​12 культовых совместных альбомов Брайана Ино

«Брайан Ино тянет звук, он любит колорит»: в честь 75-летия композитора и продюсера вспоминаем его работы с Дэвидом Боуи, Talking Heads, «Звуками Му» и не только.

Брайан Ино и Роберт Фрипп

«No Pussyfooting» (1973)

«Я тут пою, выдрючиваюсь изо всех сил, а он крутит ручки – и все смотрят только на него!» – по слухам, с этими словами Брайан Ферри выпроводил тезку из Roxy Music, с которыми Ино успел записать два альбома («Roxy Music» в 1972 году и «For Your Pleasure» в 1973-м). Самого Ино всегда интересовал скорее эксперимент, нежели хиты. В то время он был полон самых невероятных идей, на которые у него был карт-бланш от фирмы Island. Среди его тогдашних клиентов были оркестр стальных барабанов, уличный музыкант-хиппи по прозвищу Волшебный Майкл и два собственных проекта: один из них, Luala And The Lizard Girls, должен был состоять из музыкальных эксцентриков и танцоров, а другой, под названием Plastic Eno Band – играть на игрушечных инструментах. Из всего этого ничего не получилось, зато карт-бланш позволил Брайану Ино объединиться с другим любителем необычных звучаний. Однажды, еще до ухода из Roxy Music Ино и маэстро шизовой гитары Роберт Фрипп записали что-то вроде джем-сейшна, использовав только гитару с педалями и переделанные магнитофоны. После еще одного аналогичного джема длиной в целую сторону пластинки в свет вышла необычная даже для 1973 года инструментальная сюита «No Pussyfooting», в которой звук доминировал над мелодией и при этом выглядел не менее притягательно. То, что сделали Ино и Фрипп, впоследствии назовут краут-роком. Подобная музыка найдет множество адептов в Германии, и соотечественник Ино Дэвид Боуи, вдохновленный звучанием Neu! и Kraftwerk, задумается над тем, чтобы в очередной раз круто изменить свой стиль, а заодно и музыкальный ландшафт вокруг.


Брайан Ино и Ultravox

«Ultravox!» (1977)

Однажды к Брайану Ино прямо на улице подошел молодой человек, представившийся Джоном Фоксом и с ходу признавшийся в любви к его творчеству и конкретно к последнему на тот момент альбому маэстро «Another Green World» (1975). Попутно он пригласил Ино на репетицию своей группы Ultravox: помимо собственно названия, Ино привлек необычный подход коллектива к музыке и «кибернетические» темы песен. Спродюсировав их дебютный альбом «Ultravox!» (1977) вместе со Стивом Лиллиуайтом, Ино впервые опробовал свой фирменный подход наполнения старых форм новыми оттенками за счет технологий, чему во многом способствовал штатный синтезаторщик в составе: для середины 1970-х это еще было экзотикой. Одну из песен «My Sex» Ино предложил сделать в студии с нуля и сам сыграл там на синтезаторе Moog. «Для меня это была лучшая песня на пластинке: синтезаторы, драм-машина, в общем, путь вперед. Ино дал разрешение, и мы рванули», – вспоминал позднее вокалист Джон Фокс. Рецензии на тот альбом были неоднозначны, однако нынешние критики признают, что Ultravox первыми продемонстрировали слушателю «опасные» ритмы клавишных и проложили музыке дорогу в мрачноватое, но по-своему привлекательное будущее.


Брайан Ино и Дэвид Боуи

«Low» (1977), «Heroes» (1977), «Lodger» (1978)

Вскоре после эпопеи с первым альбомом Ultravox с Брайаном Ино связался Дэвид Боуи, попросивший его помочь с записью новых песен. Вопреки распространенному заблуждению, продюсером легендарной «берлинской трилогии» («Low» (1977), «Heroes» (1977), «Lodger» (1978)) стал вовсе не Ино, а давний коллега Боуи Тони Висконти. Однако значение Брайана Ино на записи этих альбомов, как говорится, трудно переоценить. Когда буквально посреди рабочего процесса выяснилось, что у Боуи закончились песни, вторую сторону «Low» было решено наполнить инструментальными пьесами, главной из которых стала «Warszawa», написанная Боуи и Ино вместе. Лейбл RCA долго не хотел выпускать запись, сочтя ее провалом, но первый же сингл «Sound And Vision» стал первым хитом Белого Герцога за последние пять лет. Еще больший успех ждал следующую их совместную работу «Heroes»: лидер-гитара все того же Роберта Фриппа и исполнение самого Дэвида Боуи обеспечили славу заглавной композиции, а вслед за этим и всей пластинке. После третьего релиза Боуи-Ино «Lodger» критики не без оснований сочли, что их союз начал выдыхаться. Следующий их совместный концептуальный альбом «Outside» вышел лишь в 1995 году. Большого успеха он не имел, хотя и по сей день входит в список самых недооцененных работ Боуи.


