​Чем роман Стивена Кинга «Бегущий человек» отличается от фильма с Арнольдом Шварценеггером

И раз уж такое дело, размышляем, какой будет новая экранизация – ее снимет режиссер «Типа крутых легавых» и «Зомби по имени Шон» Эдгар Райт.

Роман «Бегущий человек» Стивена Кинга aka Ричард Бахман

Отличия фильма от книги, чем вдохновлялся Кинг

Кадр из фильма «Бегущий человек» (1987)

Тем, кто видел фильм с Арнольдом Шварценеггером, с первых же страниц романа становится ясно, что авторы сценария оставили от книги лишь имена некоторых героев и саму концепцию жестокого шоу в тоталитарном будущем.

«Бегущий человек» Кинга – это рассказ про общество будущего, которое живет в условиях загрязненной атмосферы. Работа на атомном предприятии лишает людей способности к деторождению. А те немногие родившиеся дети уже в пять лет могут заболеть раком легких. Безработным в этом мире остается либо существовать на скудное пособие, либо участвовать в жестоких, но денежных играх, курируемых Сетевой Корпорацией Игр. «Бегущий человек» – самая высокооплачиваемая и престижная, но и самая опасная из них.

За участником «Бегущего человека» ведется долгая охота, и чем дольше он остается в живых, тем больше оказывается итоговый куш. В отличие от фильма, в книге безработный и попавший в черные списки Бен Ричардс вступает в игру добровольно, пытаясь раздобыть денег на лечение дочери и обеспечить достойную жизнь своей семьи. Однако в результате Бен выясняет, что жестокое шоу – лишь верхушка айсберга…

Роман Стивена Кинга «Бегущий человек» оказался очередным вкладом в собрание антиутопий. Мир, лишь мельком показанный в фильме, в книге сильно напоминает «1984» Джорджа Оруэлла, да и обычная для антиутопий концепция «обыватель раскрывает глаза на то, что творится вокруг него» присутствует здесь в полной мере. Как и другие антиутопии, «Бегущий человек» – в значительной степени драма с элементами дорожного приключения.

В отличие от фильма, в книге охотники Корпорации Игр действуют по большей части «за кадром», и главный из них нисколько не похож на фриков вроде Шаровой Молнии или Динамо. Вместо этого Кинг в очередной раз использует любимую им концепцию «ад – это другие». Он подчеркивает ненормальность общества, в котором все, даже дети, готовы выдать участника шоу за 100 или 1000 «новодолларов».

Ходы романа «Бегущий человек» напоминают то Оруэлла, то рассказ Роберта Шекли «Премия за риск» (собственно, им Кинг и вдохновлялся), а то и «451 градус по Фаренгейту» – когда будете читать, обратите внимание, что Стивен Кинг говорит о книгах и библиотеках. Однако это не мешает не только читать, но и перечитывать «Бегущего человека».

Кадр из фильма «Бегущий человек» (1987)

Есть в романе и свои герои сопротивления – такие же незаметные, как и сам Бен Ричардс. Саспенс истории тоже создается за кадром. Люди, которые помогают Ричардсу, «уходят со сцены» вне основного действия, и ощущение сжимающегося вокруг него кольца производит не меньшее впечатление, нежели любая из сцен фильма. Ближе к финалу история закручивается в тугой узел, и «книжная» развязка поражает куда сильнее, чем традиционный «шварцевский» хэппи-энд.


Фильм «Бегущий человек» Пола Майкла Глейзера

Предыстория и что получилось. Есть ли у фильма плюсы? Вообще-то да

Кадр из фильма «Бегущий человек» (1987)

Первоначально фильм в середине 80-х предлагали снять Джорджу Косматосу – тогда он только что закончил съемки «Рэмбо 2». В версии Косматоса «Бегущий человек» стал бы чем-то вроде аллегории Холокоста: охота должна была принять характер облавы, а сам Бен Ричардс должен был выбраться из города, и погоня за ним продолжилась бы в пустыне. Такой вариант был бы ближе к оригиналу, однако режиссер и продюсеры разошлись в вопросе бюджета, и Косматос оставил картину. Кандидатуру «сериального» на тот момент актера и режиссера Пола Майкла Глейзера утвердили после того, как еще несколько постановщиков покинули проект из-за творческих разногласий.

