21 мая могло бы исполниться 80 лет Тони Шеридану – британскому музыканту, самые известные записи которого были сделаны в Гамбурге при участии пятерых ливерпульцев, называвших себя The Beatles. Эти песни стали первыми их официальными записями и косвенно способствовали будущему взлету. Вспоминаем эту и другие группы, история которых начиналась в аккомпанирующих составах.
Тони Шеридан и The Beatles
Парни из Ливерпуля и Тони Шеридан познакомились еще во время первого визита в Гамбург, когда немецкие промоутеры, отчаявшись найти звезд рока у себя, решили «импортировать» группы из Великобритании. Будучи неплохим певцом и гитаристом, Шеридан довольно быстро дорос до одного из самых престижных клубов Гамбурга «Top Ten», куда в промежутках между 8-часовыми марафонами на сцене заходили и The Beatles. Ко второму приезду группы в Гамбург Шеридан обосновался в клубе, получив постоянную работу, и The Beatles стали его аккомпанирующим составом, попав и на сессию, организованную продюсером и будущим автором песни «Strangers in the Night» Бертом Кемпфертом.
«Мы спели пять песен, но они никому не понравились. Немцы предпочитали такие вещи, как "My Bonnie". Тони Шеридан пел, а мы подыгрывали ему. Это было ужасно. Так смог бы сыграть любой», – жаловался впоследствии Джон Леннон. Тем не менее сингл «My Bonnie» вышел в свет, и именно в его поисках некий Курт Раймонд Джонс однажды зашел в магазин некоего Брайана Эпстайна – а остальное, как говорится, уже история. Тони Шеридан окончательно осел в Германии, навещал битловские фестивали и выступал даже в России, но популярности, сопоставимой с битловской, так и не обрел.
Клифф Ричард и The Shadows
Одна из композиций, записанных The Beatles во время сессий с Тони Шериданом, называлась «Cry For A Shadow» и представляла собой то ли пародию, то ли оммаж тогдашним любимчикам хит-парадов – группе The Shadows, из «шинели» которой вышел другой знаменитый британский певец Клифф Ричард. После того, как продюсеры выделили Клиффа из состава группы, The Shadows стали его аккомпаниаторами, однако в 1960 году заимели и собственный хит. Инструментальный номер «Apache», стал классикой стиля и занимал первое место в британском чарте на протяжении шести недель. Группа долгое время аккомпанировала Ричарду, снимаясь с ним в том числе и в фильмах, но впоследствии их пути окончательно разошлись. Ричард выпускает сольные альбомы и по сей день, The Shadows выпустили серию вполне успешных хит-синглов и альбомов, после чего неоднократно собирались и разбегались для исполнения старых хитов, в том числе и с бывшим солистом.
Артисты Stax и группа Booker T. and The MG’s
Фирма «Tamla-Motown» была не единственной американской «фабрикой звезд», записи которой нынче считаются классикой соул-музыки. Их ближайшими конкурентами стали Джим Стюарт и Эстелль Экстон, в 1961 году давшие жизнь и название фирме «Stax Records». Как и «Motown», фирма «Stax» ориентировалась на выпуск хитов и, конечно же, не могла обойтись без собственной команды инструменталистов-профессионалов. Одним из них стал гитарист Стив Кроппер, а еще год спустя команду пополнили органист Букер Ти Джонс, бас-гитарист Дональд «Дак» Данн, ударник Эл Джексон-младший, а также пианист и певец Айзек Хейс. Дополнив команду духовой секцией, Стюарт и Экстон получили «домашнюю группу», мало чем уступающую легендарной студийной команде Motown Records, и аккомпанировавшую таким звездам, как Отис Реддинг, Джонни Тейлор, Билл Уизерс, Альберт Кинг и Уилсон Пикетт. Впрочем, эта команда довольно быстро вышла из тени звезд лейбла: в 1962 году они записали собственный инструментальный хит-сингл «Green Onions», без которого ныне не обходится ни одна подборка музыки 60-х. Группа продолжала записываться и с другими звездами, и самостоятельно на протяжении нескольких десятилетий, Стив Кроппер, Дональд «Дак» Данн и новый ударник Уилли Холл попали в знаменитый фильм «Братья Блюз», а периодические выступления группы, ныне сократившейся до трио, случаются и сейчас.
