Netflix тщательно старается расширять свою коллекцию серьезного кино. Вслед за сильной судебной драмой Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой» на стриминговой платформе вышла романтическая драма с элементами триллера «Ребекка», в основе которой одноименный роман английской писательницы Дафны дю Морье. За 82-летнюю историю своего существования произведение получило несколько экранных версий, знаковой среди которых стала адаптация 1940 года в постановке несравненного Альфреда Хичкока. Британский режиссер Бен Уитли («Высотка», «Перестрелка») с командой сценаристов самонадеянно решили предложить зрителям свою вариацию. И вот что из этого вышло.
Сюжет фильма «Ребекка» рассказывает о девушке, работающей компаньонкой обеспеченной пожилой женщины. В Монте-Карло она встречает состоятельного вдовца Максимиллиана де Уинтера. У бедной девушки и мужчины из высшего общества стремительно закручивается роман. Вскоре Максимиллиан увозит возлюбленную уже в качестве жены в свое поместье Мэндерли, где управляет экономка миссис Дэнверс. Та все еще слепо верна предыдущей супруге Максимиллиана – Ребекке, поэтому встречает новую миссис де Уинтер холодно. Незримое присутствие бывшей хозяйки тяжким грузом давит на новобрачных, готовя им страшные потрясения…
Если вы беретесь за адаптацию произведения, у которого уже есть выдающаяся экранная версия, признанная зрителями, критиками и профессионалами вплоть до «Оскара» за лучший фильм, то, наверное, хорошо бы своей вариацией дать первоисточнику новое и интересное звучание. А иначе какой вообще во всем этом смысл (ну, кроме нового контента для платформы Netflix, конечно)? Авторы и режиссер фильма «Ребекка», похоже, перед съемками своей ленты не задавались этим вопросом действительно серьезно.
В большинстве своем «Ребекка» Бена Уитли следует сюжету романа, временами все-таки позволяя себе некоторые расхождения, которые трудно назвать оправданными – как, например, пошловатый финал. Иногда это совсем мелочи, в других случаях – откровенные нелепости, а временами – робкие заискивания перед современными тенденциями и движениями. Авторы сценария нагружают фильм лишними сюжетными деталями, акцентируют внимание на мелодраматичных элементах, которые не были сердцем классической версии Хичкока. Помимо повышенной романтичности, создатели этой экранизации добавляют в нее сексуальности и даже истеричности. Лента Уитли пытается брать открытой эмоциональностью, мелодраматичностью и напускной сентиментальностью – однако, несмотря на все свои попытки, страдает от безжизненности. Приукрасить это не могут ни Арми Хаммер, ни Кристин Скотт Томас, ни Энн Дауд, чьи перформансы из-за неубедительности сценарного материала местами даже отдают определенной фальшью. В том числе по этой же причине совершенно невозможно сравнивать игру Арми Хаммера и Лили Джеймс в новой адаптации с прекрасными актерскими работами Лоуренса Оливье и Джоан Фонтейн в ленте Хичкока.
Одним сценарным уродованием создатели новой «Ребекки» не ограничились. Бен Уитли отважился ступить на территорию Хичкока, но не смог предложить в своей экранизации романа внятного видения визуального ряда. Технически картинка, конечно, освежилась – банально потому, что фильм снят на современные камеры. Однако с художественной стороны работа постановщика оказалась сумбурной. Пара симпатичных натурных кадров, еще столько же интерьерных (возможно, все это вообще заслуга исключительно оператора), а в целом уверенной руки режиссера в фильме не наблюдается. Постановщик временами сыплет визуальной мишурой, которая в данном случае не несет никакой художественной ценности для произведения, неумело чередуя мелодраматичную подачу с псевдотриллерной. Ну и работа с крупными планами Уитли несоизмеримо хуже хичкоковской. Лицами и непосредственно глазами талантливых актеров Хичкок мог передать настроение и создать атмосферу, а здесь в крупных планах нередко таится лишь пустота.
Получается, перед нами не концептуально новая история, не переосмысление и даже не старая история в новой эпохе, а своего рода неудачная копия с несколькими дополнительными бутафорскими украшениями для создания мнимого ощущения новизны. «Ребекка» Бена Уитли разочаровывает творческой неизобретательностью и безыдейностью создателей, а также пошлыми упрощениями. Новая адаптация лишена тех атмосферы и очарования, которыми покоряла картина Альфреда Хичкока, и при этом даже не обладает какими-либо собственными достоинствами. Оправдывать существование этой экранизации нельзя ни под каким предлогом.