17 июля на семействе консолей Sony PlayStation 4 состоялся релиз последнего крупного эксклюзива платформы – приключенческого экшена в открытом мире Ghost of Tsushima («Призрак Цусимы») от студии Sucker Punch. Делимся впечатлениями об особенностях игры и рассказываем, кому и почему стоит обратить на нее внимание.
Семейство консолей Sony PlayStation 4 ударно подошло к финальной фазе восьмого поколения игровых приставок. Вслед за нашумевшей The Last of Us 2, о которой мы рассказывали в нашем специальном обзоре, на японской игровой платформе выходит новый и последний в этом поколении крупный эксклюзивный проект – приключенческий экшен в открытом мире Ghost of Tsushima («Призрак Цусимы» по версии официальной русской локализации). За разработку проекта отвечает студия Sucker Punch, известная по сериям игр inFamous и Sly Cooper.
События игры Ghost of Tsushima разворачиваются в феодальной Японии периода Камакура (XII-XIV века) на острове Цусима. Самурай Дзин Сакай под командованием своего дяди господина Шимуры вступает в бой с прибывшими на остров монгольскими войсками. Численное преимущество захватчиков не оставляет японским самураям и шанса: монголы разбивают оборону из нескольких десятков японских воинов и берут Шимуру в плен. Теперь вся надежда на освобождение острова ложится на плечи Дзина, параллельно с защитой родной Цусимы отчаянно пытающегося спасти своего дядю.
Авторы игры Ghost of Tsushima представляют нам весьма добротную историю о самурае, старающемся следовать пути чести, которому его постоянно учил заботливый дядя. Однако бескомпромиссно жестокие реалии нашествия монгольских захватчиков вынуждают его действовать иными путями. В разнообразных и по большей части достаточно интересных основных и дополнительных сюжетных заданиях игры переплетаются темы верности и предательства, доблести и подлости, прощения и мести. Все это подается авторами в довольно мрачном ключе, которого буквально требует подобная история об отчаянном времени, вынуждающем людей идти на отчаянные меры. Сценарная основа у игры достаточно крепкая, пускай и не исключительная с точки зрения глубины проработки персонажей.
Играя за Дзина, нам необходимо заручиться поддержкой союзников в борьбе с монголами. Для этого нужно выполнить ряд заданий, связанных с каждым из потенциальных соратников. Параллельно с этим игрок может отвоевывать территории острова, зачищая их от монголов, а также выполнять разнообразные дополнительные миссии с участием жителей Цусимы. Преимущественно основные и второстепенные задания строятся на механике боя и стелса, а также временами на простеньком исследовании локаций для поиска следов разыскиваемого персонажа или других подробностей, связанных с текущей миссией.
Стелс в Ghost of Tsushima незатейлив и в некотором роде примитивен. У вас есть специальные приспособления и элементы окружения, с помощью которых игрок может передвигаться по локации и стараться устранять врагов скрыто. Однако искусственный интеллект противников туповат. Они, например, не увидят вас, даже если вы находитесь чуть выше уровня глаз на одноэтажной постройке. Из стелс-механик торчат уши предыдущих проектов студии Sucker Punch, особенно мультяшной серии Sly Cooper (стоит отметить, в разных аспектах игры чувствуется наследственность как этой франшизы про енота-воришку, так и их супергеройской серии inFamous), однако доработки недостаточно внушительны, чтобы назвать этот элемент геймплея по-настоящему хорошо проработанным для игры с уклоном в реализм. В общем, стелс-вариант у вас есть, некоторые миссии даже необходимо проходить незамеченным, но все-таки в случае с Ghost of Tsushima веселее идти в открытый бой. Более того, игра тем или иным образом напоминает вам, что ползать вприсядку в надежде нанести удар сзади или сверху вообще-то не по-самурайски, а доблестнее вести с врагом открытое сражение. И вот в них-то и раскрывается геймплейный сок боевых сцен Ghost of Tsushima.
У игрока есть традиционные обычный и сильный удары, блок, уклонение и парирование. На первых порах шкала здоровья у Дзина совсем короткая, так что пары-тройки вражеских ударов может хватить для того, чтобы герой пал в бою. Но постепенно, улучшая характеристики героя и оттачивая управление им, вы преображаете Дзина в виртуозного самурая, брутально устраняющего врагов в напряженных схватках. Сцены боя при достаточно умелом управлении игровым персонажем превращаются в эффектное и не брезгующее кровавостью зрелище, достойное лучших фильмов о самураях. Наткнувшись на очередную захваченную монголами территорию или передвигающуюся по острову группу противников, вы можете вызвать самого сильного из них на противостояние, ловким и точечным движением лишить его жизни, а после оказаться в окружении десятка врагов, быстро маневрируя между ними и уклоняясь от их ударов и стрел в поиске лучшего момента для нападения. Расправившись с неприятелями, можно эффектно смахнуть кровь с катаны, если провести вправо по тачпаду или преклонить голову перед павшим врагом. В первые часы игры вы также открываете новые виды боевых стоек, помогающих эффективнее сражаться с тем или иным типом врагов, а при улучшении навыков Дзина получите множество крутых приемов, превращающих открытые конфронтации с врагами в завораживающий танец смерти. К слову, для тех, кому хочется испытаний понапряженнее, всегда есть высокий уровень сложности.