Итоговый фильм «Бегущий человек», как позднее заявил исполнитель главной роли Арнольд Шварценеггер, оказался похож на телешоу и растерял все подтексты оригинальной истории. Например, в экранизации-87 Ричардс переходит на сторону сопротивления не в результате долгих размышлений, а скорее из чувства признательности перед погибшими товарищами. Это объяснимо в контексте сценария, но существенно обедняет драму оригинала. Да и поклонники самого Шварца считают «Бегущего человека» едва ли не худшей его работой из сделанных им в золотые годы.

Тем не менее есть в фильме «Бегущий человек» и свои плюсы. Смог бы Арнольд Шварценеггер сыграть драматическую и даже трагическую роль на том же уровне, что и его обычное амплуа? Вопрос открытый. К тому же едва ли действие, которое в романе Кинга длится несколько недель, можно было уложить в 100 минут экранного времени. Своеобразным плюсом фильма «Бегущий человек» стала и чисто техническая хитрость, придуманная сценаристами. По Кингу условием участия в шоу является видеосъемка, которую участник должен делать дважды в сутки – она позволяет охотникам отправиться на его поиски. В фильме же участникам шоу «подсаживают» что-то вроде следящих устройств, и это значительно упрощает как работу охотников, так и сценарий. Да и с чисто визуальной точки зрения персонализированное зло в фантастическом боевике производит более яркое впечатление, нежели некая скрытая угроза.


Фильм «Бегущий человек» Эдгара Райта

Чего ждать? Почему «книжный» финал мы вряд ли увидим и как новую экранизацию могут сделать более злободневной

Кадр из фильма «Бегущий человек» (1987)

Вернет ли новая экранизация историю Бена Ричардса к ее «книжным» корням? Вопрос интересный. С одной стороны, Эдгар Райт считается режиссером скорее комедийным, но если вдуматься, даже знаменитая трилогия «Корнетто» не так проста, как кажется. «Зомби по имени Шон» (2004) и «Типа крутые легавые» (2007), несмотря на весь свой юмор, повествуют о мрачных событиях, а в финале фильма «Армагеддец» (2013) и вовсе нет ничего смешного. Очевидно, что новая версия «Бегущего человека» должна стать более мрачной, и сам Райт должен доказать, что умеет и напугать зрителя, а не только развлечь его. Своеобразной пробой сил в этом плане может оказаться новая картина Эдгара Райта «Прошлой ночью в Сохо», снятая в жанре хоррор – ее премьеру ждем осенью этого года.

Столь же очевидно, что «Бегущий человек» Райта должен стать не столько боевиком, сколько историей, глубже погружающей зрителя в предысторию персонажа и подчеркивающей его драму, а может быть, и обреченность. Не исключено, что под пером сценариста изменятся и охотники – утратив китчевость, присущую им в фильме 1987 года, они должны обрести «книжный» колорит неминуемой и, возможно, невидимой угрозы. Однако действие «за кадром», органичное в книге Кинга, рискует выглядеть скучно на экране. Станут ли охотники активнее действовать «в кадре»? А может, проект фильма придется переделать в сериал, чтобы не упустить нюансов оригинала? К тому же интересные нюансы, которые можно обыграть в новой версии, есть и у самого Кинга.

Кадр из фильма «Бегущий человек» (1987)

Сохранить эффектный книжный финал в новой экранизации «Бегущего человека» вряд ли удастся – слишком он напоминает трагедию 11 сентября 2001-го. Каким будет финал истории Бена Ричардса в новой версии? Останется ли в новой картине устройство слежения или миниатюрную видеокамеру оригинала в духе времени поменяют на устройство для селфи? И не поменяются ли расами «белый человек» Ричардс и продюсер Киллиан, которого в книге угораздило родиться афроамериканцем? Учитывая, что врагами Ричардса в книге становятся не столько охотники, сколько формально добропорядочные граждане и полиция, сделать Ричардса черным значит не только откликнуться на повестку дня, но и заново актуализировать не самую знаменитую книгу Стивена Кинга.



Читайте также