в хорошем настроении, схватил гитару, включил магнитофон, выкрутив громкость на полную катушку, и начал играть все подряд, – вспоминал Даррелл о записи гитарного соло для хита "Cemetery Gates". – Я сыграл три варианта соло один за другим и вырубился, решив на другой день начать все сначала. А наутро – бам! – оказалось, что соло удалось мне с первого дубля. Именно таким я сыграл его и в студии, ничего не меняя».
Том Морелло
«Bulls on Parade»
Альбом Rage Against the Machine «Evil Empire» (1996)
Одним из последних героев тяжелой гитары минувшего века стал гитарист Том Морелло. В музыке его группы Rage Against The Machine было больше фанка и рэпа, нежели рока, а текст временами буквально подавлял музыку, однако гитаристу удалось удивить и искушенных к тому времени ценителей рока и альтернативы. Его соло – скорее игра с примочками, нежели привычная уху музыкальная «линия», но именно такая манера лучше всего вписывается в музыку одной из самых колючих команд последнего десятилетия XX века.