Британский кинематографист Кристофер Нолан за 20 лет карьеры закрепил за собой звание мастера большого голливудского кино, который заставляет хорошо знакомые жанры звучать по-новому. Накануне премьеры фильма «Довод» разбираемся, какие черты делают его хитовые триллеры, военные ленты и фильмы по комиксам особенными.
Первой полнометражной работой Кристофера Нолана стал снятый всего на $6000 нуарный триллер «Преследование» (1999), в котором британец выступил одновременно режиссером, сценаристом, продюсером, оператором и монтажером. Ленту не назвать выдающейся, однако уже в дебютном фильме Нолан не побоялся задействовать нелинейное повествование и снять картину в весьма непростом для неопытного кинематографиста стиле нуар. Этим британец доходчиво показал, что в своих фильмах намерен усердно работать как с формой, так и с содержанием.
Далее последовал камерный по меркам Голливуда авторский детективный триллер «Помни» (2000) с Гаем Пирсом и Кэрри-Энн Мосс, который Нолан снял по мотивам небольшого рассказа своего брата Джонатана Нолана Memento Mori. Лента с нелинейным мастерски закрученным сюжетом во многом раскрыла настоящий потенциал Нолана. Фильм, правда, без особого шума прошел в прокате, однако со временем все-таки обрел популярность и любовь зрителей. Вслед за «Помни» Нолан снял еще один детективный триллер – «Бессонница» (2002) с Аль Пачино, Робином Уильямсом и Хилари Суэнк; добротный ремейк одноименного норвежского фильма 1997 года. После этой картины британец наконец открыл себе дорогу в высокобюджетное голливудское кино.
Первым по-настоящему дорогостоящим проектом для широкой аудитории в фильмографии Кристофера Нолана стал экшн-триллер «Бэтмен: Начало» (2005), чей успех образовал плацдарм для целой трилогии, в которую также вошли «Темный рыцарь» (2008) и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012). Казалось бы, Нолан ступил на территорию экранизаций комиксов о супергероях, а все действительно удачные представители этого поджанра кино от «Супермена» с Кристофером Ривом до «Человека-паука» Сэма Рэйми на тот момент представляли из себя легкое, по своей сути чисто приключенческое кино с довольно стандартными образами героев-свершителей подвигов. Британский кинематографист, однако, пошел совсем другим путем.
Нолан вместе с командой соавторов сделал трилогию о Бэтмене заметно более мрачной, серьезной и реалистичной, чем обычные фильмы о супергероях, в том числе «Бэтмен» Тима Бертона, вся мрачность которого заключалась в готическом визуальном решении. Это стремление отразилось на множестве аспектов трилогии. Помимо приключений, которым в этой серии отводилась далеко не ключевая роль, Нолан в каждом из фильмов своей трилогии в разных пропорциях смешал элементы триллера, боевика, нуарного детектива и драмы. При этом британский кинематографист предпочел свести к абсолютному минимуму все, что связано со сверхъестественными или научно-фантастическими компонентами истории.
Читайте также: Погружение в фильмы Кристофера Нолана
«Приземленность» в построении мира Темного рыцаря выразилась и в выборе, а также воплощении злодеев, которые в трилогии выходят за рамки антагонистов из типичных супергеройских кинокомиксов. Например, Джокер здесь не просто опасный клоун в ярком наряде, постоянно сыплющий приколами, а настоящий маньяк и криминальный гений. За каждым из злодеев трилогии стоит четкая концепция, идея, которая распространяется на весь фильм. Подобное не часто встречается в рядовом супергеройском кино, где антагонисты выступают противниками главных героев, иногда обладают интересной мотивацией, но она все же далеко не всегда становится эссенцией, пронизывающей все произведение. Так, виртуозно сыгранный Хитом Леджером нигилист Джокер в «Темном рыцаре» пытается наводнить улицы Готэма хаосом не ради собственной наживы или какой-то другой меркантильной или поверхностной цели – а для доказательства своей анархической идеи, на которой строится идеологическое противостояние фильма с Бэтменом в уже каноничном исполнении Кристиана Бейла. Каждый из подобных конфликтов в трилогии наполняет ее общественно-политическим содержанием, что тоже в супергероике встречается редко, да и то в довольно односложной форме. При этом Нолан старается обходиться без лобовой морали, поэтому его фильмы о Темном рыцаре не превращаются в поучительные сказки со слащавым концом.
На общую концепцию серьезных, мрачных и приближенных к реальности историй о Бэтмене работало и стремление отснять как можно больше сцен без компьютерных эффектов и с участием актеров, а не дублеров, и все это под контролем исключительно самого Кристофера Нолана. На фоне немалого числа фильмов этого поджанра кино, снятых почти полностью на хромакее и по частям разными командами, лента Нолана выглядит чуть ли не ручной работой мастера.
Несмотря на мрачность и серьезность, трилогия фильмов о Темном рыцаре заслужила популярность среди зрителей разных возрастов и жанровых предпочтений, в том числе равнодушных к супергеройским фильмам, собрав суммарно почти два с половиной миллиарда долларов. Хита Леджера за роль Джокера в «Темном рыцаре» посмертно наградили «Оскаром», – это стало первым случаем победы фильма по комиксам в одной из главных категорий, – а сама лента получила рекордное число номинаций (8) среди экранизаций комиксов и уступила это достижение лишь в 2020 году «Джокеру» (11 номинаций).
Между первой и второй частью трилогии о Темном рыцаре Нолан снял экранизацию романа британского писателя Кристофера Приста «Престиж» (2006). Вместе с братом Джонатаном Ноланом он изрядно переписал сюжет книги, сделав повествование нелинейным. Однако навороченный детективный триллер о напряженном противостоянии двух фокусников в исполнении Кристиана Бейла и Хью Джекмана не стал блокбастером, без ажиотажа прошел в прокате и лишь спустя время обрел особый статус у ценителей кино.
