В конце 2020 года (если, конечно, вирус снова не смешает карты) состоится мировая премьера байопика «Уважение». Лента расскажет о жизни звезды стилей госпел и соул Ареты Франклин, которую в картине сыграла актриса и певица Дженнифер Хадсон. В ожидании фильма (и под впечатлением от трейлера) мы решили вспомнить другие картины, рассказывающие о черной музыке – и не только о музыке – языком художественного кино.
«Девушки мечты» (2006)
Первая роль Дженнифер Хадсон в кино оказалась и самой удачной: музыкальная драма на основе мюзикла «Dreamgirls» собрала целую кучу наград, включая «Грэмми» за лучшую песню в кино и несколько номинаций и премий «Оскар» и «Золотой глобус». И немудрено: поставив в центр повествования не идущую к славе неизвестную дебютантку, а яркую исполнительницу, оказавшуюся на вторых ролях из-за более симпатичной коллеги по группе, авторы сценария отошли от штампов традиционного байопика и добавили в мюзикл изрядную долю драмы. Источником их вдохновения стало знаменитое трио The Supremes во главе с великолепной Дайаной Росс, и, что еще важнее, вошедшие в фильм песни мало чем уступали легендарной продукции Tamla-Motown (об истории лейбла и его звездах мы рассказывали в специальной статье). Кстати, в фильме немало и других намеков на черную «фабрику звезд», включая некое семейное трио с юным солистом и трагическую историю певца Джеймса «Грома» Эрли в блистательном исполнении Эдди Мерфи, который также заработал за эту роль «Золотой глобус».
«Леди поет блюз» (1972)
По-своему удачным был и дебют в кино самой Дайаны Росс, еще в 1972 году снявшейся в фильме «Леди поет блюз» о жизни великой джазовой певицы Билли Холидей. Критики отнеслись к картине неоднозначно, похвалив игру и пение самой Росс, но отметив ставшие уже привычными сценарные клише картины. Как бы там ни было, фильм получился как минимум интересным. Ленты о Билли Холидей выходят не каждый день, а образ ее получился таким же ярким и трагичным, как и в жизни. К тому же картина, спродюсированная все той же фирмой Motown, породила две подборки едва ли не самых интересных записей Росс. И если вы помните ее исключительно по поп- и диско-хитам – послушайте саундтрек к фильму «Леди поет блюз» или выпущенный уже в этом веке альбом ее джазовых записей «Blue», и наверняка будете приятно удивлены.
«Кадиллак Рекордс» (2008)
Если Motown Records представила миру черную соул- и поп-музыку, то для черного блюза примерно то же самое сделала компания Chess Records, которую возглавляли братья Леонард и Фил Чесс. Мадди Уотерс, Хаулин Вулф, Литтл Уолтер, Отис Раш, Бо Диддли и даже Чак Берри – все они сделали блестящую карьеру на Chess Records, повлияв и на черных музыкантов, и на их белых коллег, начиная с Эрика Клэптона и The Rolling Stones. Кстати, одну из важных ролей в сюжете картины 2008 года снова играет Бейонсе. На этот раз ей досталась роль одной из самых именитых исполнительниц джаза и современного блюза Этты Джеймс – и ее исполнение классического хита «At Last» удостоилось премии «Грэмми» за лучшее вокальное исполнение в стиле R’n’B. Скептики отметили в сценарии немало вольностей, в том числе по части хронологии, но сама по себе дань уважения знаменитой звукозаписывающей компании, пусть и несколько запоздалая, смотрится весьма эффектно,
Читайте также: 10 лучших джазовых альбомов, которые должны быть в любой коллекции
«Отжиг» («Get Down», 2016-2017)
Главным человеком в проекте о том, как «Нью-Йорк на грани банкротства дал жизнь хип-хопу, панку и диско», стал не кто-нибудь, а маэстро китча и одновременно красивой картинки Баз Лурман. Проект разрабатывался добрые 10 лет, Лурман привлек к проекту таких первых звезд рэпа, как Grandmaster Flash и Nas, однако сериал закрылся после 1-го же сезона. А жаль: блестящая музыка и незамыленный актерский состав снискали даже уважение критиков, да и любителям черной музыки полезно вспомнить, что конец 70-х был для нее не самым плохим временем. История городского дна всегда привлекала не только кинематографистов, но и интеллектуалов, а в самом сериале звучит не только фирменная читка, но и хиты Донны Саммер и звезд современного соула – так что, вероятно, он привлечет не только любителей рэпа.
«Рокеры» («Rockers», 1978)
Вопреки тому, что можно подумать, этот фильм посвящен не рок-музыке: на сленге рокерами называли поклонников не только рока, но и стиля регги. Герой фильма – бывший ударник, живущий на Ямайке и некогда игравший в регги-группах. Однажды он решает сменить род занятий и стать музыкальным дистрибьютором, чтобы распространять записи своих друзей, но сталкивается с местными бандами. И тогда друзья-растаманы приходят на выручку…
Снятый в 1978 году фильм Теда Бафалукоса сочетает в себе увлекательность художественного повествования и почти документальную точность, фиксируя неприглядные стороны ямайского быта: если вы хотите увидеть, какой была жизнь музыкантов и поклонников музыки на Ямайке во времена Боба Марли, это фильм для вас. А саундтрек к нему позволит заглянуть за пределы наследия самого известного исполнителя регги и открыть для себя множество не менее интересных имен и названий.
«American Soul» (2019-2020)
Этот недавний сериал посвящен истории легендарной уже телепрограммы «Soul Train», которая в 70-е годы минувшего века была одной из немногих передач, полностью посвященных соул-музыке. Список ее гостей читается как «Кто есть кто в стиле соул»: от The Jacksons, Стиви Уандера и Барри Уайта до Дэвида Боуи и Элтона Джона (!). Лучшие выпуски этого танцевально-музыкального шоу смотрятся сейчас как настоящий праздник, однако сама история ее создания таковой не была: бессменному ведущему передачи в ее золотую эпоху Дону Корнелиусу приходилось пробиваться через многое в одиночку, придумывая концепцию передачи, которая была бы полностью посвящена черной коммерческой музыке и одновременно с этим могла бы привлечь и белых зрителей и слушателей. И закулисная история знаменитого шоу увлекает ничуть не меньше, нежели сама передача.
«Меня зовут Долемайт» (2019)
Руди Рей Мур – неудачливый черный комик, работающий в захудалом магазинчике грампластинок и в местном клубе на правах конферансье. Сам он обожает и музыку и соленый юмор гетто, однако его в упор не замечают, покуда Руди не придумывает себе альтер-эго – отвязного черного парня по имени Долемайт, обстебывающего все, что он видит, и не стесняющегося в выражениях. Долемайта не хотят записывать на пластинки? Соберем команду на дому и запишем все сами, публика сама не в курсе, что она теряет. Черным не хватает понятного для них сюжета в кино, с девочками и карате? Снимем такое кино силами добровольцев, благо огромных бюджетов не нужно, а талант так или иначе найдет дорогу к зрителю. Недавний биографический фильм, главную роль в котором сыграл Эдди Мерфи смотрится на одном дыхании, и к его истории можно предъявить немало претензий в том числе за явный дилетантизм и безвкусицу в кадре, но задор и находчивость главного героя не могут не вызывать уважения, так что финал картины видится вполне закономерным. К тому же какими бы странными не были «фильмы для черных», музыка в них всегда была весьма интересной.