Бывают ли творцы без музы? Может, такие и были, но в истории о них упоминаний не осталось. Великие режиссеры-мужчины в поисках вдохновения обращаются к прекрасным актрисам, которые в дальнейшем становятся важной частью их творческой жизни, а иногда и личной. В нашем материале – женщины, ставшие «птицами счастья» в судьбах известных режиссеров.
Лора Дерн и Дэвид Линч
Легендарного режиссера-сюрреалиста Дэвида Линча связывают с Лорой Дерн долгие дружеские отношения, которые сам режиссер называет «духовной связью» - именно благодаря ей, по его мнению, те или иные актеры лучше передают замысел постановщика. Они познакомились на съемках картины «Синий бархат» в 1986 году, затем продолжили сотрудничество в лентах «Индустриальная симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем», «Дикие сердцем», «Внутренняя империя» и «Еще кое-что из случившегося». Не последнюю роль в творческой жизни Линча играет и другая знаменитая голливудская блондинка – Наоми Уоттс, с которой он работал над фильмами «Малхолланд Драйв», «Кролики» и «Внутренняя империя». Ее мы, кстати, увидим также и в третьем сезоне сериала «Твин Пикс».
Вуди Аллен и…
«Чтобы работать с актрисой, мне нужно влюбиться в нее», - заявил как-то Вуди Аллен, и точно: по его музам впору писать отдельную статью – в разное время легендарный голливудский постановщик вдохновлялся разными, но всегда прекрасными и по-своему чувственными женщинами, с которых писал своих знаменитых героинь или под которых адаптировал сценарий. Миа Фэрроу (в т.ч. «Зелиг»), Луиза Лассер (в т.ч. «Бананы»), Дайан Китон (в т.ч. «Энни Холл»), Скарлетт Йоханссон (в т.ч. «Матч-Пойнт»), Шарлотта Рэмплинг («Звездные воспоминания»), Пенелопа Крус (в т.ч. «Вики, Кристина, Барселона»), Мэриэл Хемингуэй (в т.ч. «Манхэттэн»), Кристен Стюарт («Светская жизнь»), Эмма Стоун (в т.ч.«Магия лунного света»), Марион Котийяр («Полночь в Париже»)… И список можно продолжить!
Хелена Бонэм Картер и Тим Бертон
Их называли идеально гармоничной парой: он – режиссер одних из самых самобытных и ярких голливудских сказок, она – словно реальное воплощение одной из его инфернальных экранных героинь. Может быть, поэтому Хелена Бонэм Картер так органично выглядит во всех лентах Бертона, в которых принимала участие: «Планета обезьян», «Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в стране чудес», «Мрачные тени»... Вскоре после знакомства в 2001 году на съемках «Планеты обезьян» творческие отношения Бертона и Картер стали романтическими – режиссер мало рассказывал о личной жизни, но однажды все же обмолвился, что черпает в их отношениях силы и вдохновение. Однако в 2014 году, тихо и без скандалов, Тим Бертон и Хелена Бонэм Картер расстались друзьями и продолжают вместе воспитывать двоих детей.
Джульетта Мазина и Федерико Феллини
Одна из самых очаровательных и трогательных пар итальянского кинематографа. Джульетта Мазина познакомилась с Федерико Феллини в 1943 году: будущий режиссер тогда писал сценарии к комедийным радиоспектаклям, а она была одной из постоянных актрис радиостанции. Феллини влюбился в ее голос и вслепую пригласил на свидание по телефону. Он представлял, что сейчас к нему придет «высокая прекрасная дама с пышными формами», но пришла невысокая девушка с детскими чертами лица. Феллини, к своему удивлению, влюбился мгновенно. С Мазиной он прожил в счастливом браке всю жизнь, она была его верной помощницей на съемочной площадке и любимой актрисой, сыгравшей в таких знаковых лентах, как «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Джинджер и Фред» (1986) и других. Кстати, именно Феллини придумал звать ее Джульеттой – настоящее имя Мазины, Джулия, казалось ему слишком обычным для такой невероятной женщины.
Ума Турман и Квентин Тарантино
Знаменитый режиссер фильмов «Убить Билла» и «Криминальное чтиво» много раз признавался в интервью, что главная его муза – актриса Ума Турман, в ней Тарантино отыскал, по его словам, «ту путеводную ниточку, к которой обращаюсь, когда оказываюсь в тупике». Познакомились они на кастинге «Чтива», где Турман буквально с первого взгляда покорила Тарантино. Несмотря ни на что, впрочем, их связывают исключительно дружеские отношения.