Брайан Ино и Devo

«Q. Are We Not Men? A: We Are Devo!» (1978)

Куда более противоречивым оказался результат работы Брайана Ино с оригинальной группой рока новой волны Devo. Ино оплатил тогда никому не известной команде перелет в Дюссельдорф и аренду студии, но внезапно столкнулся с их категорическим нежеланием экспериментировать с чем бы то ни было. «Мы открыто сопротивлялись идеям Ино. Он придумал синтезаторные партии и действительно крутые звуки почти для каждой композиции, но мы использовали его придумки всего в трех или четырех песнях», – признавались позднее музыканты Devo, пожалевшие об упущенных возможностях. Неудивительно, что альбом «Q. Are We Not Men? A: We Are Devo!» (1978) получил неоднозначные оценки критиков, заявивших об отсутствии в нем характерных для Брайана Ино теплых нот. Впрочем, свое имя в историю рока Devo так или иначе вписали.


Брайан Ино и Talking Heads

«Моre Songs About Buildings And Food» (1978), «Fear Of Music» (1979), «Remain In Light» (1980)

Еще одним достижением Брайана Ино как продюсера на излете 1970-х стала его работа с молодой группой Talking Heads, смешавшей нетрадиционный подход к аккордам с колючими текстами, из-за которых их одно время причисляли к панкам. На втором альбоме, получившем название «Моre Songs About Buildings And Food» (1978), Ино активно использовал синтезатор как часть музыкальной текстуры, а не как источник надоедливых или имитирующих аналоговые инструменты звуков, а также раскрыл фанковый потенциал Talking Heads. Одним из самых ярких достижений в этом смысле стала кавер-версия песни Эла Грина «Take Me To The River» – именно она, а не оригинал, стала источником вдохновения для песни «Аквариума» «Искусство быть смирным» на альбоме «Радио Африка» (1983). Talking Heads и Брайан Ино закрепили успех релизом «Fear Of Music» (1979) с хитами «Life During Wartime» и «I Zimbra» – на последнем группа ушла куда-то в сторону афробита, откуда оставался лишь шаг до блестящей совместной работы Ино и вокалиста Дэвида Бирна. Третий релиз Ино и Talking Heads «Remain In Light» (1980) позволила продюсеру внести вклад и в собственно музыку и тексты. Написанная таким образом «Once in a Lifetime» (1981) впоследствии вошла в списки лучших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone, однако дальнейший путь «Говорящим Головам» суждено было проделать уже без Брайана Ино.


Брайан Ино и Дэвид Бирн

«Му life in the Bush of Ghosts» (1981)

«Ты можешь спросить себя: "Где мой новый красивый дом?"// Ты можешь цитировать Брайана Ино с Дэвидом Бирном…», – пел в песне «Жажда» с альбома «Дети Декабря» (1994) Борис Гребенщиков, в очередной раз передавая привет знающим. Первая строка здесь была «утащена» из той же «Once In A Lifetime», а вторая могла быть отсылкой как к сотрудничеству Ино и Бирна в рамках группы, так и к их совместной работе 1981 года под названием «Му life in the Bush of Ghosts». «Музыка госпел так будоражит меня, как уже давно не будоражил рок-н-ролл», – заявил Брайан Ино, увлекшийся духовной музыкой и христианскими радиопроповедниками. Совместив традиционный рок-инструментарий и голоса проповедников, мусульман и экзорцистов, Ино и Бирн получили ни на что не похожий результат, оказавшись на волне увлечения этнической музыки и одновременно скрестив ежа с ужом – в отличие от многих других, весьма удачно.


Брайан Ино и U2

«The Joshua Tree» (1987)

«Нам казалось, что мы превращаемся в очередную назойливую группу стадионного рока, и хотелось чего-то более серьезного, ближе к искусству», – вспоминали участники U2 о временах после их третьего альбома «War» (1983). И тут гитарист группы Эдж вспомнил о Брайане Ино, пригласив его в качестве продюсера новой пластинки. Если «The Unforgettable Fire» (1984) с хит-синглом «Pride (In The Name Of Love)» стал эффектной пробой пера, то последовавший за ним «The Joshua Tree» (1987) – полноценным шедевром, продемонстрировавшим сильнейшие стороны и U2, и Ино. «Where the Streets Have No Name», «I Still Haven't Found What I'm Looking For», «With or Without You», «Running to Stand Still» – эти песни знают и любят даже те, кому стиль U2 в целом не по душе. Впоследствии сотрудничество U2 и Брайана Ино продолжилось на альбомах «Achtung Baby» (1991), «Zooropa» (1991), «Original Soundtracks 1» (1995), «No Line on the Horizon» (2009), и каждый из них становился событием.


