Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Оппенгеймер»: Наука убивать

Самый ядерный фильм Кристофера Нолана. Трехчасовая разговорная драма о том, как ученые зашли слишком далеко, а сам режиссер перестал бояться и полюбил бомбу.
24 июля 2023 0
Кадр из фильма «Оппенгеймер» (2023)
Кадр из фильма «Оппенгеймер» (2023)

Кристофер Нолан снова напоминает, что кино – важнейшее из искусств. В биографической драме «Оппенгеймер» режиссер рассказывает о судьбе создателя ядерного оружия, которое стало одновременно его триумфом и трагедией. Фильм получился монументальным, с впечатляющим актерским составом и якобы без компьютерных эффектов: только пиротехника, миниатюры и дорисовка кадра; по традиции – в формате IMAX.

Испытание оружия массового уничтожения посреди пустыни – главное событие «Оппенгеймера». Однако история на этом страшном зрелище, которое происходит в полной тишине, не заканчивается. Ключевой фигурой является не сверхсекретная бомба, а сам Роберт Оппенгеймер в исполнении Киллиана Мерфи. Нолан в духе Терренса Малика нашпиговал фильм крупными планами актера, чтобы мы как следует всмотрелись в его измученное лицо и безумный взгляд. Герою, возомнившему себя Творцом, снятся космические абстракции, его завораживают капли, бьющие по лужам, он крутит роман с пьющей Эмили Блант и знойной Флоренс Пью, и встречается с другим эмигрантом – Альбертом Эйнштейном, который делится с ним откровением о творческом самоубийстве.

Физик-теоретик, изменивший ход истории, превращается в убийцу и мученика, полного парадоксов, которыми он так восхищается. Бомба не закончила войну, а положила начало новой. Кристофер Нолан вновь играет со временем, переплетая и ускоряя его, что позволяет взглянуть на героя с разных сторон и в разном цвете. Картина становится глубочайшим погружением в мысли и чувства ученого: он одержим наукой, но даже не подозревает о ее катастрофических плодах. Портрет Оппенгеймера – идеализм, граничащий с дуростью, и смысл этого опуса видится как раз в тяге к величию, которое кружит голову и внушает страх, оставляя человека в абсолютном отчаянии и одиночестве.

Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки остаются за кадром, и кажется, будто режиссер не там расставляет акценты, осторожничает, боится трогать американскую политику, скрывая ее подлинное лицо. Никто тогда не переживал. На ослепляющий взрыв смотрели с восхищением. Но когда после удара по мирному населению Оппенгеймер обращается к землякам, приветствующим его топотом и аплодисментами, среди счастливого ликования он внезапно слышит жуткие крики. Отец атомной бомбы наконец представляет жертв собственного изобретения. Оппенгеймер осознает, какой ужас он обрушил на человечество. Тревога становится настолько острой, что пространство вокруг него буквально вибрирует.

Сюжет под мощную оркестровую музыку Людвига Йоранссона обретает еще большую драму, когда с трибуны, будучи знаменитым, Роберт Оппенгеймер попадает в закрытую комнату, где его допрашивают, обвиняя в связях с коммунистами. Сильнее нацистов американцы, как известно, ненавидят коммунистов. Потом герой узнает, хотя сказано об этом в общих выражениях, что японцев бомбили ни за что, а ударили по ним дабы запугать Сталина. И вот Оппенгеймер – уже не патриот, а шпион. Тщеславный ученый, скорбящий по погибшей женщине, сталкивается с местью и унижением. Доверие подорвано, и мир перестает вращаться вокруг него. Как можно быть таким гениальным и таким слепым?

Сюжет расщеплен. Изображение сияет. Истина страшна. Наука не бывает вне политики. С американским капиталом работать выгодно, но опасно. Кристофер Нолан рассказал не столько о былом, сколько – о ужас – о грядущем. Мрачная драма о физике, политике, духе времени, гордыне и – главное – страстной любви к бомбе и коммунистке могла бы стать шедевром, не будь она такой занудной. Ученый, который видел мир насквозь, не смог спасти будущее от собственного изобретения. Правда, волнует героя не столько гибель человечества, сколько собственная карьера. Он стал «разрушителем миров», а его лишь похлопали по плечу и наградили на старость лет. Успокойтесь, доктор. Сейчас не время бояться. Оно еще наступит.

Поделитесь с друзьями