«Философский камень» и «Тайная комната». Сказки с подтекстом
Первое, что бросается в глаза решившему открыть или освежить в памяти «Гарри Поттер и философский камень» – явная сказочность этого романа в том числе и в сравнении с другими частями саги. А начитанные поклонники фэнтези наверняка вспомнят другую историю о мальчике-сироте, который открывает в себе способности волшебника и попадает в школу магии, где ему предстоит столкнуться с проклятьем всей жизни. В «Волшебнике Земноморья» Урсулы ле Гуин можно встретить и аналоги Рона Уизли и Драко Малфоя (там их зовут соответственно Ветч и Джаспер), так что поначалу первая книга о Поттере кажется чем-то вроде фанфика для младшего возраста. Впрочем, «мама Ро» с самого начала не только забавно обыгрывает стереотипы о магах и ведьмах, но и копает намного глубже.
Зайдя в магазин мистера Олливандера, Гарри Поттер выходит оттуда с волшебной палочкой, сделанной из остролиста и заключающей в себе перо феникса. Какую роль сыграет феникс в повествовании, читавшие серию уже знают, а вот об остролисте стоит сказать подробнее. Если верить книге Роберта Грейвса «Белая богиня», остролист символизирует в том числе Иисуса Христа – в некоей рождественской песенке то или иное свойство этого растения соотносится с рождением или страстями Спасителя. Вручая Гарри Поттеру палочку из остролиста, Роулинг подчеркивает главную черту его характера – отвагу на грани самопожертвования, и предсказывает тем самым финал всей истории еще в начале первой книги. Подобный же символический смысл проявляется и в дальнейшем: великан Хагрид использует палочку из несокрушимого дуба, Волан-де-Морт предпочитает тис, считающийся деревом смерти в европейских культурах, а палочка Лили Поттер сделана из ивы, которая с давних времен ассоциируется с колдуньями.
Приезжая в Хогвартс, Гарри Поттер находит зеркало, в котором видит давно погибших родителей. Он проводит перед ним все свободное время, и именно там впервые лицом к лицу встречается с директором школы Альбусом Дамблдором, который дает ему первый и очень важный совет – не цепляться за мечты и прошлое, забывая о действительности. Эта же проблема встанет перед Гарри и потом. В третьей книге возможность услышать голоса родителей может оказаться сильнее даже инстинкта самосохранения, и с этим будет связан еще один его непростой выбор. А о том, что должен был увидеть в зеркале сам Дамблдор, мы узнаем только в финале всей истории – к тому, чтобы узнать всю правду о жизни своего покровителя Гарри еще не готов.
В первой книге впервые проявляется и сюжетная схема, которой Роулинг будет следовать почти до конца – бытописание жизни в волшебной школе и волшебном мире в целом и детективная история как двигатель сюжета. А еще первая книга становится своего рода «введением в предмет»: взрослея вместе с Гарри, читатели оказываются перед лицом не только все большей опасности, но и все более сложных вопросов, которые предстоит разрешить Гарри. Так что книги о нем оказываются еще и своеобразным романом воспитания.
Вторая книга «Гарри Поттер и Тайная комната» может показаться повторением первой. Опять детективная история, опять опасность, грозящая Гарри Поттеру и новая стычка с Темным Лордом, из которой Гарри выходит победителем. Однако здесь проявляется и еще одна особенность серии. Разгадывая тайну, мы погружаемся в тесно связанные с ней события прошлого, в котором все не так просто, как кажется на первый взгляд. Альбус Дамблдор произносит во второй книге весьма примечательную фразу: «Тот, кто просил помощи в Хогвартсе, всегда ее получал». Именно эти слова помогут Гарри выстоять и победить уже во второй раз, и отзовутся эхом и в последней книге – помощь придет к героям в самый трудный час и с самой неожиданной стороны. Хогвартс – место, где всегда готовы подать помощь просящему, где сироты Гарри Поттер и Невилл Долгопупс обретают настоящий дом и друзей, а член многочисленной семьи Рон Уизли оказывается способен выйти из тени братьев. А еще это хороший повод поразмыслить над христианскими мотивами в саге.
Читайте также: Как сложилась карьера у молодых актеров из «Гарри Поттера»
«Экспекто патронум». Мрак наступает
Тема прошлого, влияющего на настоящее, продолжает звучать и в третьей книге «Гарри Поттер и узник Азкабана». Зло, с которым пришлось сражаться в предыдущих романах, словно бы отошло на задний план, но мир вокруг становится все мрачнее. На службе у сил, формально выступающих на стороне добра, состоят дементоры – существа, которые ничем не лучше Пожирателей Смерти и которых стоило бы звать Пожирателями Страха. Гарри вновь делает правильный выбор, но это последняя его «чистая» победа над силами зла. В следующих книгах финал будет неизменно окрашен горечью, а победы будут даваться ему все тяжелее. И, может быть, именно поэтому именно в «Узнике Азкабана» он не только спасает невиновного от судьбы, которая хуже смерти, но и впервые выигрывает кубок по квиддичу – словно в качестве компенсации за все, что ему предстоит.
С событий чемпионата по квиддичу начинается и следующая книга. «Гарри Поттер и Кубок Огня» оказывается в еще большей степени детективом, чем предыдущая книга. Мальчику со шрамом предстоит не только участвовать в турнире помимо собственной воли, но и узнать, кто стоит за этим решением и откуда в праздничном небе чемпионата по квиддичу взялась метка последователей Волан-Де-Морта. И если в предыдущих книгах герои так или иначе пытались предотвратить или отсрочить неминуемое возрождение Темного Лорда, то в этот раз и Гарри и Дамблдору придется смириться с неизбежным. Зло возродилось, и новая война с ним – лишь вопрос времени. Фоном раскрываются новые тайны, одна из которых связана с личностью Северуса Снейпа.