Брайан Ино и «Звуки Му»

«Звуки Му» (1989)

Cложным оказалось для Брайана Ино и сотрудничество с группой, работавшей в жанре «русской народной галлюцинации». Познакомившись в перестройку, в 1987 году, с русским роком и песнями «Звуков Му», Ино назвал их «маниакальным минимализмом», а их лидера Петра Мамонова – «удивительным и страшным типом из какого-то глубокого средневековья». Увы, продюсирование их пластинки «Звуки Му» («Zvuki Mu», 1989), которая должна была выйти на независимом лейбле Ино Opal Music, обернулось неприятными сюрпризами. В столичной студии Дома Радио не было необходимой аппаратуры, Мамонов в очередной раз решил спеть правильно и скучно, а на стадии сведения в Лондоне старался вообще не подпускать западного коллегу к пульту. «Ино для нас оказался слишком интеллигентен», – комментировал итоги клавишник «Звуков Му» Павел Хотин. Как бы там ни было, пластинка «Zvuki Mu» за две недели разошлась тиражом 35 тысяч экземпляров, что для малоизвестной на Западе группы было очень даже неплохо.


Брайан Ино и James

«Laid» (1993), «Wah-Wah» (1994)

В те же времена, когда Брайан Ино готовился перезапустить карьеру U2, ему поступило предложение спродюсировать первый альбом никому еще не известной группы из Манчестера с оригинальным названием James. Тогда Ино вежливо отверг предложение, однако музыканты все же взяли свое спустя семь лет и четыре альбома. Ино так восхитила редкая для рок-группы способность James к совместным импровизациям, что он предложил записать сразу два альбома, один из которых, «Laid» (1993), был коммерчески ориентированным проектом, а второй «Wah-Wah» (1994), стал результатом экспериментальных джем-сессий. Успех, как ни странно, имели оба, разместившись соответственно на 3 и 11 строчках британского хит-парада.


Брайан Ино и Джон Кейл

«Wrong Way Up» (1990)

«Первый альбом Velvet Underground купили не более тысячи человек, но каждый из них потом собрал собственную группу». Эти слова принадлежат Брайану Ино, поэтому неудивительно, что совместная работа Ино и одного из лидеров группы Джона Кейла была лишь вопросом времени. Как и Ино, Кейл никогда не ставил во главу угла коммерческий успех: разогревшись на альбоме «Words For The Dying» (1989), они записали песенную пластинку «Wrong Way Up» (1990), с воодушевлением встреченную критиками. Более того, она стала и первой за долгое время вокальной работой Ино, на чем настоял сам Кейл. Подход Джона Кейла к творчеству в корне отличался от подхода Ино, поэтому общение легенд во время записи часто было весьма напряженным – и продуктивным. «У нас много времени ушло на споры. Но из этого трения временами рождалось что-то совсем другое – такое, чего бы ни он, ни я не сделали бы в одиночку», – признавал впоследствии Брайан Ино. Да и все эти трения не помешали Ино и его дочерям принять участие в альбоме Кейла «Hobosapiens» в 2003 году.


Брайан Ино и Coldplay

«Viva la Vida» (2008)

Как и U2, Coldplay «столкнулись» с Брайаном Ино после того, как им потребовалось сменить направление после восхождения к славе. «Все эти месяцы мы только и делали, что пытались освободиться от кандалов. Иногда для этого нужен гипнотизер», – говорил лидер группы Крис Мартин о работе над альбомом «Viva la Vida or Death and All His Friends» (2008). Ино буквально заставил Coldplay расширить ее звуковую палитру, требуя, чтобы каждая песня звучала по-иному, нежели предыдущая. В результате «Viva la Vida» вошел в списки самых ярких релизов 2008 года и был признан одним из самых крепких и разнообразных у группы, а Брайан Ино в очередной раз доказал, что его продюсерское чутье неподвластно времени.


Брайан Ино и Пол Саймон

«Surprise» (2006)

Творческий тандем отцов стиля эмбиент и фолк-рока может вызвать недоумение – но лишь отчасти. В середине 1980-х годов страдавший от творческого кризиса Пол Саймон открыл для себя африканскую музыку и пережил новый всплеск популярности с альбомом «Graceland» (1986). Тогда Ино отнесся к успеху коллеги весьма ревниво, считая эксперименты с этникой собственной вотчиной. Однако после личного знакомства с Саймоном в 2004 году расслушал «Graceland» и решил: в идее поработать вместе что-то есть. После того, как Саймон буквально замучил коллегу гитарными наложениями, Ино отправил автора «Миссис Робинсон» («Mrs. Robinson», 1968) за подарками на День Матери и в его отсутствие записал все свои «звуковые ландшафты» для альбома «Surprise» (2006). «Можешь посылать меня за покупками когда угодно», – заявил Пол Саймон, услышав результат.

В подзаголовке – строчка из песни «Меломан» группы «Алиса» («Brian Eno тянет звук, он любит колорит»…)

Читайте также