Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Господин Никто» – сказочная ерунда или великий мыслитель?

Артур Завгородний разбирает фильм Жако Ван Дормеля, отметивший 10-летие со дня выхода в прокат.
22 апреля 2020 0
Кадр из фильма ​«Господин Никто»
Кадр из фильма ​«Господин Никто»

Маленький мальчик стоит на перроне. Одну руку держит мать, другую – отец. «Немо, ты решил? Ты хочешь пойти со мной или хочешь остаться со своим отцом?» – спрашивает ребенка мать, которая сейчас сядет в поезд и уедет навсегда.

Во время фильма Жако Ван Дормеля, которого называют одним из самых необычных европейских режиссеров нового времени, меня не покидал вопрос: «Что, черт возьми, я смотрю?». Не в плохом смысле, конечно, а скорее: «Что происходит?». Сюжет хаотичный, запутанный, распыляется в разные стороны, рассыпается на альтернативные реальности, похож на головоломку из разных жанров, где ничего ни с чем не сочетается. Ангелы, единорог, эклеры, рулетики, полеты на Марс, лекции о сексе, времени и случайности бытия...

«Господин Никто» – не величайший шедевр, хоть он и похож на «Начало», «Древо жизни», «Космическую одиссею», «Вечное сияние чистого разума» и «Беги, Лола, беги», но об этом долгом и сложном кино, провалившемся в прокате и многими даже забытом, интересно думать хотя бы потому, что «Господин Никто» размышляет о сложности человеческой жизни, рассказывая о смерти, любви, времени, памяти и, прежде всего, о выборе. Имеет ли значение наш выбор? Что, если бы мы могли вернуться и испытать последствия любого решения? Можно ли вернуть время вспять? А может, нет никакого будущего? Нет времени, и нас тоже нет?

Кадр из фильма «Господин Никто»

Кадр из фильма «Господин Никто»

Стоя на перроне на железнодорожной станции под названием «Шанс», мальчишка выбирает не родителей – он выбирает жизнь. Если уедет с матерью – Немо вырастет в большом городе, и влюбится в девушку, с которой никогда не встретится, если останется с отцом. Зритель становится свидетелем сразу нескольких параллельных жизней героя, будь он ребенком, родителем разных детей и мужем разных жен, и, наконец, умирающим стариком в исполнении густо загримированного Джареда Лето. Но какая из жизней настоящая – этого не знает даже Немо, который вспоминает прошлое, ожидая смерть в далеком будущем, в котором человечество достигло бессмертия, а герой с лицом и голосом Йоды становится знаменитостью реалити-шоу, потому что он последний смертный на Земле.

Маленькая, казалось бы, мелодрама превращается в философский эпос, рассказывая о теории струн и законах пространственно-временных измерений, о том, можем ли мы различать фантазию и реальность, а еще о ребенке, который видит будущее, и не только видит, а переживает разные жизни, похожие на глубокие сны, и все сразу. И все это замечательно, но для сентиментальных «Господин Никто» – больше о вечной любви и судьбоносных решениях, которые определяют наше будущее.

Кадр из фильма «Господин Никто»

Кадр из фильма «Господин Никто»

Героя неспроста зовут Немо – имя на латыни означает «Никто», а главным лейтмотивом фильма является вода, играющая важную роль в жизнях героя, который не умеет плавать. Именно так зовут и персонажа фантастического романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» – капитан Немо исследует морские глубины, отказавшись от жизни на суше. Вода в жизни Немо, который вполне может быть персонажем романа другого Немо, появляется в тот момент, когда герой Джареда Лето встает перед выбором. В одной жизни он тонет в озере, в другой умирает в ванне, потом он наблюдает, как вертолеты растаскивают океан на части. Но если представить, что выбора нет, то и жизни нет, а если нет жизни, значит, и человека нет, и получается, что человек – никто.

Персонаж поглощен страхом и сомнением: отец или мать, Анна, Элиза или Джин, богач или бедняк... Немо боится нырять, не умеет плавать, потому что его волнуют сразу все возможные (и невозможные) решения, и этот страх ведет героя к шикарной жизни с нелюбимой женщиной в дорогом особняке с бассейном, в котором, по иронии судьбы, он все еще не умеет плавать. В этой жизни Немо отказывается делать выбор, подбрасывая монету, то есть полагается на случай. Герой полностью отдается судьбе, которая потом затапливает комнату вместе с ним. Вода – наказание за нежелание делать выбор. Сама жизнь нападает на Немо за отказ «учиться плавать». А в другой сцене девушка дает герою свой номер телефона, но тучи сгущаются, и одна капля дождя падает на бумагу, чернила расплываются и навсегда стирают девушку из жизни. И лишь в конце, когда мы снова видим дряхлого, одинокого, преисполненного сожалений старика, звучит главная мысль «Господина Никто»: «Каждая из этих жизней правильная. Каждый путь правильный. Все на свете могло быть другим, но иметь тот же смысл».

Кадр из фильма «Господин Никто»

Кадр из фильма «Господин Никто»

Философия «Господина Никто» наводит на мысль, что нет ошибочного выбора, нет неправильного пути, поэтому бесполезно сожалеть о прошлом. Жизнь предназначена для самой жизни, потому что в конце концов ничто не имеет смысла, ведь каждого человека ждет смерть. Жизнь – игровая площадка, человек – заложник судьбы, не выбирать – тоже выбор, и пока выбор не сделан – все возможно, а стало быть, самое мудрое решение – не задумываться о «правильном», а просто жить, ибо никто не может постичь бытие. Как говорится, сегодня в завтрашний день не все могут смотреть.

Жизнь не имеет смысла. Любые смыслы придумываем мы сами. Какой бы выбор человек ни делал, какую бы жизнь он ни вел, какое бы удовольствие или страдание он ни испытывал, это было бы бессмысленно. Ответ на вечное «в чем смысл жизни» не дают ни вселенная, ни Бог, которые либо молчат, либо их язык находится по ту сторону человеческого. Жизнь – плод нашего творения и воображения, и мы утонем, если не научимся плавать, поэтому не волнуйтесь о том, что могло бы быть, и задумайтесь о том, что может быть. Будьте готовы, как Немо, окунуть ноги в воду и погрузиться головой в пучину жизни.

Поделитесь с друзьями