Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Дорогие товарищи!»: Скрытая правда

Черно-белая драма Андрея Кончаловского о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году – страшное кино, в котором, тем не менее, есть место любви и надежде.
10 ноября 2020 0
Кадр из фильма ​«Дорогие товарищи!» (2020)
Кадр из фильма ​«Дорогие товарищи!» (2020)

12 ноября в российский прокат наконец-то (после премьеры в Венеции, где фильм получил специальный приз жюри, и показа на «Кинотавре») выходит новая работа Андрея Кончаловского – историческая драма «Дорогие товарищи!». Лента посвящена трагическим событиям, произошедшим в Новочеркасске в 1962 году, когда были расстреляны рабочие местного завода и горожане, поднявшие бунт из-за повышения цен на продукты. Разбираемся, почему эта искусно снятая черно-белая картина, где советская власть – да и любая другая – подвергается жесткой критике, призвана не столько шокировать зрителя, сколько рассказать (и показать) ему правду об этой страшной странице в нашей истории.

Июнь, 1962 год. В городе Новочеркасск Ростовской области из-за повышения цен на продовольствие вспыхивает забастовка рабочих, которые – вместе с другими неравнодушными гражданами, «вооруженными» портретами Ленина и красными знаменами, – решают штурмовать здание горкома. Чтобы остановить наступление бунтовщиков, по ним открывают огонь. В это самое время партработница Люда (Юлия Высоцкая), которая и предложила перейти к радикальным мерам для подавления протеста, отчаянно пытается найти свою дочь Светку (Юлия Бурова), затерявшуюся среди демонстрантов.

Поскольку события Новочеркасского расстрела 1962 года долгое время оставались засекреченными (информация о них начала всплывать в конце 80-х, когда в стране шла перестройка), нетрудно догадаться, почему фильмов, посвященных им, снято не так уж много. До ленты «Дорогие товарищи!» попытка пролить свет на этот страшный прецедент в истории нашей страны была предпринята режиссером Константином Худяковым в сериале «Однажды в Ростове» (2012), который хоть и был тепло воспринят критиками и зрителями, но широкого резонанса не вызвал. В случае с картиной Андрея Кончаловского ситуация может сложиться с точностью до наоборот: фильм режиссера пропитан нескрываемым антисоветизмом, не говоря уже о том, что он критикует власть, причем не столько хрущёвскую, сколько вообще, поэтому реакция на него может быть самой неоднозначной (по крайней мере, со стороны власти), а потому более оживленной. Так или иначе, это не отменяет того факта, что как кино «Дорогие товарищи!» сделаны на очень высоком уровне.

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!» (2020)

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!» (2020)

Старый формат с соотношением сторон кадра 4:3, в котором сняты «Дорогие товарищи!», а также строгое черно-белое изображение позволяют лучше погрузиться в эпоху и ощутить время, в которое разворачивается действие картины. К слову, одна из прошлых работ Кончаловского – военная драма «Рай» (2016) – была решена точно так же. Все дело в том, что режиссер занимается реконструкцией, причем не только исторической, но и кинематографической. «Дорогие товарищи!» наполнен отсылками к классическому советскому кино сталинской эпохи: в сценах разгоряченных бесед представителей горкома и их напряженных выступлений на партийных заседаниях, которые получились живыми и мощными в эмоциональном плане, вспоминается «Ленин в Октябре» (1937) Михаила Ромма и Дмитрия Васильева, а эпизод с расстрелом демонстрантов, способный шокировать зрителя своей бескомпромиссностью и жестокостью, похож на подобный из «Юности Максима» (1934) Григория Козинцева и Леонида Трауберга, где подавление бунта рабочих тоже оборачивается трагедией.

Собственно говоря, сам пресловутый расстрел занимает от силы 10 минут экранного времени. Зато показан он во всей «красе» – с особой кровожадностью. Именно поэтому смотреть это не только тяжело и больно, но и страшно. Жутко становится и оттого, что во время этой непродолжительной, но врезающейся в память сцены, которая сродни ночному кошмару, на фоне играет «Весенний марш» Дунаевского из музыкальной комедии «Весна» (1947) Григория Александрова. Лирическая песня, в припеве которой звучат воодушевляющие слова («Товарищ, товарищ, в труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою!»), сливается с истеричными криками демонстрантов, которые пытаются спастись от пуль, что создает своеобразный, хоть и пугающий, контрапункт.

Жаль, что Кончаловский решил не оставлять красный цвет, лишив тем самым революционные флаги в эпизоде расстрела своего символического предназначения (как известно, красный флаг является олицетворением крови людей, которые погибли в борьбе за свободу). С другой стороны, в этом можно разглядеть «второе дно»: ведь, как становится понятно из фильма, яркий красный – имеется в виду кровь демонстрантов, которая запеклась на асфальте – легко можно скрыть за тоннами бесцветного цемента. Есть в этом доля иронии, хоть и черной, – равно как и в названии картины. Лента Кончаловского вообще получилась неожиданно богатой на колкие остроты, которые обличают власть в насмешливом ключе. Например, шутка о том, что Кеннеди следовало сбросить на нас атомную бомбу, когда к власти пришел Хрущёв, или издевательское объяснение того, что есть «социализм» – мол, его строительство, как и расстрел в Новочеркасске, такая же тайна, которую правительство пытается скрыть от народа. В данном случае Кончаловский тонко намекает на то, что, по сути, вся наша история построена на лжи.

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!» (2020)

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!» (2020)

«Дорогие товарищи!» вышли очень своевременно, как бы подтвердив актуальность проблемы отношений народа и власти, которая в ней поднимается. Учитывая напряженную политическую обстановку в мире, события, отраженные в ленте, можно запросто переложить на сегодняшние реалии – от Майдана до протестов в Беларуси. Другими словами, Кончаловский со своей работой очень точно попал в болезненный нерв общества.

Каким бы жутким ни казался фильм на первый взгляд, за его мрачным фасадом скрывается светлая история любви. Сюжетная линия с поиском работницы парткома Люды своей дочери, пропавшей без вести после расстрела демонстрантов, нужна картине не для того, чтобы заставить зрителя еще больше нервничать и переживать (хотя, конечно, и это тоже), а затем, чтобы подарить ему надежду на то, что еще не все потеряно. Неспроста дочь героини зовут Светой: Люда, несмотря ни на что, продолжает верить в светлое будущее.

Лента Кончаловского приоткрывает завесу тайны над одной из самых кровавых страниц в нашей истории, причем делает это максимально дерзко и жестко: более шокирующего (в первую очередь, разумеется, своей беспрецедентной откровенностью) зрелища в российском кино не приходилось наблюдать давно. Но даже в таком, казалось бы, страшном фильме, который освещает трагические события, есть место надежде, что доказывает трогательная история о материнской любви.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями