Научная фантастика в кино в основном делится на две категории. В одних фильмах даже обычные законы физики не действуют в принципе. В других создатели, наоборот, стараются сделать все, чтобы максимально приблизиться к правдоподобности. Захватывающими и зрелищными могут быть и те, и другие фильмы, однако реальные шансы заслужить похвалы настоящих ученых есть только у вторых. Рассказываем о фильмах, в которых к вопросам науки подошли действительно «по-научному».
«Столкновение с бездной» (1998)
Реалистичное вторжение кометы
Научно-фантастический фильм-катастрофа об «угрозе из космоса» – комете, которая летит прямо к Земле и грозит стереть с ее лица все живое – одна из тех сравнительно немногих картин, которым подходит определение «научный». На самом деле «Столкновение с бездной» вполне отражает взгляды астрофизиков на проблему подобного рода, актуальные на момент выхода фильма. Сам Нил Деграсс Тайсон – известный астрофизик и популяризатор науки – включил его в десятку своих любимых научно-фантастических картин, и объявил, что с научной точки зрения в «Столкновении с бездной» «практически не к чему придраться». «О столкновениях Земли с кометой или с астероидом снято предостаточно фильмов. Но «Столкновение с бездной» выделяется тем, что его создателям удалось сделать все (или практически все) вполне правдоподобным с точки зрения физики, – это помимо того, что всем персонажам от души сопереживаешь». Пусть «Столкновение с бездной» получил в прокате не самый восторженный прием, но зато заслужил похвалы специалистов NASA – тех, которые занимаются проблемой «астероидных угроз» (хотя и довольно сдержанные). Так, астронавт Том Джонс заявил: «"Столкновение с бездной" снят почти как по учебнику. Я был приятно удивлен, когда обнаружил фильм, где столкновение с космическим объектом наконец-то было показано реалистично».
«Марсианин» (2015)
Как живется на Марсе
Многие задаются вопросом, какова была бы (или в действительности будет) «жизнь на Марсе» – в том смысле, что планы человечества рано или поздно покорить «Красную планету» находятся в активной разработке. «Марсианин» Ридли Скотта представил нам пример того, как одинокому астронавту пришлось прожить на Марсе гораздо дольше, чем он изначально предполагал. «Марсианин» стал весьма точной экранизацией, которая порадовала публику не меньше, чем первоисточник – одноименный роман Энди Вейера. Вейер подошел к теме – что бы было, если бы однажды астронавт непредвиденно «застрял» на Марсе без чьей-либо поддержки и возможности сообщить о своем бедствии на Землю – очень скрупулезно, и допустил разве что одну крупную сознательную неточность. Таких песчаных бурь, как та самая, из-за которой Марк Уотни отбился от экипажа и ошибочно считался «погибшим», на Марсе попросту не бывает из-за сильно разреженной атмосферы. Так или иначе, но выживает Уотни на Марсе в точности «по науке», живет в надувном модуле, который уже скоро должен перекочевать из области фантастики в реальность. Даже «маневр Рича Пернелла», в фильме придуманный гениальным чудаковатым астрофизиком, основан на «гравитационном маневре» – вполне реальной теории, придуманной в NASA еще в 1960-х и примененной при запуске космических аппаратов «Вояджер». Актеры специально общались с астронавтами, чтобы иметь перед собой живой пример, скафандры для фильма делались по образу и подобию настоящих скафандров, хотя ради их и сделали компактнее и удобнее. В «Марсианине», конечно, не обошлось без выдумки, и все же сразу же после выхода на экраны его прозвали «одним из самых правдоподобных фильмов о путешествии в космос, снятых когда-либо».