Грейс Келли и Альфред Хичкок
Альфред Хичкок приметил юную Грейс Келли еще тогда, когда она, грезя о ведущих ролях, обивала пороги киностудий и проходила прослушивания на малозаметные второплановые роли. Он пригласил Келли на пробы в фильм «В случае убийства набирайте «М» - и, к удивлению всех, кто проводил вместе с ним кастинг, утвердил именно ее – благодаря ее «сексуальной элегантности». Затем Грейс Келли снялась в триумфальных «Поймать вора» и «Окно во двор» Хичкока, но, став княгиней Монако, сниматься перестала, полностью посвятив себя семье. Альфред Хичкок очень точно описывал Келли как «Заснеженный вулкан» - такой она была и в жизни, такой были и ее героини. На протяжении многих лет и многих фильмов режиссер искал вторую такую же «огненно-ледяную блондинку», но тщетно.
Любовь Орлова и Григорий Александров
Легенда советского кино и популярный режиссер познакомились на съемках их первого совместного фильма – «Веселые ребята», после съемок которого поженились. Для Александрова Орлова стала не только героиней его самых успешных фильмов, но и любовью всей жизни. Идеальный брак двух красивых людей оказался еще и успешным тандемом двух блестящих талантов своего времени. Всего Любовь Орлова снялась в пяти фильмах Григория Александрова: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Весна». Любопытно, что на протяжении своей совместной жизни они обращались друг к другу только на «Вы». Некоторые усматривают в этом тот маленький секрет их большой любви.
Нина Гребешкова и Леонид Гайдай
Леонид Гайдай познакомился с очаровательной студенткой Ниной Гребешковой во ВГИКе: она училась на актерском факультете, он – на режиссерском. Это была та самая любовь с первого взгляда. В одной из своих первых короткометражек Леонид Гайдай попросил Нину сыграть роль девушки, которую, по сюжету, должен был сам, играя главную мужскую роль, нести на руках. В кадре это выглядело очень мило: высокий молодой человек и тоненькая, хрупкая белокурая девушка. Позднее, пересматривая эту короткую ленту, Гайдай шутил, что, наверное, именно поэтому и влюбился в свою Нину – «большую женщину я не подниму, а маленькую хоть всю жизнь могу носить на руках». Всего Нина Гребешкова снялась в шести фильмах своего мужа. Пусть и в кино ее роли не всегда были «первоплановыми», но в жизни самого Гайдая она играла главную роль.
Вера Алентова и Владимир Меньшов
Для Владимира Меньшова встреча с Верой Алентовой стала во всех смыслах судьбоносной – эта очаровательная девушка, пришедшая на пробы в фильм «Москва слезам не верит», принесла ему счастье не только в личной жизни, но и в творческой. Так получалось, что к съемкам Владимир Меньшов, тогда еще только начинающий режиссер, подходил без исполнительницы главной роли: более-менее именитые актрисы отказывались, считая, что достойны чего-то более перспективного, другие были заняты, третьи попросту не вписывались в образ. Вдруг появилась Алентова – и все, как по мановению волшебной палочки, «срослось». В 1981 году лента «Москва слезам не верит» выиграла премию «Оскар» Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В дальнейшем Меньшов снимал Алентову еще в нескольких своих картинах.
Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский
Высоцкая и Кончаловский познакомились на кинофестивале «Кинотавр» - случайно вместе зашли в лифт. Андрей Кончаловский с первого взгляда влюбился в прекрасную незнакомку, они разговорились. Вечером, на ужине, не стесняясь повсеместных глаз и ушей, они непринужденно болтали, словно были знакомы всю жизнь. Потом вместе улетели в Турцию, где Андрей Кончаловский тогда работал над фильмом «Одиссея». Поженились они спустя год после встречи, в 1998 году – Юлия Высоцкая стала пятой женой Андрея Кончаловского. В 2002 году вышел фильм режиссера «Дом дураков», где Высоцкая блестяще сыграла главную роль, в 2007 году – «Глянец», в 2016 году – «Рай». Юлия Высоцкая неизменно помогает мужу в его непростой творческой работе и всегда поддерживает его.