Внесем ясность: «LiveAndWell.com» изначально был издан под этим же названием и даже с тем же оформлением обложки как клубный релиз для подписчиков Web-сайта Bowie.net в 2000 году в формате CD + Mini CD. В этот «полуторник» вошли записи 1997 года с турне в поддержку альбома «Earthling», изданного 11 февраля того же года, плюс четыре студийных ремикса, выполненных знатными персонажами электронно-танцевальной сцены, в том числе Моби. Сейчас концертник переиздан для широкого слушателя как одинарный CD, дополненный парой концертных треков с того же тура, а именно «Pallas Athena» (1993) и «V-2 Schneider» (1977), ранее выходивших в формате 12″ винилового сингла под именем группы The Tao Jones Index, которым Боуи пользовался для секретных концертов.
Но подобных фактов мало для понимания сути «LiveAndWell.com» как если не великого, то действительно очень и очень хорошего концертного альбома, совершенно недостаточно. И здесь необходимо вспомнить, чем были 90-е с их печальными музыкальными шатаниями в сфере поп- и рок-музыки лично для Дэвида Боуи. Дело в том, что «тонкий белый герцог» рок-н-ролла совершенно равнодушно отнесся к кратковременному мировому триумфу гранжа зари 90-х и сделал однозначную ставку на электронику – точнее то, что было принято именовать в те годы «танцевальным индастриалом». Но при этом Боуи не забывал о гитарном рок-н-ролле – его условно электронные работы 90-х одновременно наследовали стильному творчеству гитарной группы Tin Machine (1989-1992), в которой артист пришел к тесному сотрудничеству с выдающемся гитаристом Ривзом Гэбрелсом (экс-Modern Farmer). Причем именно Гэбрелс стал тем музыкантом, кто вернул Боуи интерес к музыкальным экспериментам, невзирая на теоретическую прямолинейность творчества Tin Machine.
Но союз гитар и электроники поначалу не складывался: альбом «Black Tie White Noise» (1993) оказался укоренен в поп-джазе, соуле и хип-хопе (что неудивительно, учитывая продюсерскую работу гитариста и лидера группы Chic Найла Роджерса), а «Outside» (известный также под названием «1. Outside», 1995) принес широкий успех в жертву собственной концептуальности. И только на «Earthling» музыканты нашли идеальный баланс рока и электроники – идеальные гитары и столь же идеальные клавишные и сэмплерные партии Майка Гарсона нигде не вступали в противоречие, но абсолютно уравновешивали друг друга. И хотя такой подход принес альбому заслуженный коммерческий успех по обе стороны Атлантики, заокеанские эксперты обозвали (и продолжают обзывать до сих пор, что удивительно) эту работу «техно-альбомом». Что уж говорить о наших якобы высоколобых соотечественниках – артист, о котором в России и узнали по большому счету лишь в 90-е, был объявлен ими «продавшимся сиюминутной моде»! И это при том, что Дэвид Боуи прямо с начала своей карьеры гордо нес звание рок-хамелеона №1, в его случае ничуть не позорное.
При всей обоснованной экспериментальности своего творчества 90-х Боуи ни разу не забывал о своих рок-корнях – и потому материал «Earthling» начал обкатываться в концертных программах едва ли не за год до выхода альбома в свет. Вот с такой-то программой великого музыканта и занесло в Россию летом 1996 года, в весьма неподходящий для него момент. Во-первых, на дворе стояло начало июня, когда всех заботили итоги грядущих президентских выборов и ничто более, а уж какой прием был оказан звезде по приезду в Москву (причем также с точки промоушена и сопутствующих мероприятий) – неудобно и вспоминать. Наполовину (или даже меньше) заполненный «новыми русскими» по причине астрономических цен на билеты зал Кремлевского Дворца съездов и откровенно плохой звук того концерта, плюс откровенно плохой прием публики стали причиной того, что музыкант, искренне интересовавшийся Россией как страной (в 70-е Боуи дважды совершал путешествия по Транссибирской магистрали – и это было в реальности!) заявил, что больше к нам он – ни ногой. К сожалению, это обещание артист сдержал.
Теперь очень интересно сравнить «LiveAndWell.com» с тем, что ты сам слышал с почти пустого балкона КДС 24 года тому назад. Да, эти записи сделаны уже в июне, октябре и ноябре 1997 года – но песенная программа осталась аналогичной, разве что песен с «Earthling» в ней стало предсказуемо больше. Естественно, что с хорошим приемом прекрасно знающей артиста публики Дэвид Боуи и его группа звучат не нервно и ничуть не беспорядочно. То, что Ривз и Майк просто творят инструментальные чудеса, в комментариях не нуждается. Однако и ритм-секция в лице бас-гитаристки Гэйл Энн Дорси и гиперактивного барабанщика Захари Элфорда звучит на диво дисциплинированно и не отдает никакой неуместной заумью, которая некогда чудилась на московском концерте. Более того, «LiveAndWell.com» так и тянет назвать «академическим концертным альбомом» (оцените вокальную сценическую подачу Боуи!) и удивиться, отчего бы 20 лет назад он был издан только «для своих». Что ж, у артиста, очевидно, были на это свои не оглашаемые причины.
При всем этом концертник явно провоцирует на знакомство не только с «Earthling» и вообще творениями Боуи 90-х, но и со всем его бэк-каталогом – можно ли преподнести лучший комплимент «живому» альбому? И если вы, подобно тем самым экспертам, сетуете, что у м-ра Боуи нет достойного концертного альбома, то озаботьтесь нахождением в своей коллекции «LiveAndWell.com». Точно не пожалеете. А там, глядишь, и иные достойные концертные записи великого музыканта будут опубликованы.