Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Печать зла, или Тайна XX века. Почему «Гражданин Кейн» – великое кино

В чем тайный смысл фильма Орсона Уэллса и зачем вообще его сегодня смотреть.
6 декабря 2020 0
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

4 декабря Netflix выпустил драму «Манк», которую уже назвали самым виртуозным фильмом Дэвида Финчера, где главный герой – сценарист «Гражданина Кейна». Отличный повод поговорить о режиссерском дебюте Орсона Уэллса.

Почему «Гражданина Кейна» (1941) называют «лучшим фильмом всех времен и народов» и «квинтэссенцией того, что есть Голливуд»? Во всяком случае, пока картину Орсона Уэллса не подвинуло «Головокружение» (1958) Альфреда Хичкока. Что зрителю говорит это произведение? В чем тайный смысл эстетически богатой драмы? И зачем ее смотреть сегодня?

«Гражданин Кейн» – трагическая история рассвета и заката великого гражданина великой Америки, медиамагната Чарльза Фостера Кейна. Похожий на мозаику сюжет начинается сразу со смерти главного героя в его готическом замке на холме. Роль отшельника исполнил сам режиссер, сценарист и продюсер фильма Орсон Уэллс (на тот момент ему было 25 лет), «уважаемый неудачник», строптивый человек-оркестр и архетипический автор, который испугал Америку и переосмыслил классическую форму повествования. Действительно ли вся слава принадлежит не этому вундеркинду, а голливудскому драматургу Герману Манкевичу, награжденному единственным «Оскаром» именно за «Гражданина Кейна»?

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Уэллс изображает скандального, упрямого, гордого и циничного капиталиста, который провозгласил себя защитником нищего и голодного рабочего класса, однако потерпел сокрушительное поражение, когда вылезла наружу интрижка с красивой, но бездарной певицей. Жена ушла, а потом отвернулась и любовница. Революционер превратился в затворника и остался в полном одиночестве в окружении картин, скульптур, мебели и всякого хлама, которые ценил больше, чем людей. Прошептал слово «роузбад» («розовый бутон») и упал замертво, обронив и разбив стеклянный шар, игрушку из глубокого детства. И теперь, после смерти главного Американца, репортер пытается выяснить значение этого таинственного «роузбада». Загадка остается без ответа, ведь понятно, словом не объяснить жизнь человека, тем более такого необъятного, как Кейн (читайте – Уэллс). «Роузбад» – кусочек головоломки, истинный смысл которой дано познать только зрителю: американский олигарх вспоминает свое детство, когда он морозной зимой гонял на санках с фабричной маркой «Роузбад». Перед смертью Кейн вспоминает мгновение то ли подлинного ребяческого счастья, то ли предательства, когда родители передали мальчишку в руки банка. Память – одновременно и проклятие, и спасение.

Так почему же провалившийся в прокате, похожий на фарс, пародию и бурлеск «Гражданин Кейн» – самое влиятельное американское кино звуковой эпохи? Почему эта сатира на капитал стала важной вехой в истории? Дебют Орсона Уэллса, который на съемках был сразу и новичком, и мастером, продемонстрировал поразительную творческую зрелость. Сага о величии и падении Кейна, списанного с газетного властелина Уильяма Рэндольфа Херста, сделана в разных жанрах: здесь вам и детектив, и комедия, и мелодрама, разбавленные кинохроникой. А кино – это всегда плод режиссера, что бы там не думала автор «Нью-Йоркера» Полин Кейл, которая через 30 лет после премьеры в своей спорной статье, как говорят, перегруженной догадками, заявила, что «Гражданин Кейн» – творение Германа Манкевича, обладавшего «журналистским нюхом», а не Орсона Уэллса, который к тому времени уже был знаменит на радио и в театре. Для «самого влиятельного кинокритика Америки», назвавшей картину «a shallow masterpiece», гениальность фильма – в сценарии. Кстати, суть черно-белой драмы Финчера в том, что Манкевича забыли, а Уэллса, «величайшего неудачника в истории Голливуда», якобы не написавшего ни строчки, помнят. «Гражданин Кейн» был для Манкевича, как пишет Кейл, «моментом блаженства».

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Рассказ о том, как идеалист становится стариком, преисполненном сожаления, виртуозно превращен Уэллсом в лабиринт, где переплетаются истории разных друзей-товарищей Кейна. Подобно любовнице героя, которая в его мрачном дворце собирает гигантский пазл, зритель оказывается в ловушке столь же многослойного сюжета, пытаясь понять общую картину современного капиталистического мира, воплощенного Кейном. Странно, что славу «Гражданина Кейна» отдают не режиссеру, а сценаристу. Картина о призрачной американской мечте, где камера под музыку легендарного Бернарда Херрманна любит глубокую мизансцену, гротескные ракурсы, контрастное освещение и внутрикадровый монтаж, распалась бы без Уэллса. Правильно ответил Питер Богданович: «в какой-то степени каждый кинорежиссер после 1941 года обязан Орсону Уэллсу». Именно режиссер, которого Кейл обвинила в воровстве, говорит на языке кино, превращая текст в изображение, литературу – в художественное полотно. «Гражданин Кейн» нарушил правила кино, что свойственно характеру его создателя. Картину не просто так называют энциклопедией приемов.

«Гражданин Кейн» – не готическая, европейская, экспрессионистская комедия, как заявила Кейл, а трагедия так называемого «a self-made man», которого объявили и коммунистом, и фашистом, и анархистом. Одни героем восхищались, а другие смешивали его с грязью. Хотя самородком Кейна не назвать: он не сделал себя сам, богатством его наградили. Самый могущественный человек Америки, которого публика любит и ненавидит, вспоминает и изучает, обсуждает и осуждает, был одержим властью: люди должны думать так, как он им прикажет. Но самодурство погубило неукротимого богача. Он прожил несчастную жизнь и умер одиноким стариком, и в этом вся идеология жанрового коллажа Уэллса: жадная погоня за властью оборачивается мучительным и бессмысленным самоубийством.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Важно заметить, что внутри да около «Гражданина Кейна», который происходит из театральной, журналистской и кинематографической традиций, таится мысль о том, что Голливуд, с которым позже Орсон Уэллс рассорился, заменил бульварную прессу как источник развлечения, то есть Голливуд – это продолжение сенсационной журналистики. Уэллс, который был таким же большим и громким, желавшим славы и власти, а не денег, как всесильный и беспомощный гражданин Кейн, сбежавший от людей, чьи умы, внимание и любовь он мечтал завоевать, показал, что детские воспоминания, чувства и образы затронут каждого человека, особенно перед смертью. Но и эти мгновения превратятся в пепел, как сани Кейна, завоевавшего мир, но потерявшего душу. Рассказывая о человеке, который утратил смысл бытия, Уэллс показывает себя как моралиста и романтика, но вход в жизнь его героя, легенды капиталистической Америки, чуть ли не бога, отвергнувшего человечество, запрещен.





В центре внимания

Поделитесь с друзьями