Читайте также: От The Who до Green Day. 15 ярких концептуальных альбомов
Пи Пи Арнольд и The Nice
История группы The Nice во главе с клавишником Китом Эмерсоном началась в середине 1960-х, когда чернокожая певица Патриция Энн Коул, более известная как Пи Пи Арнольд, решила осесть в Британии и подыскать себе аккомпанирующий состав. В ту пору все общались со всеми: знавший Эмерсона шофер певицы познакомил их друг с другом, и вопрос с музыкантами оказался решен, хотя хитрюга Эмерсон выговорил новой группе право играть в качестве «разогрева». Согласившись на это, певица оказала себе медвежью услугу: оригинальные обработки чужих, в том числе классических, произведений и собственные опусы группы, одними из первых «поженившие» классику с роком, оказались куда интереснее соул-версий тогдашних хитов вроде «The First Cut Is The Deepest» или «To Love Somebody». Неудивительно, что The Nice вскоре заимели собственный контракт, отправились в свободное плавание и распались, выпустив пять альбомов. Кит Эмерсон продолжил эксперименты в теперь уже легендарном трио Emerson Lake & Palmer, а Пи Пи Арнольд, записав несколько сольных альбомов, сосредоточилась на работе бэк-вокалистки: ее голос звучит на записях Питера Гэбриэла, Bee Gees, Нины Хаген, Роджера Уотерса и других рок-звезд. А в 2019 году она выпустила и новый сольный альбом, на котором молодой напор времен The Nice уступил место зрелой сдержанности.
Линда Ронстадт и Eagles
В начале 1971 года молодая певица Линда Ронстадт, заимевшая сольный контракт, должна была собрать тур-группу из лос-анджелесских музыкантов. «Местом силы» в те времена был знаменитый клуб «Troubadour», где Линда познакомилась с гитаристами Берни Лидоном и Гленном Фраем, а также с барабанщиком Доном Хенли. «Мы часто пели вместе где-нибудь в углу бара – блюграсс, спиричуэлс, все подряд, – вспоминала позднее Линда. – Гленн был настолько хорош, что я предложила ему поехать со мной в тур подзаработать, но знала, что долго это не продлится». В ходе тура Дон и Гленн спелись в самом буквальном смысле слова, и Линде стало понятно, что на ее глазах рождается новая группа. Сама она предложила взять в группу гитариста Берни Лидона, а ее продюсер Джон Бойлан привел бас-гитариста Рэнди Мейснера, с которым был знаком по студийной работе. Все эти замечательные люди помогли Линде записать один из самых удачных ее альбомов с логичным названием «Linda Ronstadt», а затем ушли, чтобы собрать группу Eagles. Сама же Линда, в отличие от некоторых других героев этой подборки, также не канула в никуда: ее альбомы 70-х стали такой же классикой кантри-рока, что и записи Eagles.
Ронни Хокинс и The Band
В 1958 году молодой исполнитель рокабилли Ронни Хокинс собрал группу, одним из участников которой стал его приятель из Арканзаса, барабанщик Левон Хелм. После года туров и записей из группы ушел пианист Уиллард Джонс, и в поисках нового музыканта Хокинс познакомился с клавишником, который, в свою очередь, порекомендовал взять в команду своего приятеля Робби Робертсона. После множества перестановок в группу Ронни также пришли басист Рик Данко, органист Гарт Хадсон и пианист Ричард Мэньюэл. Итоговый состав, получивший название Ronnie Hawkins And The Hawks, на протяжении пяти лет был немало популярен в Канаде, Ронни называли канадским ответом самому Элвису, но к 1963 году музыканты сошлись на том, что способны обойтись и без ведущего вокалиста.
Вскоре после ухода от Хокинса Робби Робертсон и Левон Хелм познакомились с Бобом Диланом, которому тоже был нужен полноценный «электрический» состав. The Band проработали с будущим нобелевским лауреатом около трех лет и, помимо концертов, записали с ним неофициальный альбом, ставший известным под названием «The Basement Tapes». А сам этот альбом стал прологом к успешной собственной карьере группы, начало которой положил диск «Music From Big Pink». Говорят, что, услышав его, Эрик Клэптон решил изменить собственное звучание в пользу более мелодичной музыки, а будущие звезды фолк-рока Fairport Convention задались целью сделать для английской народной музыки то же, что The Band сделали для американской.
Впереди у The Band была череда успешных альбомов, блестящий фильм-концерт «The Last Waltz», распад – и еще несколько реюнионов и более или менее удачных пластинок. Ронни Хокинс же так и остался скорее местной, нежели мировой знаменитостью, хотя впоследствии даже сыграл самого Боба Дилана в фильме «Ренальдо и Клара». А в 1995 году Хокинс отметил свое 60-летие концертом, в котором участвовали Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Джефф Хили – и, конечно же, его бывшие коллеги по сцене.
