​Рецензия на альбом Bon Jovi «2020». Музыкально ответственный гражданин

Типичный альбом группы Bon Jovi образца XXI века, с общественно ответственными текстами песен и более чем разнообразным музыкальным материалом.

Разговор о Bon Jovi и Джоне Бон Джови лично в отечественной реальности неизбежно распадается на две неравновеликих части: что значит Bon Jovi для России, и что эта группа значит для Америки? Результаты наблюдений говорят о максимально возможном расхождении этих значений. Для нас (да и всего остального мира, включая Европу и Японию) Bon Jovi – вечно живой памятник волосатым и веселым 80-м, совершеннейший архетип AOR'а («рока для взрослых») стадионного размаха, да и просто один из символов эпохи. А у себя на родине Джон Бон Джови и его команда – это больше, чем просто рок-группа: социально ответственные музыканты, давно перешедшие в рок-мейнстрим и пишущие простые и доступные песни с, цитируем, «горькими и честными текстами». А сам Бон Джови и социальным активизмом, и благотворительностью не гнушается! Так что за два последних десятилетия Джон Бон Джови стал для простого американца вторым по значению после Брюса Спрингстина рок-трубадуром Америки, со всеми ее плюсами и минусами. Говорить, что при этой трансформации музыка Bon Jovi растеряла всю свою былую помпезность и «стадионность» – значит ломиться в открытую дверь. Широкому (нет, широчайшему!) слушателю – понятную музыку, опирающуюся в первую очередь на «американский песенник», знакомый каждому американцу, и уж точно не на рок-н-ролл. Новейший альбом Bon Jovi «2020» лишь подтверждает эту аксиому.

На самом деле Джон Бон Джови просто взрослел вместе со своей аудиторией, и взрослел в не самое простое для музыки время: в этом смысле показательно название официального сборника Bon Jovi «Crossroads» (1994). Вот уж действительно, Bon Jovi в середине 90-х оказались на распутье. Что делать после краха гранжа, превратившего в посмешище тот самый «рок для взрослых», для популяризации которого группа сделала все возможное? Ответ был прост – быть ближе к упомянутой взрослой аудитории, но не относящейся к числу упертых рок-поклонников. Справедливости ради надо заметить, что Бон Джови нащупал этот беспроигрышный, как оказалось, путь еще на дебютном сольном альбоме «Blaze Of Glory» (1990), наметившим движение автора в сторону кантри-энд-вестерна. В свою очередь, тихие баллады со всеми любимых альбомов Bon Jovi «Slippery When Wet» (1986) и «New Jersey» (1988) объясняли всем, имеющим уши, что из Джона Бон Джови скорее рано, чем поздно, получится Брюс Спрингстин №2, причем как бы не более музыкально доходчивый для народных масс.

По большому счету правы те, кто говорит, что для России творчество Bon Jovi после альбома «Keep The Faith» (1992) имеет мало значения – но за океаном все ровно наоборот. Новый и довольно скромный музыкальный лик коллектива был явлен публике на альбоме «Bounce» (2002), а возможная широта современных музыкальных трансформаций Bon Jovi была продемонстрирована следующим альбомом «This Left Feels Right» (2003), представлявшим собой сборник былых хитов группы, заново записанных в… кантри-аранжировках. Все без исключения последующие работы группы, не исключая и новейший «2020» представляют собой умелое балансирование между довольно проникновенным «бренчальным» поп-хардом и коммерческим кантри-энд-вестерном, поданном в аранжировках и вокальной подаче, напоминающей опять же о песенной классике все того же Брюса Спрингстина самых разных лет. Ну и социально и общественно ответственные тексты, куда же Бон Джови теперь без них – и даже сам факт переноса релиза «2020» с мая на октябрь из-за пандемии коронавируса играет на его имидж почти общественного деятеля. То есть перед нами типичный альбом группы Bon Jovi XXI века. В нем нет музыкального экстремизма даже в намеченных самой группой рамках, песни, как говорится, «не грузят», а длительность работы в целом утомить никого не может. Плюс музыкальный материал здесь более чем разнообразен, и на сей раз Джона Бон Джови так и хочется назвать музыкально ответственным гражданином.

Причем баллад разной степени проникновенности на альбоме набирается лишь чуть меньше половины песенной программы, а одна из них, о чудо, имеет мало сходства с Брюсом Спрингстином. И что это за баллада – «Story Of Love» было бы не зазорно написать и самому еще не Сэру Полу Маккартни в середине 70-х, во времена его неслыханного успеха с группой Wings! Стилистические же границы группы на сей раз обозначены номером «Do What You Can», демонстрирующим умеренно залихватское кантри в мейнстримной рок-аранжировке и финальным героическим и тяжелым по звучанию треком «Unbroken» – натуральным гимном во славу вооруженных сил США. Вот тут национальные корни налицо: эта пьеса написана с оглядкой на торжественную песнь «The Battle Hymn Of The Republic (Glory, Glory Hallelujah)» времен Гражданской войны 1861-1865 годов. А ее аранжировка с гитарными партиями Фила Ксенидиса (он же Фил X) в духе Queen весьма схожа с кавером только что названной классики полуторавековой давности от апологетов «христианского металла» Stryper (1985). Зато серьезной песне «American Reckoning» как будто не нашлось места на альбоме Брюса Спрингстина «Tunnel Of Love» (1987) – что ж, бывают и такие посвящения кумирам.

Если вы хотите узнать, что такое современный американский мейнстрим-рок для взрослой аудитории – добро пожаловать к «2020» Bon Jovi. Вряд ли вы станете поклонником Джона Бон Джови и его группы, но свой музыкальный кругозор расширите изрядно. Обычно подобная музыка за пределами США малоизвестна и почти никак не популяризируется, ну а здесь – группа Bon Jovi, имя же! Только это совсем не та группа Bon Jovi, к которой вы привыкли и о которой думаете в терминах далекого августа-1989 и контрабандных видеоклипов на еще общесоюзных телеканалах.

Читайте также