За скромным прокатом «Престижа» и внушительным успехом «Темного рыцаря» последовал следующий суперхит Кристофера Нолана. Первый полностью оригинальный проект британца с момента полнометражного дебюта «Начало» (2010) – взрывной коктейль из психологического триллера, боевика, драмы, детектива, приключения, нуара и фильма-ограбления. Столь радикальная мультижанровость редко встречается в дорогостоящих студийных проектах, но масштабные работы Нолана всегда не умещались в рамках одного конкретного жанра.
В многогранной ленте о похитителях, которые проникают в сны жертв и извлекают необходимую информацию, Нолан выстраивает сложную конструкцию с бесконечными прыжками между реальностью и несколькими уровнями сознания. Комплексная структура фильма-головоломки, на глубинных уровнях пронизанная философскими идеями, потрясающе гармонично сочетается с приключенческим накалом и постоянной сменой локаций, высоким напряжением психологического триллера, а также непредсказуемостью детектива. Фильм насыщен изобретательными визуальными решениями, раскрывающимися как в реализованных с помощью цифровых технологий эффектах, так и в поставленных с минимумом компьютерной графики сценах экшена.
Дорогостоящий, но без сомнения экспериментальный блокбастер Нолана привел в восторг зрителей, которые еще долго искали ответы на умело расставленные британским кинематографистом загадки. Картина стала безоговорочным хитом проката, даже несмотря на исключительную серьезность в сочетании с запутанным сюжетом.
Читайте также: Кошмар на улице Нолана: Воины сна. Разгадываем фильм «Начало»
После своего научно-фантастического шедевра Нолан снял финальную главу трилогии о Бэтмене, а затем взялся за реализацию нового оригинального и крайне амбициозного проекта «Интерстеллар» (2014). Научно-фантастическая драма с элементами приключения о людях, пытающихся найти новую надежду для человечества на вымирающей Земле и за ее пределами, была вдохновлена многими фильмами из детства Нолана, особенно лентой Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Сценарий братья Ноланы основали на научных работах лауреата Нобелевской премии, физика и астронома, а также одного из ведущих экспертов в общей теории относительности Кипа Торна, который выступал главным консультантом в ходе создания фильма.
В оболочку масштабного Sci-Fi полотна об исследовании вселенной, опирающегося на довольно внушительную научную основу, Ноланы неожиданно поместили трогательную семейную драму. Сентиментальность идеи о силе любви во времени и пространстве и более строгие философские и научные изыскания о человечестве и работе механизмов вселенной оригинальным образом смешались в дорогостоящем студийном проекте. Романтизм в симбиозе с научными теориями вызвал много споров среди обычных зрителей и представителей научной среды. Однако визионерский и вдохновляющий человечество на свершения фильм Нолана, даже несмотря на неоднозначность заложенных в нем идей, – а, возможно, и благодаря ей – заслужил признание широкой аудитории и стал одним из самых кассовых фильмов 2014 года. Что характерно, опередили творение Нолана исключительно приключенческие фильмы из популярных кинофраншиз («Трансформеры: Эпоха истребления», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» и т.д.) – это лишь подчеркивает способность британского кинематографиста создавать по-настоящему уникальные блокбастеры.
Никогда не снимавший исторические и военные фильмы Кристофер Нолан после «Интерстеллара» решился попробовать свои силы в этих жанрах, дополнив их в своей новой картине элементами триллера. Однако подход все-таки он избрал далеко не классический. В военной драме «Дюнкерк» Нолан рассказал об эвакуации британских, французских и бельгийских солдат, которые были прижаты немецкими силами к французскому побережью во время Второй мировой войны. Высокобюджетные военные фильмы по привычке показывают истории, в которых есть ярко выраженные главные герои, антагонисты и, по-хорошему, физическая конфронтация с их участием. Кристофер Нолан от всего этого отказался. В «Дюнкерке» нет классического героя с его личным бэкграундом. Это вообще история о бегстве, но воспринимать ее нужно не как пример фиаско, а как гуманистическая моральная победа, которая уберегла жизни тысяч солдат.
Нелинейное повествование разбито между несколькими персонажами, и лишь один из них в исполнении Тома Харди ведет бой с соперником. Остальные пытаются спастись или помочь солдатам это сделать. Враг в фильме британского кинематографиста воплощен в виде обезличенной, почти стихийной силы. Несколько сюжетных линий «Дюнкерка» дают зрителю взглянуть на события под разными ракурсами, пережить его с разными эмоциями. Почти бессловесное повествование под отбивающий пульс фильма эмбиент и интенсивные композиции Ханса Циммера ведется с суши, воды и воздуха. Каждая стихия вызывает свои ассоциации. Суша – страх и ощущение смерти. Воздух – борьбу. Вода – шанс на спасение. Но как одна все эти стихии передают жгучее напряжение.
Высоко концептуальная военная драма с элементами триллера отлично прошла в прокате. «Дюнкерк» стал одним из самых кассовых фильмов этого жанра в истории, а Кристофер Нолан в своей несравнимой манере покорил жанр исторического военного кино. Этим примером, да и всей своей карьерой в большом кино, Нолан доказал, что дорогостоящие студийные фильмы с комплексным содержанием и изобретательной формой при талантливой реализации могут притягивать и очаровывать широкую аудиторию, в то же время отбивая десятки и сотни миллионов вложенных в эти проекты долларов. Тем важнее поддерживать подобное кино, чтобы в угоду исключительно попкорновому зрелищу масштабные, но при этом творчески выразительные произведения не исчезли с большого экрана.