Орден Феникса. Затишье перед грозой
В книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» мрак продолжает наступать на Хогвартс не только со стороны Темного Лорда. Выясняется, что горькую правду волшебники принимают еще труднее, чем маглы, и все попытки переубедить их оборачиваются выведенными на собственной коже словами «Я не должен лгать». Честно говоря, в целом этой книге немного недостает яркости двух предыдущих (если не считать финального боя в Министерстве Магии и великолепной в своей омерзительности Долорес Амбридж), но именно здесь звучат и новые ноты. Так, Невилл Долгопупс мало-помалу перестает быть растяпой, а вышедшие из тени Гарри Рон и Джинни приносят Гриффиндору второй кубок по квиддичу. Здесь же получает неожиданное развитие и прозвучавшая в «Кубке Огня» тема угнетения домашних эльфов. За высокомерно-жестокое (и в общем распространенное) отношение к эльфу Кикимеру Сириус Блэк платит собственной жизнью, оставляя Гарри опустошенным еще больше, чем после возвращения Волан-де-Морта. И выясняется, что у всякого есть и светлая, и темная сторона, до поры до времени скрытая от окружающих, а нетерпение иной раз может сослужить дурную службу. Мысль банальная для взрослых, но не для детей, читающих эти книги.
«Вторую трилогию» о Гарри Поттере можно назвать и зеркальным отражением первой. Если «Орден Феникса» завершает начатую в «Узнике Азкабана» линию Сириуса Блэка, то «Гарри Поттер и Принц-полукровка» возвращает нас к событиям второй книги. Выясняется, что дневник Тома Реддла, ставший одной из причин тех событий – это так называемый крестраж, магический предмет, содержащий часть души волшебника и способный воскресить его даже после гибели физического тела. Погоня за крестражами, в которых заключена душа Темного Лорда, становится основной темой двух последних книг о Гарри, которому придется расстаться с последним, что защищало его от мощи Волан-де-Морта – с материнской защитой и мудрым наставником. В «Принце-полукровке» выясняется, что слабости и темная сторона есть даже у могучего и мудрого Альбуса Дамблдора – но о них нам предстоит узнать в самом конце. А пока смерть директора Хогвартса становится частью его собственной Большой Игры по уничтожению зла.
«Дары Смерти». Круг замыкается
История, поведанная в романе «Гарри Поттер и Дары Смерти» возвращает нас к той самой «детской» первой книге. «Профессор знаменит своей победой над темным волшебником Грин-де-Вальдом в 1945 году». Гарри узнает об этом еще до знакомства с Дамблдором, однако ни он, ни читатели не знают, что с этим поединком связана самая страшная тайна директора Хогвартса – и один из ключей к победе над злом. Сам же Гарри еще в финале «Принца-Полукровки» принимает нелегкое, но верное решение не возвращаться в Хогвартс. После гибели Дамблдора и нового наступления сил зла школа перестает быть для него безопасным местом, а схватка с Волан-де-Мортом все так же неминуема. Поэтому в финальной книге Роулинг ломает сюжетную схему. И детектив становится больше похож на квест или то, что в кино называют роуд-муви, а где-то к середине приобретает черты боевика с элементами антиутопии. Полноценная «детективная» составляющая возвращается в сюжет только после того, как действие вновь переносится в Хогвартс для финальной битвы. И самый неожиданный поворот в игре Роулинг по традиции приберегает под конец.
О том, что ради победы над Волан-де-Мортом ему предстоит умереть, Гарри узнает буквально в самом конце, но в целом это вряд ли можно назвать неожиданностью. Дамблдор и Гарри ведут разговор о смерти еще в конце первой книги, и можно сказать, что именно таким образом директор Хогвартса готовит почву для финала. «Для высокоорганизованного разума смерть – это очередное приключение», – говорит он, чтобы в конце концов предложить Гарри выбор – отправиться в это приключение или вернуться назад. «Не жалей умерших, Гарри. Жалей живых, и в особенности тех, кто живет без любви. Твое возвращение, может быть, послужит тому, чтобы стало меньше искалеченных душ, меньше разбитых семей», – говорит Дамблдор в конце саги. И его предсказание исполняется почти сразу – из любви к своему сыну Нарцисса Малфой дает Гарри ускользнуть и сойтись в финальном поединке с Волан-де-Мортом. Так что любовь побеждает смерть уже как минимум в третий раз: в мире Роулинг Христос не упоминается ни разу, но самопожертвование Гарри и любовь как оружие против вселенского зла вновь приводят на память палочку из остролиста. А через 19 лет после Битвы за Хогвартс Гарри становится главой мракоборцев, продолжая исполнять последний завет Дамблдора.
Само собой, все это не исчерпывает смыслов, которые можно отыскать в серии книг. Теории, касающиеся Гарри Поттера и его вселенной в целом, множатся даже после завершения и семитомника и его экранизаций. Вышедшую впоследствии пьесу «Гарри Поттер и проклятое дитя» некоторые считают необязательным продолжением, тем более что писала его не Роулинг. Зато как минимум с начала этого года в сети ходят слухи о готовящемся фильме, посвященном детям Гарри, Рона и Гермионы. Так это или нет, но очевидно, что фанаты были бы не против услышать более детальный рассказ о том, как сложилась судьба их любимцев после Битвы за Хогвартс, а заодно и еще раз увидеть их на экране.