Хотя времена, когда женщинам было запрещено заниматься актерской профессией, давно прошли, с равноправием в кинематографе дело до сих пор обстоит не так идеально, как хотелось бы в XXI веке. Если глубокие, интересные, проработанные и вызывающие сопереживание мужские персонажи воспринимаются как норма, то женских персонажей, обладающих ровно теми же качествами, во-первых, заметно меньше, а во-вторых, их нередко воспринимают как нечто «из ряда вон». Причем таких героинь, как Эллен Рипли или М (в исполнении Джуди Денч) могло и вовсе не быть – если бы отдельные режиссеры или продюсеры в свое время не решили пойти на этот «прогрессивный» шаг. Однако даже в случае с подобными ролями, выдвинувшими на передний план актрис, все не так просто, как кажется. Сложись обстоятельства чуть-чуть иначе – и на них тоже могли бы утвердить актеров-мужчин.
Анджелина Джоли
«Солт»
Главную роль в шпионском боевике «Солт» поначалу готовили для Тома Круза, и фильм вполне мог бы стать крепким – даже если и не очень оригинальным – пополнением в коллекции боевиков с Крузом. Однако, когда Круз отказался от проекта, продюсер Лоренцо ди Бонавентура решил, что на «Солт» еще рано ставить крест:
«Я подумал, что с какой-то точки зрения это открывает нам новые возможности. Да, уже есть и "Миссия невыполнима", и серия про Джеймса Борна, и, конечно же, Джеймс Бонд. Нам не захотелось снимать про еще одного "шпиона и джентльмена", и мы решили – пусть на этот раз это будет леди».
Так «Эдвин А. Солт» превратился в Эвелин Солт; естественно, сценарий пришлось переписывать, но участие Анджелины Джоли того стоило.
Сигурни Уивер
Рипли в серии «Чужой»
Эллен Рипли – героини Сигурни Уивер в серии фильмов «Чужой» – могло бы и не быть, если бы продюсерам не пришла на ум «революционная идея» сделать центральным персонажем женщину, и если бы эту идею не подхватил Ридли Скотт. В любом случае, в сценарии персонаж был обозначен просто «Рипли» и мог быть как мужчиной, так и женщиной. Скотт рассказывал:
«В какой-то момент у меня появилась мысль: что, если Рипли – женщина? И она красива, но у нее довольно мало шансов выжить – на первый взгляд».
Для продюсеров взять на роль Уивер означало демонстративно отойти от «канона» персонажей, типичных для такой ситуации, и для Ридли Скотта все это вначале был просто любопытный эксперимент. Но в результате вышла необыкновенно сильная и выразительная героиня, которая заняла особое место в мировом кино.
Эмили Блант
Мерсер в «Убийце»
У Эмили Блант – истинный дар играть экшен-героинь, хотя ее актерский репертуар действительно разнообразен. Казалось, что роль Кейт Мерсер в криминальном триллере Дени Вильнёва «Убийца» была написана специально для нее. Однако в последний момент у продюсеров едва не поменялись планы и сценаристам почти что дали «заказ» сделать из Мерсер мужского персонажа, «чтобы пригласить кого-нибудь из высокооплачиваемых звезд». Блант высказалась по этому поводу так:
«Когда речь зашла о том, чтобы "сменить пол" персонажу, то причина была попросту в бюджете, который они захотели поднять на треть, отдав роль популярному актеру. Что, на мой взгляд, было в корне неправильно: Мерсер была задумана женщиной и интригует зрителей именно тем, что она – женщина, и находится в подобной обстановке».
Кейт Мерсер – единственный женский персонаж в «Убийце», и представить себе этот фильм без нее было бы сложно.
Джоди Фостер
Кайл Пратт в «Иллюзии полета»
Героиню Джоди Фостер в триллере «Иллюзия полета» – о матери, которая разыскивает на борту самолета таинственно исчезнувшую маленькую дочь – зовут Кайл Пратт. Это имя вполне могло бы принадлежать мужчине, и на самом деле первоначально Кайл Пратт и должен был быть мужчиной, по задумке режиссера Роберта Швентке, который собирался пригласить на роль Шона Пенна. Уже в процессе подготовки к съемкам Швентке понял, что идея кажется ему не очень-то удачной:
«Мы начали снимать на пробу, но очень скоро поняли, что, пожалуй, эта история будет намного интереснее, если главной героиней будет мать. Связь матери и дочери воспринимается совсем иначе, чем отца и дочери. Нужно было, чтобы зритель эмоционально сопереживал как можно сильнее. И тогда мне на ум пришла Джоди, – и, к большому счастью, она заинтересовалась проектом».
