Стэйтем играет загадочного Патрика Хилла – нового работника инкассаторской компании Fortico Securities, один из сотрудников которой – Пулемет (Холт МакКэллани) – тут же дает ему прозвище Эйч. Молчаливый новичок проявляет себя на одном из первых же выездов. На команду совершает налет банда преступников, но Эйч вдруг с ловкостью профессионального наемника или опытного спецназовца быстро расправляется с грабителями. При этом на нем не остается и царапинки. Что-то здесь нечисто, думают коллеги. Так и есть.
Эйч устраивается в Fortico Securities не ради заработка. На самом деле он расследует недавнее ограбление фургона компании. Бандиты из таинственной группировки убили сотрудников Fortico Securities и скрылись с деньгами. Эйчу и его сыну не посчастливилось оказаться рядом с местом происшествия. Парнишку застрелили, он погиб, а самого Эйча серьезно ранили. Едва оправившись, он бросился на поиски злоумышленников, чтобы наказать убийц своего сына – и сделать это самым жестоким образом. Эйч внедряется в Fortico Securities, поскольку понимает, что в компании завелась «крыса». Герой сделает все ради того, чтобы вычислить предателя и выйти на след группировки.
Эйч – парень суровый, и Джейсон Стэйтем со своим фирменным «тяжелым» взглядом отлично вписался в образ скрытного и хладнокровного вояки, в котором бурлит жажда мести. Пробивной железный характер и готовность героя молниеносно реагировать на угрозы тут же располагают к нему зрителя. Стэйтем правдоподобно сыграл довольно противоречивого персонажа, который пусть и отталкивает своей «голливудской пуленепробиваемостью», но притягивает решительностью, жестокостью и по-хорошему нахальным поведением.
Какой герой – таков и экшен. В «Гневе человеческом» Гай Ричи отжег не по-детски. Режиссер никого не щадит, планку жестокости он себе определенно поднял. Пули летят, число жертв зашкаливает, каждого, даже самого безобидного героя в любую секунду могут пустить в расход. Во время просмотра зритель понимает, что никто в этой войне не в безопасности. Благодаря некоторым удачным ракурсам мы оказываемся в самом эпицентре боевых действий, уклоняясь вместе с героями от пуль.
Да, экшен взрывной, кровавый и даже красивый – но запоминающихся моментов при этом мало. Самую бомбическую фишку, которая может врезаться в память, раскрыли еще в трейлере. Речь о сцене, в которой Стэйтем бросает на землю сумку с деньгами и начинает свою грациозную расправу над бандитами во главе с Post Malone. Рэпер, кстати, ничего интересного, кроме своего звездного хип-хоп статуса, в «Гнев человеческий» не привнес. Боевым сценам фильма хватает огня для блокбастерного лоска, однако почти все битвы выглядят «пустяково», обыкновенно и бесхарактерно.
Обычно в фильмах Гая Ричи нет второстепенных персонажей. Даже если вы Четырехпалый Фрэнки из «Большого куша» и быстро «сливаетесь», то все равно сияете, как большая звезда. А вот в «Гневе человеческом» представлены самые что ни на есть побочные персонажи, истории которых проходят мимо нас, – расходный материал. Главный враг Эйча в исполнении Скотта Иствуда – и вовсе жалкий невротик с неубедительными перфомансами, слабо раскрывающими проблемный характер «недопсихопата». А из героя Джоша Хартнетта вместо ожидаемого забавного парня-неудачника получилось раздражающее недоразумение.
Гай Ричи вроде бы хотел снять серьезное кино про отцовство, смерть, боль утраты и месть. Тем не менее, шуточкам место здесь нашлось. Но лучше бы их не было совсем. Юмор в фильмах Гая Ричи – это всегда что-то непринужденное и элегантное, граничащее с мальчишески дерзким и по-хорошему странным сарказмом. В «Гневе человеческом» комедия упала до уровня нелепых школьных приколов, которые только отвлекают. Заходит разве что шутка про мерч Эйча. Видимо, под грузом дорогого экшена и грустной темы потери сына Ричи забыл, как острить.
Если убрать с «Гнева человеческого» комедийную мишуру, то обнаружится не крепкая криминальная драма, а душная поверхностная история с напряжением на одном уровне – никаких эмоциональных взрывов, да и отдохнуть от давящей атмосферы не получается. Зрителю не дают «поволноваться» о том, что там будет дальше, или хотя бы удивиться тому или иному твисту – нет, история катится так ровненько, что остается только сидеть и ждать развязки. Немного более захватывающим зрелище делает волнующая музыка Кристофера Бенстеда – но ключевое слово тут «немного». А так «Гнев человеческий» оказывается слишком топорным боевичком для передачи всей глубины скорби и гнева человеческого.
Сбивает настроение и избыток фирменных для Ричи флэшбеков. Если в недавнем хите «Джентльмены» они были хлесткими, гармонично добавляли фильму загадок и по-своему бодрили, то в «Гневе человеческом» флэшбеки предстают затянутым пересказом прошлых событий. Это интересно только пару минут, пока раскрывается основная интрига – а дальше и так во многом вялая история становится еще более унылой. Однако тут надо отметить, что тайна Эйча показывает удачный выбор предыстории главного героя, которая делает повествование острее.
«Гнев человеческий» оказался слишком обычным боевиком для Гая Ричи – этому фильму не досталось ни знаковых «джентельменских манер», ни сатиры режиссера. Конечно, в простоте отчасти и состоит суть фильма – слепая ярость, из-за которой герой идет напролом без лишних размышлений. Смелости некогда элегантному задире Ричи на этот раз хватило лишь для того, чтобы как можно суровее раскидать в кадре трупы. В войнушку поиграл эффектно, ничего не скажешь. Кровь льется рекой. Но когда экшен-триллер кажется лишь расширенной версией трейлера – это проблема. То ли Ричи не с той стороны подошел к теме. То ли просто эта тема – не его.