Читайте также: 11 крутых сюжетных ходов из кино, которые нереальны с научной точки зрения
«Интерстеллар» (2014)
Черная дыра и теории
Кристофер Нолан известен своей любовью к деталям и реализму. При создании «Интерстеллара» он специально поставил себе цель не просто снять фантастику о космическом путешествии, но и насколько это возможно приблизить фильм к реальности. Для этого главным научным консультантом «Интерстеллара» пригласили Кипа Торна – американского физика и астронома и одного из главных экспертов в мире по общей теории относительности. Торн специально произвел расчеты и создал модели, описывающие траекторию, по которой лучи света проходили бы через искривленные пространство и время вблизи черной дыры. Таким образом сверхмассивная черная дыра Гаргантюа, которую можно увидеть в «Интерстелларе», изображена на основе расчетов Торна, учитывавших все, и даже положение зрителя по отношению к черной дыре. И это не просто компьютерная графика, созданная воображением художника, а именно вид настоящей черной дыры, какой ее представляет современная наука. Помимо «самой правдоподобной черной дыры в истории кино» (разве что с совсем небольшой поправкой на зрелищность, которую все же таки внесли, если верить заявлению самого Кипа Торна), многие теории «Интерстеллара» относятся к «предположительным, хотя и не доказанным». Но фильм сумел заинтриговать научные и околонаучные круги вполне всерьез – вплоть до того, что ему посвящались опубликованные исследования, а сам он приводится как «наглядный материал» для изучающих физику.
«Контакт» (1997)
Радиосигналы и язык математики
Автор романа «Контакт», по которому был снят одноименный фильм Роберта Земекиса – Карл Саган, известный американский астроном, космолог и астрофизик. Помимо первого и единственного романа, личным детищем Сагана является и проект по поиску внеземного разума SETI, упоминаемый и в самом романе, и в его экранизации. Уже только поэтому можно сказать, что в основе «Контакта» реальная наука, потому что почти все повествование строится на теориях, которые действительно применяются современными учеными. Программа SETI (The Search for Extraterrestrial Intelligence) вполне реальна и занимается поиском разумной жизни в космосе. Кроме того, по предположениям многих астрономов, настоящий контакт с внеземными цивилизациями, вероятнее всего, был бы возможен именно в том виде, в каком показан в фильме – через радиосигналы. При контакте с «пришельцами» – если когда-нибудь нам действительно доведется с ними пообщаться – предполагается «переводить» язык инопланетных существ в математические уравнения (потому как математика – это настоящий «универсальный язык»), что и делают герои фильма. В «Контакте» также аккуратно сохранили термины, которые используют ученые – на самом деле их так много, что обычному зрителю бывает нелегко понимать, о чем говорят персонажи.
«Космическая одиссея 2001 года» (1968)
Просмотр фильма как настоящий космос
Режиссерский шедевр Стэнли Кубрика вышел на экраны в то самое время, когда типичные голливудские космооперы обычно нарушали разом чуть ли не все существующие естественные законы. «Космическая одиссея», с другой стороны, вызвала ажиотаж у простых зрителей и самое настоящее восхищение у ученых тем, насколько точно эти законы были соблюдены. Для создания «Космической одиссеи» Кубрик собрал целую армию научных консультантов и – вкупе со знаменитой дотошностью режиссера – это принесло результат, который глубоко впечатляет и сегодня. Декорации космического корабля (строительство которых обошлось в 1966 году в миллион долларов) могли вращаться, чтобы создать эффект центрифуги – тот самый, который в фильме используется, чтобы имитировать гравитацию. В «Космической одиссее» оказались точно схвачены очень многие подробности путешествия в космос, которыми не всегда могут похвастаться современные фильмы (за ярким исключением разве что «Интерстеллара»), – от полнейшей тишины в космосе (где не могут распространяться звуковые волны), до пищи, которую едят астронавты, пропорций космического корабля и точно рассчитанного времени в пути (в данном случае – до Юпитера), и даже того, как распределяются и выполняются личные обязанности членов экипажа. И даже несмотря на то, какой путь проделала за прошедшие 50 лет компьютерная наука, HAL 9000 все еще остается образцовым изображением искусственного интеллекта (и предупреждением о том, чем может обернуться для людей его применение, если внезапно пойдет не по плану).
Подробно о том, как создавался фильм «Космическая одиссея 2001 года», мы рассказывали в нашем специальном материале