Кроме этого, в игре есть достаточно много мини-активностей. Вы, например, можете искать горячие источники, где Дзин расслабляется и думает о насущном, увеличивая шкалу здоровья. В умиротворяющих местах острова вам дают возможность сочинить хокку. Мини-игра, в которой нужно резать бамбук на тренировочных площадках, испытает ваше владение катаной. Около святилищ богини земледелия и изобилия Инари можно помолиться, ну или попытаться забраться к труднодоступным святилищам синто, а также зажечь маяки для поднятия духа жителей острова и улучшения собственного статуса.
Все это помогает улучшать характеристики героя, получить обереги и дополнительные ячейки для них на катане, наборы мечника для изменения внешнего вида вашего основного оружия и кинжала танто для тихих убийств, пополнять свою коллекцию предметов одежды, часть из которых выступает чисто «косметическим» украшением, а другая – дает полезные в бою или при стелсе характеристики. Есть здесь и собирательство ресурсов для покупки предметов одежды и улучшения оружия и сумок для боезапаса, несложная охота, а также классические для игр с открытым миром несколько видов коллекционных предметов (в данном случае это монгольские артефакты, различные записки, знамена и поющие сверчки).
Ориентироваться на местности в ходе игры можно довольно интересным образом при помощи ветра, который будет указывать направление движения к заветной цели, не нагромождая интерфейс. Решение это используется в видеоиграх не в первый раз, однако именно в Ghost of Tsushima оно интегрировано наиболее эффектно. Также маленькими помощниками в поиске всевозможных скрытых мест становятся птицы и лисы, которые ведут героя к очередному горячему источнику или жителю Цусимы, готовому поделиться информацией о происходящих на острове событиях. Передвигаться по острову можно на своих двоих, в том числе карабкаясь по скалам и постройкам, или же на верном коне (он здесь неубиваемый), который в этой игре очень приятно управляется. При зачистке захваченных монголами зон или нахождении новых мест с активностями вы получаете возможность быстрого перемещения в эти точки, хотя исследование многочисленных секретов и уголков прекрасного острова Цусима в первые часы игры отбивает какое-либо желание активно пользоваться этой функцией.
По геймплейным механикам получается крепкий приключенческий боевик с открытым миром, однако особенный почерк Ghost of Tsushima придает ее сеттинг и другие элементы визуального ряда. Проектов про самураев существует немало, однако период Камакура, мягко говоря, в видеоиграх почти не затрагивался. Реалистичный подход к воплощению этой эпохи и конкретного исторического события (пускай и не досконально верный с исторической точки зрения, к чему авторы, стоит отметить, не стремились) дает игре аутентичность и внушительный колорит. Природные ландшафты и закаты здесь выглядят просто потрясающе, опьяняя своей красотой с самого начала игры, когда под душевную музыку главный герой на лошади мчится по полю пампасной травы. Чуть ли не каждую минуту палец так и тянется, чтобы сделать очередной скриншот и запечатлеть живописные виды, а также атмосферные сцены, придуманные постановщиками, дизайнерами и художниками этого масштабного игрового проекта. При желании вы можете включить режим Куросавы (его можно выбрать изначально вместе с японским озвучением с русскими субтитрами или отдельно включить в настройках в любой момент), чтобы погрузиться в игру через черно-белый фильтр как дань памяти творчеству великого японского мастера кино. Однако при всей самобытности этого варианта проходить Ghost of Tsushima все-таки хочется именно в классическом режиме, чтобы насладиться красочными видами острова Цусима, которые играют по-новому при динамической смене суток. Ghost of Tsushima легко можно назвать одной из самых красивых игр с открытым миром, по просторам которой просто приятно путешествовать.
В глобальном плане технически Ghost of Tsushima выполнена на очень достойном уровне. Цифровая версия игры не заставляет шуметь даже обычную PS4. При крутой по меркам консолей текущего поколения графике, усовершенствованной впечатляющими художественными и дизайнерскими решениями, и, мягко говоря, не маленьком открытом мире игра загружается довольно быстро, в том числе превосходя в этом плане многие «коридорные» игры. Однако при обилии достаточно сильных сторон и просто качественно реализованных элементов Ghost of Tsushima все-таки не лишена недочетов. К уже упомянутому ранее стелсу, можно добавить ряд технических моментов. Например, в некоторых ситуациях откровенно посредственно работающую камеру, временами осложняющую бои странными ракурсами. Иногда в игре проскакивают более мелкие технические проблемы, вроде упирающихся в здания птиц или застревающих в палатках врагов. Эти проблемы показывают, что разработчикам еще есть над чем работать. К счастью, в моем случае баги не были критическими и не влияли на прохождение и общее приятное впечатление от игрового процесса.
Ghost of Tsushima – одна из главных игр 2020 года, уверенно пополнившая список лучших эксклюзивов платформы PS4. Это захватывающее и эффектное приключение в умопомрачительно реализованном сеттинге Японии конца XIII века, в котором можно с удовольствием провести несколько десятков часов, особенно если вы фанат жанра action-adventure, любите открытые миры и цените культуру Страны восходящего солнца.