Джеймс Браун и The J.B.'s
В 60-е годы имя Джеймса Брауна гремело повсюду: едва ли не каждый его сингл или альбом становился хитом (чаще всего за счет того же сингла). Однако работать с крестным отцом соул-музыки было крайне непросто. За любой криво сыгранный такт маэстро прямо на сцене мог повернуться к музыканту и щелкнуть пальцами: это означало, что после концерта тот получит меньше денег, чем обычно. В 1970 году музыканты, недовольные оплатой труда, решили собрать коллектив, независимый от Брауна, но продолжали записываться вместе с ним, в том числе на таких хитах, как «Sex Machine», «Super Bad» и «Soul Power». Параллельно с этим они выпускали и собственные сольные альбомы, на которых привнесли в фанк довольно отчетливое влияние джаза. И публика это оценила: композиции «Pass the Peas», «Gimme Some More» и «Doing It to Death» оказались на высших местах в хит-парадах.
Читайте также: Нотописи не горят! 15 неизданных альбомов известных музыкантов
Барри Уайт и The Love Unlimited Orchestra
Еще одной признанной звездой соул, уже в 70-е годы, стал певец Барри Уайт, музыка которого идеально подходит для объяснения с девушкой: «Брюс Всемогущий» не даст соврать. Впрочем, собственных работ в этом стиле певцу показалось мало, и со временем он собрал под своей эгидой девичье вокальное трио Love Unlimited, которому, помимо обеспечения бэк-вокальной поддержки, позволял записывать и собственные пластинки. Дальше – больше: для поддержки девичьего трио Барри собрал полноценный оркестр из 40 человек, попутно записав с ним сингл «Love’s Theme». В итоге эта инструментальная тема добралась до первого места в чартах Billboard и была признана едва ли не первым хитом эры диско. Решив развить успех, Барри Уайт превратил The Love Unlimited Orchestra в автономную единицу и спродюсировал добрый десяток альбомов, принесших своему создателю несколько премий «Грэмми». Увы, в 1983 году команда перестала выпускать собственные записи, вновь сосредоточившись на «поддержке» выступлений Уайта – но определенно вписала собственную страницу в историю стиля.
Нил Янг и Crazy Horse
История группы Crazy Horse началась все в те же 60-е, когда бывшая ду-воп группа переключилась на психоделический поп-фолк и даже записала альбом, не имевший успеха. Однажды на их выступление зашел нервный молодой гитарист Нил Янг, чья группа Buffalo Springfield только что распалась, и сыграл с музыкантами джем, а какое-то время спустя предложил сыграть на его втором сольном альбоме. Сотрудничество оказалось более чем удачным: последний на данный момент альбом Янга и Crazy Horse вышел в 2019 году, а сам он признавался, что работа с Crazy Horse «открывает двери куда-то в космос». Впрочем, одним только подыгрыванием дело не ограничивалось: в 1971 году «лошадки» выпустили собственный дебютный альбом, одна из песен которого – «I Don’t Want To Talk About It» стала хитом в исполнении Рода Стюарта, а две другие попали в репертуар Nazareth. И хотя и этот, и следующие альбомы группы раскупались довольно неважно, любителям классик-рока в духе того же Нила Янга пропускать их точно не стоит.
Антонина Жмакова и будущая группа «Ария»
В отличие от других классических групп русского рока, «Ария» выросла из ВИА «Поющие сердца», где в разное время работали Николай Расторгуев, Николай Носков, знаменитый исполнитель песенки студента Игорь Иванов и отец «босоногого мальчика» Николай Агутин. К 1984 году за репертуар в коллективе отвечала певица и по совместительству жена руководителя коллектива Антонина Жмакова, но сам руководитель коллектива Виктор Векштейн осознавал, что на эстрадной музыке далеко не уедешь. Тогда же музыканты коллектива Владимир Холстинин и Алик Грановский задумали записать собственный альбом в стиле хэви-металл, и пригласили в качестве вокалиста Валерия Кипелова, который также пел в этом ансамбле. Почувствовав потенциал, Векштейн выстроил программу, одно из отделений которой было отдано эстрадным номерам в исполнении Жмаковой, а второе – хэви-металлическим упражнениям самих музыкантов. Год спустя стало ясно, на какое из двух отделений народ ходит лучше, и Жмакова вместе с эстрадным репертуаром ушла в историю. Впрочем, судя по всему, пела она все же неплохо.