Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Лига справедливости Зака Снайдера»: Война бесконечности

Шутки в сторону, все серьезно. Критик Артур Завгородний о том, почему перемонтированные подвиги хмурых сверхлюдей обречены на восторг.
21 марта 2021 0
Кадр из фильма ​«Лига справедливости Зака Снайдера» (2021)
Кадр из фильма ​«Лига справедливости Зака Снайдера» (2021)

Самое монументальное кино от студии DC, которая упорно старается обогнать Marvel, пытаясь сделать то, что конкуренты творили годами. «Аквамен» и «Чудо-женщина» стали самыми популярными, но рядом с «Лигой справедливости Зака Снайдера» оба выглядят простецкими блокбастерами. Новая «Лига» слишком длинная – что, как история с уходом режиссера, давно уже не новость, – зато решительно другая. У Снайдера никаких компромиссов даже перед лицом Армагеддона.

Долгожданный «снайдеркат», который начинается там, где «Бэтмен против Супермена» закончился, можно справедливо поругать, сравнивая с урезанной продюсерской версией, но зачем? Повезло зрителям, пропустившим тот фильм, чуть ли не худший в киновселенной DC. В перемонтированной супергеройской эпопее главный конфликт остался, однако теперь, как всегда у Снайдера, все мрачнее, пафоснее, зрелищнее и умеренно философичнее. Дерзнул так дерзнул. Удивительно, насколько это то же самое кино, но воспринимается иначе, потому что стройнее. Четыре грандиозных часа, оформленные величественной музыкой Томаса Холкенборга (он же Junkie XL), поделены на пролог, эпилог и шесть основных глав, чтобы у зрителя было время выдохнуть. «Снайдеркат» большой, длинный, необрезанный и трагический, но слезу не вышибает.

Рогатый воин Степной Волк (или Степпенвулф) в сверкающей зазубренной броне охотится за волшебными Кубами, которые должны пробудиться и погрузить планету во тьму. Один из этих древних артефактов воскрешает Супермена, который погиб за грехи человеческие. Криптонец восстает из мертвых ради великой миссии. Степной Волк с армией летающих демонов готовит пришествие своего великого хозяина Дарксайда, мечтающего породить хаос. Человечеству грозит тьма-тьмущая, и Бэтмен собирает гвардию супергероев, чтобы восстать против злых сил. Союзниками ведомого верой богача становятся красотка Чудо-женщина, шустряк Флэш, хулиган Аквамен, страдалец Киборг и мессия Супермен, который, возродившись, безумствует, пока не появляются его любимые женщины: журналистка Лоис Лэйн и мать Марта Кент. Близится судьбоносный шторм, вызванный воплем убитого спасителя. Смерть бога открыла путь дьяволу.

Ожидания были невероятно высоки не только у фанатов, запустивших движение #ReleaseTheSnyderCut. «Снайдеркат» обречен на восторг, а ворчуны, которым плевать на страсти богов, пусть подвинутся. Визуально блокбастер о победе добра над злом изменен радикально: режиссерские выпендрежи в виде замедлений и мрачной эстетики, игра со светом и тенями, любовь к кьяроскуро, а сюжет занудно растянут даже там, где можно безжалостно резать. Глядя на эпохальную сказку о непокорных, нет сомнений: эта «Лига справедливости» целиком принадлежит Заку Снайдеру.

Голливудскому рекламщику, который построил карьеру на экранизациях комиксов, важны не только сумасшедший хронометраж и авторское эстетство. Хотя агрессивные эффекты далеки от совершенства, как в сценах с амазонками. По-хорошему, следует смотреть сразу «Человека из стали» и «Бэтмена против Супермена» (только в правильном Ultimate Edition), а уже потом браться за «Лигу справедливости». Перед нами триптих библейского размаха. И пока герои собираются в альянс, Снайдер рассказывает о непростых судьбах Флэша и Киборга. Истории обоих – это конфликт отцов и детей, чьи матери погибли. Один ищет друзей и работу, а другой предстает сердитым нигилистом, обиженным мальчиком в теле робота, который должен разобраться, как остаться человеком, если ты – машина. Вообще, вся картина Снайдера именно о том, есть ли жизнь после смерти. Как стать хозяином своей судьбы, а не жить прошлым и служить дьяволу. Так что шутки в сторону, все серьезно.

Режиссер-мегаломан дает голос каждому персонажу, и каждый получает свой рапид (даже семечка на булочке). Однако о людях Снайдер забывает, а появление комиссара Гордона, как и героев в эпилоге, включая человека, который смеется, погоды не делает. Картина намного длиннее, чем требуется. Задуманная для IMAX сказка настолько богата и драматична, что беглый выход персонажей под конец истории выглядит не более, чем прелюдией. У картины, где герои плачут, злодеи рычат, и все стоят перед выбором и творят чудеса, нет настоящего завершения. Вот она – война бесконечности.

«Лига справедливости Зака Снайдера» одних очарует, других взбесит, но неужели все четыре часа жизненно важны? В общем-то, нет. Однако фанатская борьба за «снайдеркат» не прошла даром. Сага монолитная, сочная и особенная, кстати говоря, благодаря нетрадиционному для кинокомикса формату 4:3, будто смотришь дорогой артхаус студии А24. Много красоты, полетов, сражений и любви к жанру, хотя рассказы о «судьбе мира в твоих руках» и «ты можешь стать, кем захочешь» звучат наивно, когда комикс превращен в религиозный эпос. «Снайдеркат» заслуживает восхищения и возмущения, но без жесткой порки.

Как перестать волноваться и понять режиссерский стиль Снайдера читайте здесь: This is Snyder! Тьма, пафос и рапид в кино Зака Снайдера



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями