Роман «Бегущий человек» Стивена Кинга aka Ричард Бахман
Отличия фильма от книги, чем вдохновлялся Кинг
Тем, кто видел фильм с Арнольдом Шварценеггером, с первых же страниц романа становится ясно, что авторы сценария оставили от книги лишь имена некоторых героев и саму концепцию жестокого шоу в тоталитарном будущем.
«Бегущий человек» Кинга – это рассказ про общество будущего, которое живет в условиях загрязненной атмосферы. Работа на атомном предприятии лишает людей способности к деторождению. А те немногие родившиеся дети уже в пять лет могут заболеть раком легких. Безработным в этом мире остается либо существовать на скудное пособие, либо участвовать в жестоких, но денежных играх, курируемых Сетевой Корпорацией Игр. «Бегущий человек» – самая высокооплачиваемая и престижная, но и самая опасная из них.
За участником «Бегущего человека» ведется долгая охота, и чем дольше он остается в живых, тем больше оказывается итоговый куш. В отличие от фильма, в книге безработный и попавший в черные списки Бен Ричардс вступает в игру добровольно, пытаясь раздобыть денег на лечение дочери и обеспечить достойную жизнь своей семьи. Однако в результате Бен выясняет, что жестокое шоу – лишь верхушка айсберга…
Роман Стивена Кинга «Бегущий человек» оказался очередным вкладом в собрание антиутопий. Мир, лишь мельком показанный в фильме, в книге сильно напоминает «1984» Джорджа Оруэлла, да и обычная для антиутопий концепция «обыватель раскрывает глаза на то, что творится вокруг него» присутствует здесь в полной мере. Как и другие антиутопии, «Бегущий человек» – в значительной степени драма с элементами дорожного приключения.
В отличие от фильма, в книге охотники Корпорации Игр действуют по большей части «за кадром», и главный из них нисколько не похож на фриков вроде Шаровой Молнии или Динамо. Вместо этого Кинг в очередной раз использует любимую им концепцию «ад – это другие». Он подчеркивает ненормальность общества, в котором все, даже дети, готовы выдать участника шоу за 100 или 1000 «новодолларов».
Ходы романа «Бегущий человек» напоминают то Оруэлла, то рассказ Роберта Шекли «Премия за риск» (собственно, им Кинг и вдохновлялся), а то и «451 градус по Фаренгейту» – когда будете читать, обратите внимание, что Стивен Кинг говорит о книгах и библиотеках. Однако это не мешает не только читать, но и перечитывать «Бегущего человека».
Есть в романе и свои герои сопротивления – такие же незаметные, как и сам Бен Ричардс. Саспенс истории тоже создается за кадром. Люди, которые помогают Ричардсу, «уходят со сцены» вне основного действия, и ощущение сжимающегося вокруг него кольца производит не меньшее впечатление, нежели любая из сцен фильма. Ближе к финалу история закручивается в тугой узел, и «книжная» развязка поражает куда сильнее, чем традиционный «шварцевский» хэппи-энд.
Фильм «Бегущий человек» Пола Майкла Глейзера
Предыстория и что получилось. Есть ли у фильма плюсы? Вообще-то да
Первоначально фильм в середине 80-х предлагали снять Джорджу Косматосу – тогда он только что закончил съемки «Рэмбо 2». В версии Косматоса «Бегущий человек» стал бы чем-то вроде аллегории Холокоста: охота должна была принять характер облавы, а сам Бен Ричардс должен был выбраться из города, и погоня за ним продолжилась бы в пустыне. Такой вариант был бы ближе к оригиналу, однако режиссер и продюсеры разошлись в вопросе бюджета, и Косматос оставил картину. Кандидатуру «сериального» на тот момент актера и режиссера Пола Майкла Глейзера утвердили после того, как еще несколько постановщиков покинули проект из-за творческих разногласий.
Итоговый фильм «Бегущий человек», как позднее заявил исполнитель главной роли Арнольд Шварценеггер, оказался похож на телешоу и растерял все подтексты оригинальной истории. Например, в экранизации-87 Ричардс переходит на сторону сопротивления не в результате долгих размышлений, а скорее из чувства признательности перед погибшими товарищами. