​«Трое»: Он, она и снова она

Новый фильм Анны Меликян греет душу, даже несмотря на общий меланхоличный настрой. Тонкое, невероятно эмоциональное и бесконечно трогательное кино.

Шоумен Саша Сашин (Константин Хабенский) устал от своей скучной и однообразной жизни. Он решает покончить с собой. Но его «планы» портит подоспевшая на помощь Вероника (Юлия Пересильд). У Сашина появляется стимул жить: молодая и красивая девушка, да еще и поэтесса! И все бы ничего, но он женат. Конечно, это не мешает ему жить с одной женщиной, а любить другую. Однако такой расклад совсем не устраивает его властную супругу – психолога Злату (Виктория Исакова), готовую пойти на все, чтобы сохранить брак, который дал трещину.

Несмотря на эпидемию коронавируса, которая застала врасплох весь мир, у Анны Меликян выдался очень продуктивный год. В конце апреля вышла (в онлайн-кинотеатре «КиноПоиск HD») ее фантастическая лента «Фея» с Константином Хабенским, а в середине ноября состоялась премьера сериала «Нежность» с Викторией Исаковой, основанного на одноименном коротком метре режиссера. Съемки картины «Трое» проходили между работой над этими двумя проектами, а исполнители главных ролей в них в итоге приняли участие и в новом фильме Меликян. В центре сюжета – классический любовный треугольник. Казалось бы, что может быть банальнее? Однако режиссер предлагает взглянуть на него под другим углом. Фильм, герои которого пытаются разобраться в хитросплетениях любви, оборачивается трогательной историей о превратностях человеческих отношений. В общем-то, одно другому не мешает. Тем более что Меликян удается найти правильный баланс между романтическими переживаниями и экзистенциальными размышлениями, благодаря чему на экране разворачивается невероятный калейдоскоп эмоций.

Кадр из фильма «Трое» (2020)

«Трое» вообще довольно рефлексирующее кино. Неспроста фильм затрагивает такие болезненные темы, как супружеская измена и кризис среднего возраста. При всем при этом, как ни странно, назвать картину откровенно мрачной язык не повернется. Разумеется, у нее меланхоличное звучание, ибо по сюжету каждый из героев сталкивается с определенными трудностями: Сашин хочет быть с Вероникой, но ему не хватает смелости расстаться с женой, Злата пытается сохранить их брак, хотя прекрасно понимает, что любовь давно прошла, а Вероника боится оказаться третьей лишней во всей этой истории. Но Меликян не превращает «Трое» в депрессивную драму, персонажи которой весь фильм только и делают, что жалуются на жизнь. Картина наполнена юмором, причем тонким, призванным высмеять неловкие ситуации, в которые зачастую и попадают ее герои. Например, в одной из сцен навигатор, который говорит голосом Сашина, советует повернуть налево (читай – пойти налево, то есть изменить) – в этот момент в кадре присутствуют Злата и Вероника, которая как раз и находится слева. Ну, или эпизод, в котором Сашин не знает, на какое из сообщений, пришедших на его телефон практически одновременно, ему ответить в первую очередь – Златы или Вероники. Вместо этого он решает пойти в лес и искупаться в речке.

Подобное сочетание смешного и грустного в фильме о кризисе отношений и поисках счастья заставляет вспоминать «Осенний марафон» (1979) Георгия Данелия и «Полеты во сне и наяву» (1982) Романа Балаяна. Собственно говоря, в «Трое» ощущается дух советского кино с его сентиментальными, но глубокими сюжетами о людях, а также скрупулезным подходом к созданию психологического портрета героя. Персонажи у Меликян и впрямь яркие и запоминающиеся, не говоря уже о том, что их характеры здорово прописаны. Герой Хабенского – мужчина средних лет, который испытывает неудовлетворенность жизнью. Будучи ведущим развлекательного шоу по типу «Вечернего Урганта», он вынужден выдавливать из себя улыбку, чтобы казаться в кадре счастливым. Хабенский предстает в образе «грустного клоуна»: его персонажу веришь и искренне сопереживаешь. Героиня Исаковой работает психологом, поэтому привыкла мыслить рационально. Она живет по расписанию и строго одевается. Персонаж Пересильд обладает ярко выраженной неформальной внешностью (байкерской) и пишет стихи. Наблюдать за тем, как два противоположных женских полюса вступают в конфронтацию друг с другом, не только мило, но и очень забавно: Исакова неожиданно эксцентрична, а Пересильд необычайно чувственна.

Кадр из фильма «Трое» (2020)

Но больше всего впечатляет то, как фильм снят. Это целиком и полностью заслуга его оператора Николая Желудовича, который одержал победу на «Кинотавре». Во-первых, в кадре мы видим всего трех героев. Все остальные, кто появляется по ходу сюжета, представлены либо в расфокусе, либо на заднем плане (в том числе голоса). Этот эффект необходим, чтобы лучше проникнуться переживаниями персонажей Хабенского, Исаковой и Пересильд. Таким образом зритель всецело сосредотачивается на них, чему также способствуют выразительные крупные планы их лиц. Во-вторых, формат с соотношением сторон 4:3. Учитывая, что название фильма отсылает к знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица», нетрудно догадаться, почему героев загоняют в рамки (они есть у любой картины), ограничивая их передвижение внутри кадрового пространства. Как говорится, в тесноте, да не в обиде! Наконец, камера, которая отправляется в свободный полет под песню Евгения Крылатова «Крылатые качели» (лейтмотив фильма): более завораживающего в своем визуальном великолепии зрелища в российском кино не приходилось наблюдать давно.

У Анны Меликян вышла очень зрелая работа, проблематика которой невероятно обширна. Это не просто очередная история любви, а самая настоящая экзистенциальная драма, где герои сталкиваются с суровой реальностью, переживая тяжелый личностный кризис. Нам же остается с трепетом и волнением наблюдать за всеми их жизненными потрясениями. «Трое» – фильм-эмоция, который способен растопить лед в сердце любого, даже самого искушенного и привередливого зрителя.



Читайте также