Фильм «Темное наследие», премьера которого состоялась 19 мая в онлайн-кинотеатрах, – второй полнометражный проект режиссера Вона Стайна после неонуарного триллера «Конченая» с Марго Робби. По динамичности новая работа Стайна не уступает первой. Это крепко сбитый и логичный триллер, играющий на психологии. Кажется, что режиссер знает все о нужных болевых точках и умеет расставить акценты так, чтобы фильм получился цепляющим и интересным. Однако есть свои «но».
В центре сюжета картины оказывается девушка из богатой и влиятельной семьи – Лорен Марко (Лили Коллинз). Ее отец внезапно умирает, распределив огромное наследство странным образом: миллион жене, миллион дочери, 20 миллионов сыну и 50 миллионов разным благотворительным организациям. Несправедливо? Несправедливо. Но Лорен не кажется расстроенной. Она всегда знала и чувствовала, что не является любимицей отца, что она не такая, как ее семья. Во главе ее мировоззрения всегда были честь, справедливость и совесть. Никакой личной выгоды и наживы.
Однако отец оставил Лорен еще кое-что – флешку, на которой за что-то просит прощения, и ключ от бункера, где хранится его страшная тайна – темное наследие. Спустившись туда, Лорен обнаружила сидящего на цепи изможденного человека (Саймон Пегг). Пленник представился Морганом и заявил, что заточен здесь вот уже 30 лет. По ходу разговоров с ним Лорен понимает: Морган знает о ее семье значительно больше, чем она сама. Но кто он, зачем и почему? Это и предстоит выяснить девушке, попутно раскрывая нелицеприятные, даже шокирующие подробности жизни отца.
«Темное наследие» – фильм динамичный и быстрый. Сюжет прытко несется к финалу, брошенный Станом клубочек стремительно разматывается. Но обмануть зрителя ему все же не удается. Развязка картины оказывается именно такой, какой ты ее себе и представляешь. Тот, кто кажется плохим – плохой на самом деле, а тот, кто кажется хорошим – хороший. Никаких удивлений и неожиданностей, хотя чувствуется, что концовка задумывалась именно как шокирующая. Однако современного зрителя нынче трудно поразить.
Финал воспринимается, скорее, как этакая необходимая данность. Интерес к сюжету начинает угасать с начала кульминации, когда, напротив, должен быть взрыв эмоций. Однако лента все равно оставляет положительное впечатление и приятный вкус напряженности. По большей части благодаря Лили Коллинз и Саймону Пеггу. Эта актерская парочка задала жару – за ними действительно интересно наблюдать.
Один за другим рушатся идеалы Лорен, она мечется между правдой и репутацией своей семьи, которая вдруг оказалась под угрозой, девушка тонет в отчаянии, понимая, что вокруг нее сплошной обман и все, кого она знала и любила так или иначе обманывали ее. Коллинз выражает весь спектр эмоций: боль, разочарование, страх, печаль, ужас, решимость, слезы, готовность бороться, злость. Все, кроме радости. После фильма не можешь вспомнить, а улыбнулась ли она хоть раз. А потом ловишь себя на мысли, что улыбаться-то ей в такой ситуации было и нечему.
Самую «бьющую», пронзительную эмоцию Лили Коллинз выдает, когда почти в самом финале Морган выкладывает самую страшную для нее тайну. Это словно пощечина: хлестко и наотмашь. От замершего в тот момент взгляда Лорен мурашки по коже. Эмоция секундная, но стоит того, чтобы только ради этой сцены увидеть весь фильм. Именно она остается перед глазами до самых титров и определяет настроение всего финала.
Саймон Пегг в «Темном наследии» не менее интересен, чем Лили Коллинз. Чтобы перевоплотиться в Моргана, актеру потребовалось полгода – он сидел на жесткой диете и активно занимался спортом, чтобы похудеть на 12 килограммов и довести уровень жира в организме до 8%. Игре Пегга веришь безоговорочно. Морган знает единственно верную правду и озвучивает ее. Развитие ситуации заставляет по-разному относится к нему – его то ненавидишь, то из-за его поведения и слов раздражаешься, то жалеешь его, но, в конце концов, проникаешься к нему симпатией.
Единственное, что мешает воспринимать образ Моргана целостно – прическа (как бы это ни звучало). В то время как перед нами вырисовывается портрет искреннего, пострадавшего из-за правды человека, при взгляде на его внешность сразу видишь этот ненастоящий, как будто нахлобученный парик. Этот диссонанс внутреннего и внешнего в какие-то моменты даже заставляет сомневаться в Моргане, выискивать в его словах зацепки, которые бы подтвердили его неискренность. Потом и вовсе говоришь себе: «Пусть он окажется хорошим!».
Динамичность фильму придают быстрые врезки из прошлого отца Лорен – они мелькают по ходу рассказа Моргана, почему он заперт в бункере и посажен на цепь. Это не флешбэки – это именно врезки, сопровождающиеся голосом рассказчика.
В плане восприятия удивительно ощущение, будто все действие фильма происходит в бункере, хотя Лорен постоянно перемещается. Она то на судебном заседании, где выступает в роли прокурора, то в кабинете умершего отца, то в собственной квартире, то в офисе семейного поверенного и друга. Локации меняются со скоростью света, но не несут какой-то особенной смысловой нагрузки. А вот бункер – это словно прошлое, настоящее и будущее одновременно.
«Темное наследие» – фильм, замкнутый только на Лорен и Моргане. Персонажей в картине предостаточно: брат героини, ее мать и отец, муж и дочка, поверенный и другие. Но никто из них, по сути, не раскрыт. Так, пара более-менее внятных штрихов, и то только для того, чтобы чуть подтолкнуть сюжет вперед. В финале в дуэт Лорен и Моргана вдруг вклинивается третий герой – и, даже несмотря на понятную логику такого «вмешательства», это выглядит странно и неестественно. Однако, если не вдумываться в линии второстепенных персонажей, то они особо и не мешают – создают фон, «белый шум», но внимание не перетягивают.
Финалы, переворачивающие весь ход картины с ног на голову, в современном кинематографе уже давно не редкость. Напротив, сейчас так часто используют этот прием, что, смотря какой-нибудь новый триллер или детектив, уже интуитивно замечаешь детали и неувязки, которые в конце должны «внезапно» «выстрелить». Вон Стайн в «Темном наследии» тоже пошел по этому пути, но, как говорилось выше, удивить не смог. И не потому, что сделал что-то не так или плохо – а как раз из-за того, что зритель готов именно к такой развязке.
«Темное наследие» не из тех фильмов, к которым хочется вновь и вновь возвращаться, выискивая ранее не замеченные нюансы или обнаруживая в тех или иных сценах «подтекст». Все просто, понятно, в меру хитро и увлекательно.