Долгожданный дебютный альбом Эйвы Макс «Heaven & Hell» – подарок для тех, кто соскучился по поп-музыке в чистом виде; для тех, кто любит танцевать под прилипчивые мелодии и подпевать им во весь голос. Не слишком изысканно? Возможно. Но именно такой музыки очень давно не хватало.
Эйва Макс – интересный и в каком-то смысле уникальный персонаж. Ее стиль музыки был популярен в конце 2000-х и начале 2010-х, примерно года до 2013-2014. Она как будто бы прибыла на машине времени из той эпохи, когда чартами правили Леди Гага и Кэти Перри, а «Хор» был одним из самых популярных сериалов (Макс даже внешне похожа на Леди Гагу). Десять лет – одновременно давно и недавно: уже устарело, но на ностальгию еще не тянет. Но это может быть и хитрым приемом: появись Эйва Макс в 2010 году, она могла бы затеряться среди других. В 2020 году у нее намного меньше конкурентов.
Однако в 2020 году миром правит хип-хоп. Хотя нельзя сказать, что поп сейчас совсем не пользуется спросом: BTS, The Weeknd, Дуа Липа не дадут соврать. Но музыка Эйвы Макс сделана немного из другого теста: это как если бы Кэти Перри выглядела как Леди Гага и начала карьеру не в 2008 году, а десять лет спустя. Фишка певицы – она совершенно не боится быть банальной и простой, даже местами примитивной. Она не стесняется использовать набившие оскомину клише, жертвуя оригинальностью в угоду эффектности. И оказывается, что при правильной подаче даже самые, казалось бы, избитые штампы работают. Характерно, что в Европе (где поп-мелодии всегда особенно любили) Эйва Макс стала звездой раньше, чем в США.
О певице известно не очень много, что в эпоху социальных сетей удивительно. Причем она не особо скрывается – дает интервью, выступает на ТВ, просто не стремится светиться повсюду. Возможно, это сознательный ход, и Эйва Макс не хочет отвлекать внимания от своей музыки. Она действует тихо – и это работает. Ее треки спокойно набирают сотни миллионов прослушиваний на Spotify, а «Sweet But Psycho» вот-вот соберет миллиард. Феноменальные цифры для начинающей молодой певицы, только что выпустившей дебютный альбом и не замеченной в активном пиаре.
Любовь к клише тоже оказывается сознательным ходом. Казалось бы, название «Рай и ад» избито до невозможности. Но альбом разделен не на две части, а на три: «Heaven» состоит из семи песен, «Hell» – тоже из семи, а между ними есть разделитель «Purgatory» («Чистилище»), состоящий из одной песни – «Torn» (к одноименному хиту Натали Имбрулии она отношения не имеет). Уже интереснее, не так ли? И действительно, первая половина получилась «светлой», вторая – мрачноватой (по меркам поп-музыки, разумеется). Всему этому есть объяснение: продюсером альбома выступил Cirkut, приложивший руку к хитам все той же Кэти Перри («Roar», «Dark Horse», «Wide Awake»), Майли Сайрус («Wrecking Ball»), Maroon 5 («Sugar», «Girls Like You») и The Weeknd («Starboy», «I Feel It Coming»). Кто, как не он отлично знает, как нужно делать хорошие поп-песни. Его талант оценили и на «Грэмми» (одна награда и две номинации).
Творчество Эйвы Макс обладает двумя главными достоинствами качественной попсы: цепляющими мелодиями и эскапизмом. Здесь все как бы не совсем по-настоящему, но это именно то, чего многие слушатели ждут от поп-музыки – путешествия в сказочный мир мечты и поднятия настроения. Припевы врезаются в память, тексты просты и понятны. В основном исполнительница поет о любви и отношениях, хотя и затрагивает темы феминизма, непохожести на других и ментального здоровья: «Я не дева в беде, меня спасать не надо» («Kings & Queens»), «Ты когда-нибудь чувствовал себя изгоем? Милый, я такая же» («So Am I»), «Она красивая, но ненормальная» («Sweet But Psycho»).
«Heaven & Hell» – это праздник чистой попсы. Немного игрушечной и очень простой. Но по-хорошему простой и запоминающейся с первого прослушивания. Такую сейчас делают редко. Слушать «Heaven & Hell» в 2020 году – все равно что наткнуться на коробку шоколадных конфет в магазине здорового питания. Удивления и некоторой неловкости не избежать, но устоять невозможно. Уж очень вкусно.