На русском языке вышел роман Эрнеста Клайна «Второму игроку приготовиться» – эффектное продолжение книги (2011), на основе которой в 2018 году Стивен Спилберг снял фильм «Первому игроку приготовиться». В ближайшие годы экранизации второй книги ждать не стоит – однако она и сама по себе способна заинтересовать всякого поклонника музыки и фильмов 1980-х, а заодно и оригинальной научной фантастики. Рассказываем, почему роман «Второму игроку приготовиться» стоит внимания, и слушаем музыку, звучащую на его страницах.
Оригинальный подход к научной фантастике
Cоздатели продолжения кассового хита или книжного бестселлера зачастую идут по пути «то же, что и в первый раз, но масштабнее», не предлагая ничего принципиально нового. К счастью, роман «Второму игроку приготовиться» этой ловушки избежал.
Квест-триллер оригинала обогащен во второй книге размышлениями о том, чем способно обернуться многочасовое путешествие по виртуальной реальности. Однако это не традиционное предостережение об опасности эскапизма. Эрнест Клайн разглядел и оборотную сторону монеты в истории новой симуляции ONI, способной дать человеку возможность в прямом смысле слова побыть в чужой шкуре со всеми ее пятью чувствами.
Более того, в финале новое изобретение покойного Дока Холлидея оборачивается неожиданностью: дабы не спойлерить этот поворот, скажем только, что он касается межзвездных перелетов и бессмертия сознания. То, как обходится с этим сюжетом Клайн, заставляет вспомнить едва ли не о золотом веке научной фантастики. Представленная им идея выглядит оригинально и, более того, теоретически вполне достижима. Так что «пройти» книгу «Второму игроку приготовиться» вслед за полюбившимися нам героями стоит хотя бы ради финального поворота.
Динамичное повествование
Даже самая прекрасная идея может быть похоронена неумелостью автора и неумением выстроить сюжет. С романом Эрнеста Клайна «Второму игроку приготовиться» и в этом отношении все в порядке.
История нового квеста начинается на первых же страницах и поначалу идет неспешно – чтобы в какой-то момент «раскачаться» до уровня остросюжетного боевика, задействовав «фактор времени» в лучших традициях 1980-х. Согласившись участвовать в симуляции, герои оказываются запертыми в ловушке и вынуждены пройти квест за строго определенное время – долгое пребывание в виртуальности способно разрушительно сказаться на психике. В реальности дела обстоят не лучше: главный злодей первой книги и фильма Нолан Сорренто сбежал, взяв в заложники Огдена Морроу, так что по прохождении основного квеста Уэйду Уоттсу и его друзьям придется разбираться еще и с этим.
Забегая вперед, скажем, что история спасения и последовавшие за этим события кинематографичны и эффектны. Можно только гадать о том, какое потрясающее зрелище ждет фанатов, если «Второму игроку приготовиться» все же шагнет на большой экран.
Интересные параллели в истории Уэйда и Саманты и создателей «Оазиса»
Получает свое продолжение и история главной парочки книги и фильма «Первому игроку приготовиться» – Уэйда Уоттса и Саманты Кук. Как и всякая история любви, она оказывается довольно тернистой, а путь героев друг к другу – нелегким, что усугубляется и характером Саманты, не желающей играть при ком-либо вторую скрипку и вообще играть по заданным правилам. Саманта также является в романе «Второму игроку приготовиться» проводником идей современного феминизма и мультикультурализма. Временами ее реплики на этот счет раздражают, но они же способны облегчить работу будущих авторов экранизации.
Однако важнее в романе «Второму игроку приготовиться» интересные параллели между историей Уэйда и Саманты и раскрывающейся тут же историей любовного треугольника Джеймс Холлидей-Огден Морроу-Кира Морроу. Новая история сконцентрирована не только на квестах в виртуальности и боях в реальности, но и на прошлом тройки разработчиков «Оазиса». Кира Морроу играет ключевую роль в сюжете и выстраивании мира виртуальной реальности, а ее воспоминания, которыми виртуальность «делится» с героями по ходу поисков, готовят нас к тому, что мы увидим в финале.
Более очеловеченными выглядят во «Второму игроку приготовиться» и сами Уэйд, Саманта и их друзья. Уэйд, несмотря на славу и богатство, скорбит по погибшим в первой книге родным, а Саманта делает все для того, чтобы жизнь людей по всему миру не ограничивалась странствиями по «Оазису». Воссоединение героев в финале выглядит не столько программным хэппи-эндом, сколько выстраданной закономерностью.
