​«Ребекка». Страшный сон Хичкока

Новый триллер Netflix с Арми Хаммером и Лили Джеймс состоит из сплошных минусов.

Netflix тщательно старается расширять свою коллекцию серьезного кино. Вслед за сильной судебной драмой Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой» на стриминговой платформе вышла романтическая драма с элементами триллера «Ребекка», в основе которой одноименный роман английской писательницы Дафны дю Морье. За 82-летнюю историю своего существования произведение получило несколько экранных версий, знаковой среди которых стала адаптация 1940 года в постановке несравненного Альфреда Хичкока. Британский режиссер Бен Уитли («Высотка», «Перестрелка») с командой сценаристов самонадеянно решили предложить зрителям свою вариацию. И вот что из этого вышло.

Сюжет фильма «Ребекка» рассказывает о девушке, работающей компаньонкой обеспеченной пожилой женщины. В Монте-Карло она встречает состоятельного вдовца Максимиллиана де Уинтера. У бедной девушки и мужчины из высшего общества стремительно закручивается роман. Вскоре Максимиллиан увозит возлюбленную уже в качестве жены в свое поместье Мэндерли, где управляет экономка миссис Дэнверс. Та все еще слепо верна предыдущей супруге Максимиллиана – Ребекке, поэтому встречает новую миссис де Уинтер холодно. Незримое присутствие бывшей хозяйки тяжким грузом давит на новобрачных, готовя им страшные потрясения…

Если вы беретесь за адаптацию произведения, у которого уже есть выдающаяся экранная версия, признанная зрителями, критиками и профессионалами вплоть до «Оскара» за лучший фильм, то, наверное, хорошо бы своей вариацией дать первоисточнику новое и интересное звучание. А иначе какой вообще во всем этом смысл (ну, кроме нового контента для платформы Netflix, конечно)? Авторы и режиссер фильма «Ребекка», похоже, перед съемками своей ленты не задавались этим вопросом действительно серьезно.

В большинстве своем «Ребекка» Бена Уитли следует сюжету романа, временами все-таки позволяя себе некоторые расхождения, которые трудно назвать оправданными – как, например, пошловатый финал. Иногда это совсем мелочи, в других случаях – откровенные нелепости, а временами – робкие заискивания перед современными тенденциями и движениями. Авторы сценария нагружают фильм лишними сюжетными деталями, акцентируют внимание на мелодраматичных элементах, которые не были сердцем классической версии Хичкока. Помимо повышенной романтичности, создатели этой экранизации добавляют в нее сексуальности и даже истеричности. Лента Уитли пытается брать открытой эмоциональностью, мелодраматичностью и напускной сентиментальностью – однако, несмотря на все свои попытки, страдает от безжизненности. Приукрасить это не могут ни Арми Хаммер, ни Кристин Скотт Томас, ни Энн Дауд, чьи перформансы из-за неубедительности сценарного материала местами даже отдают определенной фальшью. В том числе по этой же причине совершенно невозможно сравнивать игру Арми Хаммера и Лили Джеймс в новой адаптации с прекрасными актерскими работами Лоуренса Оливье и Джоан Фонтейн в ленте Хичкока.

Кадр из фильма «Ребекка»/ Netflix

Одним сценарным уродованием создатели новой «Ребекки» не ограничились. Бен Уитли отважился ступить на территорию Хичкока, но не смог предложить в своей экранизации романа внятного видения визуального ряда. Технически картинка, конечно, освежилась – банально потому, что фильм снят на современные камеры. Однако с художественной стороны работа постановщика оказалась сумбурной. Пара симпатичных натурных кадров, еще столько же интерьерных (возможно, все это вообще заслуга исключительно оператора), а в целом уверенной руки режиссера в фильме не наблюдается. Постановщик временами сыплет визуальной мишурой, которая в данном случае не несет никакой художественной ценности для произведения, неумело чередуя мелодраматичную подачу с псевдотриллерной. Ну и работа с крупными планами Уитли несоизмеримо хуже хичкоковской. Лицами и непосредственно глазами талантливых актеров Хичкок мог передать настроение и создать атмосферу, а здесь в крупных планах нередко таится лишь пустота.

Получается, перед нами не концептуально новая история, не переосмысление и даже не старая история в новой эпохе, а своего рода неудачная копия с несколькими дополнительными бутафорскими украшениями для создания мнимого ощущения новизны. «Ребекка» Бена Уитли разочаровывает творческой неизобретательностью и безыдейностью создателей, а также пошлыми упрощениями. Новая адаптация лишена тех атмосферы и очарования, которыми покоряла картина Альфреда Хичкока, и при этом даже не обладает какими-либо собственными достоинствами. Оправдывать существование этой экранизации нельзя ни под каким предлогом.

Читайте также