Молодые и не очень восхищаются хлюпиком Тимоти Шаламе, а мне персики не по вкусу. Сегодня самый интересный из голливудских – Шайа ЛаБаф. 11 июня актеру исполняется 35 лет, поэтому решаем важнейший вопрос: кто такой ЛаБаф, гений или клоун?
От «Трансформеров» до «Нимфоманки», от школьника, загремевшего в исправительный лагерь, до гангстера, выбивающего долги. Шайа ЛаБаф прекрасен в образе джентльмена, хулигана, бунтаря, подглядывающего соседа, обаятельного хама, нелепого красавчика и просто славного парня. Он может сыграть милого и мрачного, сладкого и дикого, сливаясь со своими героями, проникая в самое нутро.
Став одним из самых успешных актеров Голливуда, ЛаБаф себя маргинализировал. Публика помнит его пьяные разборки и идиотские выходки. Молодого артиста обвиняют в самолюбии, нахальстве и бездарности. Одни объявили ЛаБафа неуправляемым дураком, наглым выскочкой и «a charisma vacuum», и даже людоедом, а кто-то сравнивает его с великим Дэниэлом Дэй-Льюисом, называя метамодернистом, потому что он воплощает иронию, идеализм и нигилизм. Впрочем, возможно, мы оправдываем новаторством любую глупость.
Шайа ЛаБаф не превратился в модную куклу или глянцевую гей-икону. Он может сплясать в клетке, а потом ради эксперимента, смеясь и скучая, просидеть за просмотром своих же фильмов, будто разглядывая старые фотографии. Актер может часами ездить в лифте, беседуя со студентами, или выйти на красную дорожку престижного кинофестиваля с пакетом на голове с демонстративным «I AM NOT FAMOUS ANYMORE». Он спрашивает незнакомцев: «Вы можете тронуть мою душу?», и яростно кричит: «Do it. Just. Do. It», что бы это ни значило. А короткометражный фильм под композицию «Fjögur píanó» – самое красивое и странное, что я видел у актера.
Говорят, ЛаБаф – калибра Ди Каприо, только ему не хватает таланта. Но ведь мы знаем, что живых роботов не бывает, а когда смотришь на Шайю ЛаБафа, веришь, что роботы существуют. Актер, бьющий в глаза безумным поведением, либо сошел с ума, либо мы не разглядели в нем художника. А разве может быть иначе, когда в послужном списке у тебя Майкл Бэй и Ларс фон Триер?
«Триумф» (2005)
Шайю ЛаБафа, шагнувшего в большое кино из телевизора, публика знает по приключенческому блокбастеру «Трансформеры», где он заполнял пробелы между взрывами. Однако первой большой голливудской картиной стал «Триумф». В этой увлекательной спортивной драме актер исполняет роль паренька из рабочей семьи, который мечтает о гольфе. Картина исключительно традиционная для Голливуда, где мальчик побеждает, невзирая ни на что.
Всякий раз, когда взволнованный ЛаБаф появляется в кадре, кажется, будто он вот-вот заплачет. Герой – романтик и скромняга. Англичане решили показать американцам королевский класс, но ЛаБаф – против, и бросает аристократам вызов. Он – последняя надежда Америки. Герой проявляет терпение, уверенность и уважение, присущее джентльмену, и совершает подвиг. Вдохновляющий семейный фильм, где гольф представляют как полет в космос.
«Самый пьяный округ в мире» (2012)
Шайа ЛаБаф за рулем старой колымаги играет младшего из трех братьев, которые занимаются подпольным производством и продажей самогона. Он – деревенщина и искатель приключений, который смотрит на дерзость и жестокость старших и пытается им подражать. «Самый пьяный округ в мире» – о том, как мальчик становится мужчиной.
В криминальной драме есть эпизод, где ЛаБаф наблюдает как Гэри Олдмен расстреливает автомобиль из «Томми-гана». Выглядит так, будто новичок смотрит на мастера. Олдмен кажется ЛаБафу богом. «Самый пьяный округ в мире» можно назвать переломной картиной в карьере актера, который сам себя называет «a good old-fashioned drunk». Он предстает в образе наивного простака, влюбленного в дочь проповедника. Слабак, но не дурак учится управлять страхом, а потом срывается на горячую голову, чтобы отомстить за семью.
«Ярость» (2014)
В танковом боевике, похожем на миф, актер доказал, что он не просто американская милашка. 1945 год. Экипаж американского танка продвигается вглубь Германии, встречая отчаянное сопротивление врага. Блокбастер начинается с нациста верхом на белом коне. Всадника зверски убивают, а дальше раздирающий трагизм и укрощение гнева.
Библеиста в исполнении грязного ЛаБафа преступно мало. Актер в образе усатого наводчика с тревожным взглядом потрясающий. Замурованный в танке с налитыми кровью глазами переигрывает даже боевого папашу Брэда Питта. Шайа ЛаБаф придает картине вес, ведь главное в этом роуд-муви – не машины, а люди, хотя танковых дуэлей с мясом здесь сполна. Война – это ад, бог далеко, смерть близко, история жестока, а мрачный ЛаБаф молится и роняет слезы сквозь дым папироски.
«Милый мальчик» (2019)
Шайа ЛаБаф вспоминает детство с отцом-пьяницей. ЛаБаф сочинил историю и исполнил роль сердитого папаши, полного обиды, стыда и печали. Пузатый черствяк на мотоцикле в очках и с бакенбардами – не чудовище, но и не святоша, а крикливое трепло и просто дерьмовый отец, который, как бы там ни было, гордится своим мальчиком.
Фильм «Милый мальчик» раскрывает болезненные попытки ужиться с клоуном в дешевом мотеле с проституткой через дорогу. Облысевший, похожий на беспечного ездока ЛаБаф поглощен образом своего отца, грубого, строгого, распускающего руки и раздраженного победами родного сына. Возмужавший ЛаБаф переживает драму с предельной серьезностью, выражая глубочайшую боль и злобу, раздавая мудрые отеческие советы. Актера не узнать в одиноком пьянчуге, который вечно не в духе. Самая мощная роль ЛаБафа.
«Фрагменты женщины» (2020)
Некогда лицо популярного блокбастера играет отца нерожденного. Именно зрелый Шайа ЛаБаф, погрязший в любви и ненависти, делает живым этот тяжелый фильм. Говорят, у обвиненного в насилии актера есть общие черты с его агрессивным и потерянным героем. Бородатого ЛаБафа, обожаемого и опозоренного, за роль во «Фрагментах женщины» даже не выдвинули на премии.
Англоязычный дебют венгерского режиссера Корнела Мундруцо – о жизни после смерти. Мы наблюдаем как Ванесса Кирби и Шайа ЛаБаф вот-вот станут родителями, но счастье оборачивается ужасом, когда младенец умирает у них на руках. Мелодрама пронзительная. ЛаБаф мучается, бесится и рыдает. Одни называют картину старомодной и бессовестной, потому что банально, но разбитый ЛаБаф чертовски хорош в образе хмурого страдальца. Древо жизни зацветет, а я готов бесконечно смотреть на огонь, воду и плачущего ЛаБафа.