Фильм «По наклонной» разделен на главы, не только разбивающие ленту на части сюжетно, но и нередко преображающие ее по жанровой специфике. От мелодрамы, военного кино, криминальной драмы, чуть ли не фильма-ограбления – лента братьев Руссо динамично меняет свой вид. Нельзя сказать, что делает это достаточно гармонично, так как в некотором роде подобная фрагментарность придает фильму излишне разобщенную структуру. Возможно, в качестве сериала эта задумка работала бы эффективнее, но в рамках одной ленты она лишь нагромождает и разбивает повествование.
Более того, формат мини-сериала, помог бы основательнее справиться с большим объемом материала, который сценаристы попытались перенести в свой фильм из книги. «По наклонной» довольно внушительное по хронометражу полотно, но даже его продолжительности почти в два с половиной часа авторам не хватает, чтобы достаточно глубоко погрузиться в рассматриваемые в ленте проблемы. Тут и непростая любовь двух молодых людей, их сложности с поиском себя и своего призвания в этом мире, разъедающий человечность характер армии, губительное влияние войны и последующие тяготы посттравматического расстройства и, конечно, деструктивный эффект наркотической зависимости. Учитывая, насколько сложные темы поднимают в фильме сценаристы, тщательная их проработка должна была стоять во главе угла. Но фильм «По наклонной» больше походит на довольно поверхностный и вторичный симбиоз, без собственной души копирующий множество других фильмов, которые подходили к рассмотрению и демонстрации этих тем комплекснее и глубже.
Восприятие кино такого рода сильно зависит от «насмотренности» зрителя. Тем, кто видел, например, «Цельнометаллическую оболочку», «Таксиста», «Реквием по мечте», «Собачий полдень» и десятки других отличных фильмов, поднимающих заявленные в ленте «По наклонной» темы, драма братьев Руссо вряд ли сможет предложить что-то интересное. По сравнению с ними или даже фильмами попроще, как, допустим, «Снайпер», ей не хватает радикальности, глубины и уникальности взгляда на проблемы. Ни в одной из своих жанровых и смысловых ипостасей лента братьев Руссо не проявляет себя действительно уверенно.
Разнородность фильма сказывается и на режиссуре братьев Руссо, которые не брезгуют приемами, в том числе традиционными для разных жанров, которые больше играют на эффектность, а не на содержание картины. Некоторой карикатурности фильму добавляет роль персонажа Тома Холланда, который не только является ведущим действующим лицом ленты, но и обращается напрямую к зрителям, разбивая четвертую стену, а также ведет повествование за кадром. От всего этого в сочетании с фрагментарным сюжетом веет приемами кинокомикса, которые в случае с фильмом «По наклонной» кажутся лишними.
Поверхностность и попытка рассказать обо всем становится одной из главных причин, почему фильм «По наклонной», несмотря на показанные в нем ужасы, испытания и переживания персонажей, не вызывает мощного – в моем случае даже средней степени – эмоционального эффекта. Судьбу человека, которую раз и навсегда изменила одна, казалось бы, случайность, превратив его в искаженную и лишенную почти всего гуманного версию себя, можно показать так, что даже к преступнику возникнет сочувствие, не противоречащее осуждению его поступков. Но обнаружить суть главного героя и показать трагедию его падения авторам фильма «По наклонной», увы, не удалось. Из-за этого однослойного и вторичного материала, лишенного жизни, даже довольно достойная игра Тома Холланда и сыгравшей его возлюбленную Сиэры Браво не вызывает ярких эмоций – ни глубинного сопереживания, ни жгучей ненависти.
Режиссеры и сценаристы фильма «По наклонной» тематикой своей ленты ступают на территорию большого и исключительно серьезного кино – однако ходят по поверхности и не предлагают ни своего взгляда на заявленные проблемы, ни просто крепко скроенного эмоционального кинополотна с душой. У братьев Руссо получилось ни в коем случае не катастрофически плохое, однако же все-таки заурядное кино, которое пытается взять на себя слишком много.