​«Ловушка»: Песенка спета

Как загубить хорошую идею, руководство от М. Найта Шьямалана.

Примерный семьянин Купер (Джош Хартнетт) ведет свою дочурку на концерт ее любимой певицы Леди Рейвен. Сыграла поп-звезду и написала песни для фильма Салека Шьямалан, дочь режиссера. Вскоре отец года выясняет: агенты ФБР устроили на концерте засаду для маньяка по прозвищу Мясник. Им как-то удалось пронюхать, что он придет на шоу. Купер – и есть тот самый Мясник. Здание окружили полицейские, всех посетителей-мужчин проверяют – подходят ли они под описание предполагаемого убийцы. Купер должен улизнуть от копов и сделать это так, чтобы дочь не узнала его мрачные секреты.

Первую половину фильма с интересом наблюдаешь за похождениями Мясника. Кажется, что он загнан в угол и будет неизбежно пойман. Но хитрец своим дьявольским умом прокладывает дорогу, которая выводит его из тупиковых ситуаций. Даже в сцене, где маньяк оказывается в помещении с толпой вооруженных бойцов, он ловко притворяется сотрудником концертной площадки. От игры в «кошки-мышки» не оторваться. Шьямалан грамотно расставляет акценты, превращая типичных героев триллеров, вроде профайлера из ФБР, в безликий фон. Однако полностью развернуть задумку у Шьямалана не выходит. Немного поиграв с жанром и пошутив над ним, из-за нехватки креативных решений он вязнет в однообразной и беспорядочной беготне с притянутыми за уши тайнами и сюжетными поворотами. Идея-перевертыш разрушается на глазах, заставляя печалиться об упущенной Шьямаланом возможности снять нервирующий и неоднозначный триллер.

Кадр из фильма «Ловушка» (2024)


Главная ошибка Шьямалана в «Ловушке» – решение отвлечься от Мясника. Со второй половины фильма зрительское внимание переключают на другие ключевые фигуры. Через них Шьямалан пытается добавить в картину больше плаксивой драмы. Но персонажи, спойлерить которых не будем – в фильме и так маловато сюрпризов, – толком не раскрываются, соответственно, и сочувствовать им не выходит. Шьямалан просто вбрасывает личные трагедии героев, даже не подготовив зрителя какими-нибудь чеховскими ружьями в начале истории. Сериал «Декстер» (2006-2013) в свое время доказал, что полицейские «кошки-мышки» глазами убийцы могут быть захватывающими. «Маньяк» (2012) с Элайджей Вудом со всем своим скудным содержанием тоже показал, что подобные истории могут быть ужасающе мрачными. В «Ловушке» же заложенные в идею адреналин и страх испаряются, стоит только сместить фокус внимания с маньяка.

М. Найту Шьямалану будто не хватило смелости и задора довести эдакий «POV маньяка» до душераздирающего и тревожного финала. Видимо, режиссеру было важнее продемонстрировать свою дочь – фильм стал своего рода полноценным концертом местной Арианы Гранде или Тейлор Свифт. Когда Леди Рейвен оказывается в центре внимания, триллер становится все более пресным и искусственным. Оставь Шьямалан противостояние Мясника и таинственного профайлера главной фишкой, «Ловушка» не выглядела бы такой небрежной и предсказуемой недоделкой. Даже глупые поступки копов и слабая логика в поведении Мясника при более уверенном и сосредоточенном повествовании не бросались бы в глаза.

Шьямалан сделал себе имя на прорывных триллерах «Таинственный лес» (2004) и «Шестое чувство» (1999). Сейчас он просто развлекается, выдавая эксперименты вроде «Ловушки». Вот только эти самые эксперименты ограничиваются одной концепцией, поскольку поразить зрителей мощной и увлекательной реализацией режиссер будто и не пытается. После ленивых середнячков «Стук в хижине» (2023) и «Время» (2021) он создал еще более бесхребетную и постыдно осторожную для некогда дерзкого режиссера «Ловушку». Желая, видимо, отнять у Гая Ричи статус самого плодовитого режиссера Голливуда, Шьямалан уже взялся за новый фильм – «Труд любви». Что ж, Ричи успел засорить эфир однодневками; желание следить за творчеством Шьямалана тоже постепенно сходит на нет.

Читайте также