Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Великий»: Душа фотографий Юджина Смита

Этот фильм похищает душевный покой, покоряет своей искренностью и заставляет лишний раз убедиться, что Джонни Депп – прекрасный актер.
22 апреля 2021 0
Кадр из фильма ​«Великий» (2020)
Кадр из фильма ​«Великий» (2020)

22 апреля в российских кинотеатрах вышел фильм Эндрю Левитаса «Великий» о фотожурналисте Юджине Смите. Это не байопик фотографа, а рассказ о небольшом отрезке его жизни, о событиях, случившихся уже на закате его лет. Тогда Смит через свои фотографии раскрыл всему миру правду о японской химической компании Chisso, которая сбрасывала ртутные отходы в море, из-за чего у жителей близлежащего города Минамата стала проявляться неизлечимая тяжелая болезнь. Люди теряли зрение и слух, заболевание поражало их нервную систему и суставы, обездвиживая и буквально «скрючивая» их.

Действие фильма «Великий» – в оригинале «Минамата» (Minamata), по названию города и болезни, получившей такое же «имя» – развивается в 1971 году. Некогда знаменитый фотожурналист Юджин Смит, которого сыграл Джонни Депп, предстает перед нами разочаровавшимся во всем алкоголиком. Его бросила семья, он погряз в долгах и подумывает о самоубийстве. На пороге квартиры Юджина появляется японка Эйлин (Минами): она рассказывает ему о событиях в Минамате и просит помочь пролить свет на действия Chisso. Поначалу Смит отказывается, но потом видит в этом деле возможности вернуть себе славу и вылезти из ямы, в которой оказался. Шанс рассказать правду всему миру – и прежде всего самому себе – берет над Юджином верх, он отправляется в Минамату и делает фоторепортаж. Несмотря на угрозы, шантаж и даже физическое насилие, которым не побрезговало руководство Chisso.

«Великий» получился многослойным и «рваным» фильмом – здесь нет ровного течения сюжета от начала и до конца. Художественные цветные кадры событий, разворачивающихся в 1971 году, сменяются черно-белыми вставками, снятыми активистом, который борется с Chisso, или вспышками воспоминаний Юджина о Второй мировой войне – он был на передовой американского наступления на Японию и получил ранение. Попытки фотографа запечатлеть быт жителей Минаматы, которые стыдятся своего внешнего вида, или сделать запрещенные снимки в больнице и на самой фабрике, откуда сливают ртутные отходы, чередуются с неспешными и детальными кадрами, которые показывают, как Юджин проявляет негативы в импровизированной красной комнате.

Кадр из фильма «Великий» (2020)

Кадр из фильма «Великий» (2020)

Картина покоряет своей искренностью и честностью. Создатели фильма не пытаются приделать к голове Смита нимб, а концентрируются непосредственно на событиях, которые происходили в 1971 году, и на том, как через них проходили все задействованные герои. Многое на себя берут фотографии. Когда смотришь на снимки детей, пострадавших от болезни Минаматы, с неестественно загнутыми пальцами, с торчащими ребрами и искривленными лицами, слезы сдержать трудно. «Великий» бьет по больному – резко, наотмашь.

Джонни Депп в «Великом» выкладывается на полную и напоминает о том, за что мы когда-то его полюбили – о своем драматическом таланте. Наконец-то здесь нет примелькавшегося кривляющегося Деппа с немного безумным взглядом – актер как будто приблизился к той «серьезной» форме, когда он выдавал один блестящий перфоманс за другим. Хотя в отдельных сценах кажется, что Депп балансирует на грани – «ненормальность» проглядывает, когда он отыгрывает «пьяные» сцены. И тем не менее он создал запоминающийся образ отчаявшегося и вновь обретшего надежду сильного человека.

«Американские индейцы верили, что фотография забирает частичку души у того человека, которого снимают. Но где-то мелким шрифтом прописано, что и у фотографа она тоже ворует часть души. Твое сердце будет разбито. Если берешься – берись всерьез». Эти слова герой Деппа произносит, обращаясь к Эйлин, когда та берет в руки фотоаппарат. И это отсылает к фразе, которую Юджин Смит как-то сказал про себя: «Я не сделал ни одной фотографии – хорошей или плохой – не заплатив за это душевным покоем».

Кадр из фильма «Великий» (2020)

Кадр из фильма «Великий» (2020)

Душевный покой – это именно то, что забирает у зрителя «Великий». Не только из-за событий в Минамате. После просмотра так или иначе задумываешься о том, что скрывают от нас огромные компании, производящие вещи, которыми мы пользуемся каждый день. Найдутся ли на тех, кто экономит на экологии страны, планеты и здоровье других людей, свои «великие»? Президент Chisso сказал Смиту – «и пленку 35-миллиметровую, на которую вы снимаете, тоже мы делаем». Какая ирония, что с помощью этой пленки Chisso удалось вывести на чистую воду.

После «Великого» появляется желание познакомиться с фотоработами Юджина Смита, и ты раскапываешь в Сети все, что только можно про него найти. И чем больше узнаешь о нем, его «субъективном» подходе к фотографии и, собственно, чем больше его снимков видишь, тем яснее понимаешь, почему в России ленту выпустили под таким названием.

Еще одна сцена фильма раскрывает человечность Смита, который всячески пытается казаться ироничным и равнодушным, – это сцена с больным мальчиком. Герой Деппа, изрядно выпивший, отдает свою камеру подростку и учит его фотографировать. В глазах ребенка вспыхивает счастье и надежда, и тут невозможно остаться равнодушным. Мальчишка потом еще несколько раз появляется в картине – всегда в те моменты, когда он особенно нужен Смиту, чтобы сохранять твердость духа и оставаться человеком. Конечно, может, этого парнишки и не было на самом деле, может, это образ, символ, который введен для лучшего понимания характера главного героя, его поисков и сомнений. Однако сцены с ним – ключевые.

Кадр из фильма «Великий» (2020)

Кадр из фильма «Великий» (2020)

Фотография Юджина Смита «Томоко Уэмура в ванной комнате» считается лучшей в его карьере. Именно она стала снимком, который наконец привлек внимание к тому, на что обрекли простых людей Минаматы руководители компании Chisso – такие же, в общем-то, люди, но обладающие властью. Сцена, когда Смит делает этот снимок – кульминация фильма. После щелчка фотоаппарата ты невольно выдыхаешь затаенное дыхание и понимаешь: вот оно. Тут скрывается настоящая душа репортажной фотографии – в снимках, сделанных через боль, переживания, эмоции как тех, кого фотографируют, так и самого фотографа, в снимках, которые идут от самого сердца и несут в себе не просто изображение, а полностью раскрывают ситуацию.

Жители города Минамата префектуры Кумамото выиграли суд против Chisso. Правительство обязало компанию выплатить самую большую компенсацию в истории Японии. Однако финальные титры-послесловие разбивают радость победы в пух и прах и возвращают на землю. На нашу совсем не великую человеческую землю.





В центре внимания

Поделитесь с друзьями