«Охотники за привидениями» (1984)
Вы знаете, кому звонить, если творится что-то странное. «Охотники за привидениями» стали иконой поп-культуры и, наверное, главным фильмом у Билла Мюррея, сыгравшего забрызганного слизью шутника, влюбленного в очаровательную Сигурни Уивер, у которой в холодильнике живет демон. Душа команды острит, даже когда Америку топчет гигантский зефир.
Хоррор-комедия сделала весельчака с буйной натурой самым популярным комедийным актером в Голливуде. Но незадолго до прославившей его роли охотника на женщин и злых духов вышли анархичные «Добровольцы поневоле» (1981), где Мюррей играет ленивого чудака, ушедшего в армию ради забавы и приключения. «Это моя философия: блеск на сто долларов, а башмаки за три» – типичный Мюррей в образе раздолбая, которого не волнует, что происходит и что произойдет.
«Быстрые перемены» (1990)
Единственный фильм Мюррея, где он выступил как режиссер и сыграл главную роль, которая его полностью характеризует. Человек в костюме клоуна со связкой воздушных шаров и взрывчаткой на поясе грабит банк, а после грабежа ему и его подельникам не удается выбраться из города. Когда полиция и мафия на хвосте, простой путь до аэропорта превращается в дикую одиссею.
«Быстрые перемены» – важный мост между ранним и поздним творчеством Мюррея, который был грустным клоуном задолго до фильмов Уэса Андерсона и Джима Джармуша. В этой каламбурной катавасии герой не суетится, даже когда в спину упирается револьвер. Он – само спокойствие. Мюррей рожден играть саркастичных циников, которые застряли в лабиринте городских разочарований, нелепостей и банальностей.
«А как же Боб?» (1991)
Уморительная комедия, где Билл, то есть Боб как человек слегка не в себе терроризирует своего психиатра, который хочет провести отпуск с семьей. Мюррей надевает маску дерганого и надоедливого типа, для которого всякое движение – жуткая мука, особенно в толпе. Больной с целым букетом страхов делает все возможное, чтобы добраться до врача.
«А как же Боб?» – дуэль двух упрямцев. Городской сумасшедший оборачивается кошмаром для психиатра, а для Мюррея эта роль придурковатого параноика дает свободу кривляться от души, выражая искренний ужас и радость. Бунтарский характер героя так сильно бесит скучного, консервативного доктора, что врач по иронии судьбы попадает в дурдом. Мюррей не боится показаться дураком, чтобы добиться своего, будь то внимание врача, или, как в «Охотниках за привидениями» и «Дне сурка», девушки.
«День сурка» (1993)
Билл Мюррей с микрофоном в руках сходит с ума в провинциальном городке, проживая один и тот же день снова и снова. «День сурка» – великая трагикомедия еще и потому, что история мизантропа выходит далеко за рамки жанра. Герой сперва думает, что он бог, потому что бессмертен, а потом понимает, что жизнь бессмысленна. «Меня ничто не волнует» – мировоззрение почти всех персонажей Мюррея.
Экзистенциальное приключение говорит об отношении человека ко времени, а именно о кропотливом познании бытия, которое проверяет нашу силу воли. Страдая от бесконечного повторения и, как следствие, от одиночества, отчаянный герой, который скорее умрет, чем изменится, постигает жизнь, пытаясь выбраться из собственного ада, чтобы обрести смысл, сделать свое существование богаче. Определяющая роль Мюррея, без всяких сомнений.
«Сломанные цветы» (2005)
Мюррей не гримасничает. Вместо хулигана и задиры он играет лысеющего сердцееда, который отправляется на поиски бывших любовниц после полученного письма, где сказано, что у него есть сын. Романтическую трагикомедию Джима Джармуша о кризисе стареющего меланхолика в безнадежных поисках своего прошлого можно назвать лучшей в поздней карьере актера.
«Сломанные цветы» показывают персонажа, который не похож на все то, что мы знаем и ценим в Билле Мюррее. В этом роуд-муви игра актера тихая, без традиционного сарказма. Печальный холостяк, который не стесняется пустить слезу, кажется душевным и правдивым, будто седовласый комик обнажил свою душу. Этот поиск любви и себя трогает, даже когда полный сожаления Мюррей не встает с дивана, играя лишь глазами. Кажется, герою наскучила жизнь – но Мюррей никогда не бывает скучным, потому что ему не скучно, ведь «прошлое прошло, а будущее пока не наступило, значит, остается настоящее».