Гвендолин Кристи
Капитан Фазма в «Звездных войнах»
Гвендолин Кристи – величественная леди в доспехах, и совсем не только для фанатов «Игры престолов». Ее появление в «Звездных войнах» произвело на фанатов неизгладимое впечатление, и, конечно, блестящие хромированные доспехи капитана Фазмы сыграли в этом далеко не последнюю роль. Однако Фазма могла бы быть внешне эффектным, но безликим персонажем, примерно как и все прочие штурмовики, если бы авторы сценария не отошли от незамысловатого варианта, где Фазма – просто еще один офицер Империи, мужчина, как большинство, и капитана штурмовиков не «переписали» бы специально для Гвендолин Кристи. При этом сама Кристи восприняла роль брутальной Фазмы как должное и лишь позднее случайно узнала, что изначально ее персонаж задумывался «несколько другим».
Хелен Миррен
Волшебник Просперо в «Буре»
Во времена Уильяма Шекспира все роли писались по умолчанию для мужчин: женщины не имели права играть в театре, поэтому женские роли доставались переодетым юношам или мальчикам. К большому счастью, времена давно изменились, так что Хелен Миррен не просто сыграла в фильме «Буря» – экранизации одноименной пьесы Шекспира, – но и появилась в образе персонажа, который в оригинале был мужчиной. Волшебник Просперо, которого придумал Шекспир, у режиссера Джули Тэймор превратился в волшебницу Просперу. Это главное и самое принципиальное изменение, которое пьеса, впервые поставленная аж в 1611 году, претерпела в прочтении 2010 года. Помимо того, что в наше время ее можно отнести к жанру фэнтези, хотя она была написана задолго до его появления как такового.
Тильда Суинтон
Министр Мейсон в «Сквозь снег»
В фильме Пона Чжун Хо «Сквозь снег» по мотивам одноименного комикса об «антиутопическом экспрессе» Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта министр Мейсон – местный тиран, следящий за тем, чтобы в своеобразном постапокалиптическом обществе, существующем на борту «суперпоезда», царили закон и порядок – такими, какими они ей видятся. Решение отдать эту роль Тильде Суинтон, как и сделать персонажа женщиной, а не мужчиной, как в комиксе, родилось не сразу, но в сценарий никаких изменений не вносилось. Вместо этого Суинтон сама переделала роль Мейсон под себя практически на ходу: даже очки для Мейсон – немаловажный штрих к ее внешности – актриса нашла у себя дома. Создавая характерные манеры своей, мягко говоря, эксцентричной героини, Тильда Суинтон отчасти вдохновлялась известной «железной леди» – премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, – к чему добавила заметную долю пародийности.
Джуди Денч
М в фильмах о Джеймсе Бонде
Человек под загадочным псевдонимом М – глава британской секретной службы МИ-6 и начальник Джеймса Бонда. В бондиане эту должность в разное время занимают разные люди (под одним и тем же псевдонимом), и большую часть истории бондианы все это были мужчины – до тех пор, пока М не стала Джуди Денч. Так в фильмах о Джеймсе Бонде наступила новая эпоха, ознаменовавшаяся тем, что теперь женщинам в бондиане отводилась не только «декоративная функция», и продлилась она почти 20 лет в реальной жизни и семь фильмов – на экране. В последний раз Джуди Денч появилась в роли М в «007: Координаты «Скайфолл» (2012), причем расставалась с ролью с сожалением:
«Когда меня осторожно предупредили, что на этом все, для меня это был смех сквозь слезы. Все-таки семь фильмов – это немало. Но, наверное, в любом случае М уже пора было уходить на покой».
Джессика Честейн
Мёрф в «Интерстелларе»
Продумывая героев «Интерстеллара», Кристофер Нолан не сразу определился, кто же будет ожидать пилота Купера на Земле – сын или дочь. Будь это сын, в фильме не смогла бы появиться Джессика Честейн, но в конечном итоге Нолан решил, что роль Мёрф Купер должна достаться ей. Режиссер объяснил это решение так:
«Я решил "переиграть" и сделать Мёрф девочкой – может быть, потому что у меня самого есть дочь, причем она старшая из моих детей. И тогда я понял, что все остальное получается очень естественно – все эти взаимоотношения отца и дочери. Мне самому очень нравилась их совместная линия. Можно сказать, что довольно многое я в каком-то смысле "перенял" из своей собственной жизни».
Люси Лью
Ватсон в «Элементарно»
За долгую историю экранизаций произведений Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе и его бессменном помощнике докторе Джоне Ватсоне свои оригинальные трактовки обоих персонажей успели выдать множество режиссеров и актеров. Но «революцию» в мире шерлокоманов произвел сериал «Элементарно», в котором Джон Ватсон впервые «трансформировался» в Джоан – в исполнении Люси Лью. В этот раз создатели решили уделить больше внимания нюансам взаимоотношений великого детектива с женщинами – что за психологические проблемы за ними кроются? И действительно, до этого еще никто не подходил к его личности именно с этой стороны. По мысли создателей «Элементарно» – и благодаря Люси Лью, – не просто современный, а еще и женский взгляд на Шерлока Холмса должен открывать для зрителей в персонаже, которому значительно больше века, нечто совершенно новое.