Режиссер и сценарист Кристофер Лэндон после дилогии «Счастливого дня смерти» продолжает изобретать новое, комбинируя избитые киноприемы – сатиры ради. Blumhouse Productions 12 ноября – аккурат к пятнице 13-го, – выпустила новый комедийный слэшер Лэндона «Дичь», в котором столкнулись традиции комедий в духе «Чумовой пятницы» и ужастиков типа «Пятницы, 13-е». И если упомянутая выше хоррор-версия «Дня сурка» сработала благодаря, в частности, бодрому настроению, то «Дичь» показывает результат послабее.
Действие «Дичи» разворачивается как раз в канун и непосредственно в пятницу 13-го – все по канонам. Кровожадный и беспощадный Блиссфилдский Мясник (Винс Вон) – легенда городка, где скоро произойдет бойня, – выходит на свою традиционную охоту за перевозбужденными подростками. Хотя и взрослыми он не брезгует. Маньяк жестоко расправляется с группой молодых ребят, и это тут же становится главной новостью среди горожан. Только вот отстой – школьную вечеринку из-за этого могут отменить. Но это даже на руку главной героине, старшекласснице Милли (Кэтрин Ньютон), милой тихоне, которая стесняется подобных тусовок.
Весть о разгуливающем на свободе маньяке разлетается мгновенно. Однако, как и предполагали друзья главной героини (Миша Ошерович и Селеста О’Коннор), матч, большое массовое мероприятие, никто отменять не собирается – не помешали ни траур после ужасной трагедии, ни потенциальная угроза в лице Мясника. Милли задерживается после игры, и тут на пустынной улице заявляется он – Тот Самый Маньяк. После непродолжительной игры в кошки-мышки убийца настигает свою жертву и наносит удар – не смертельный, героине удается покинуть стадион живой. Но рана загадочным образом «дублируется» на Мяснике. Самое странное происходит утром – персонажи меняются телами! Теперь Милли в теле здоровенного серийного убийцы надо воссоединиться с друзьями, остановить учиненное Мясником кровопролитие и завершить с помощью древнего ножа магический обряд для того, чтобы все встало на свои места, пока еще не слишком поздно.
Приятные ностальгические отсылки на традиционные слэшер-клише встречают нас буквально на пороге, в сцене открытия. Огромный маньячина в маске разносит все на своем пути и мертвой хваткой бросает каждого встречного в мясорубку страданий, подвергая мучительной смерти. Мясник кромсает людишек втихую по одному, а затем включается в классическую гонку за «последней жертвой», делая в конце череды первых убийств небуквальную пасхалку к началу первого «Крика». Этакий Джейсон Вурхиз, но говорящий. По части изощренных убийств «Дичь» радует – удивит даже фанатов слэшеров. Зрители сталкиваются с невыносимой жестокостью на каждом шагу, наблюдая, как с каждым разом Мясник становится все изобретательнее и жестче. Зрелищно, эффектно, есть на что посмотреть. Особенно впечатляет насыщенная сцена с бутылкой вина, больно (очень больно) напоминающая эпизод с телефоном из давнего ужастика «Не вижу зла». Что та сцена, что эта – они точно могут войти в список самых безумных и ужасающих в истории хорроров. В остальном же «Дичи» не удается убежать от фатальных промахов.
Сюжет очень предсказуем. Казалось бы, и ладно – от такой шаблонной истории, нацеленной на создание безрассудного веселья, ждать ничего большего и не приходится. Это действительно можно было бы и упустить из вида, если бы персонажи были колоритными и удерживающими внимание – однако и с этим пролет. К героям не привыкаешь, им не сопереживаешь. А те, что на втором плане, в большинстве случаев играют роль «расходного материала». Ухудшили восприятие искусственные скучные диалоги и туалетные шутки. Причем и они могли быть к месту, если бы авторы их не «бросили на половине», а раскрутили бы на полную, выжав из них максимум абсурда, взвинтив градус «дичи» до максимума.
Юмор должен был стать второй сильной стороной фильма после крышесносной резни, но с комедией все, за редкими исключениями, плохо. Признаться, поначалу стеб тех же клише, а еще и шаблонных поведений героев, цепляет. Однако ближе к концу, сцена за сценой, он исчерпывает себя окончательно. «Счастливого дня смерти» по части такого рода веселья был органичнее, а оттого и по-настоящему угарным. Действия и эмоции вписывались в сумасбродность окружения, а утрированные моменты были выделены и доведены до разумного предела, а не пропущены через фильтр банальности, как в «Дичи». Любимый facepalm включается тут же, как только герои пытаются разговаривать «по-молодежному». В некоторых сценах это выглядит пустой погоней за подчас устаревшими трендами. Ну кто сейчас еще говорит «хэштегами»? Это год 2018-й, а то и 2017-й. Уже дурной тон. Такого формата юмора душа иногда требует. Чтобы было максимально «упорото», грязно, дико и по-черному странно. Если идти на такое, то чтобы оно пробивало и создавало эффект «Что-о-о, да прекратите!», а не «Ну ок, что дальше?». «Дичь» выдает проходной результат, эмоций почти не вызывает. Комедия настолько несвежа, что кажется, будто вот-вот с экрана посыплется песок.
От визуальной части ничего выдающегося ждать не стоит, хотя и «некрасивой» картинку не назвать. То же касается и актеров, хотя они явно повеселились на съемочной площадке (ну, хоть кто-то). Некоторые второстепенные персонажи и вовсе раздражают. Трудовик мистер Флетчер (Алан Рак) пугает (в плохом смысле) своими неожиданными действиями и всплесками эмоций. От милого парня Букера (Юрайа Шелтон) мы должны в теории таять, но на деле чрезмерная слащавость, приторность, однобокость, да и еще неуверенная игра актера отталкивают.
Ценным моментом в «Дичи» оказались болезненные отношения внутри семьи главной героини. В истории Милли есть жизнь и искренность, которые способны тронуть. Весьма удачно, что Кэтрин Ньютон прописали линию затравленной хрупкой девушки, которая через сравнение с гигантом-силачом обрела силу. Все довольно просто, посыл не нов, да и в каждом фильме про обмен телами персонажи учатся чему-то таким же образом, однако, как видим в «Дичи», прием все еще работает. Зрителям еще раз напоминают, что иногда полезно посмотреть на себя со стороны. В то же время маньяк и таинственная предыстория ритуала с оружием совершенно безликие. Нас лишили хоть какого-то смысла в истории возникновения этого чудовища, заменив интригующие загадки и драмы из прошлого героя затянувшейся беготней в стиле «Шоу Бенни Хилла» – бесконечной, бессмысленной и в какой-то момент откровенно надоедающей. В попсовых «Пятнице, 13-е» и «Хэллоуине» и то были какие-то запоминающиеся «фишки» в сути происхождения зла.
«Счастливого дня смерти» и сиквел «Счастливого нового дня смерти» показали нам, что Кристофер Лэндон способен мыслить широко, хулиганить и раскручивать фантазию на полную катушку. Теперь же постановщик словно надел шоры и отправился по траектории пути без сюрпризов. Висящие на стенах ружья выстреливают вхолостую, все неожиданности куда-то исчезают. «Дичь» хороша по части непринужденного развлечения на раз. Фильм может оказаться легким зрелищем, которое взбодрит кровавыми сценами и кого-то, может быть, повеселит незатейливым юморком – девочка-подросток в исполнении Винса Вона способна очаровать. Но это не тот уровень, какого ждешь от режиссера, особенно после намного более органичной прошлой «пародийной» работы Лэндона. Нас оставили без намеков на продолжение. Оно и к лучшему.