Что же до Джеймса «Дока» Холлидея, вроде бы отыгравшего свою партию в первой книге, то он появляется и здесь, чтобы передать Уэйду новую технологию, а затем – предложить новый квест, ставкой в котором становятся жизни не только главных героев, но и всех подключенных в это же время к виртуальной реальности. Однако не спешите разочарованно ахать и записывать Холлидея в число героев, ставших злодеями. Как мы уже говорили, в книге Эрнеста Клайна, несмотря на ее формальную «попсовость», нет однозначных ходов.
Множество отсылок к поп-культуре
Как и в первой книге и фильме Стивена Спилберга, частью нового квеста являются пасхалки и отсылки. Один из эпизодов наверняка заставит вас пересмотреть чудесную киносказку «Принцесса-невеста» (1987), а эпизод ближе к финалу – хороший повод сдуть пыль со сказаний «Сильмариллиона» Джона Р. Р. Толкина.
В беседах героев перед очередным этапом приключений мелькают имена героев фильмов «Горец» (1986) и «День сурка» (1993). Поклонники Джона Хьюза наверняка оценят ту часть книги, действие которой происходит на планете Шермер: футбольное поле из «Клуба "Завтрак"» (1985), история финала картины «Милашка в розовом» (1986) и встреча с самим маэстро подросткового кино прилагаются.
На планете легендарного ныне Принса героям предстоит выдержать сражение сразу с несколькими его аватарами – как и бой ближе к концу книги, эти два эпизода так и просятся на экран. В одном из эпизодов-воспоминаний с участием Огдена Морроу упоминается фильм «Зомби по имени Шон» (2004). Те, кто помнит, какой актер играл Огдена в экранизации «Первому игроку приготовиться», наверняка не удержатся от улыбки. А еще книга буквально сочится музыкой 80-х – впрочем, об этом чуть ниже.
Экранизировать книгу «Второму игроку приготовиться» будет сложно
Как ни странно, значительная часть достоинств книги «Второму игроку приготовиться» рискует потеряться при переходе на большой экран. Возможно ли будет вместить размышления героев, их приключения, экшен и философию в пусть даже трехчасовое кино? Если из первой книги Эрнеста Клайна сценаристы мастерски отжали всю «воду» в виде продолжительных квестов и столь же мастерски выстроили историю, не потеряв из оригинала почти ничего, то в случае с продолжением потери, как ни крути, неизбежны. Пожертвовать данью уважения Джону Хьюзу? Толкину? Оставить за кадром размышления Уэйда или действия Саманты, определяющие их характер в повествовании?..
К тому же отсылки, на которых во многом и выстроен новый квест, при экранизации способны обернуться многочисленными проблемами авторских прав. Удастся ли получить разрешение на использование образов Молли Рингуолд? Или играющего заметную роль в истории Роберта Дауни-младшего (Железный человек тут ни при чем)? Получится ли воссоздать мир Принса или эпизоды фильма «Принцесса-невеста»? Ответ не так очевиден, как хотелось бы. Именно в силу невозможности «впихнуть невпихуемое» экранизации так часто проигрывают книгам – даже такие культовые и в целом удачные, как «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика, «Побег из Шоушенка» (1994) Стивена Спилберга или сериал «11/22/63» (2011).
К тому же надо учитывать, что киносиквелы обычно «имеют место» на волне успеха оригинала. Несмотря на кассовый успех картины «Первому игроку приготовиться» и контракт на съемки в продолжении, ни Тай Шеридан (Уэйд/ Парсифаль), ни Оливия Кук (Саманта/ Артемида) до сих пор ничего не знают о судьбе сиквела – кроме того, что он «находится на ранних стадиях разработки». Примет ли в этом проекте участие Стивен Спилберг – тоже до сих пор неизвестно. Возможная замена его на другого режиссера будет неизбежно выглядеть как понижение ставок. Так что идеальным выходом тут будет предоставить мысли о продолжении воображению читателей и почитателей 1980-х.
«Саундтрек» книги «Второму игроку приготовиться»
Явно идя по стопам то ли Харуки Мураками, то ли сериала «Очень странные дела», Эрнест Клайн буквально нашпиговал новую книгу песнями 1970-1980-х. Они упоминаются или звучат при самых неожиданных обстоятельствах – и сложно удержаться от того, чтобы при чтении не включить их в наушниках. Мы собрали соответствующий плейлист – надеемся, что он доставит вам немало приятных минут.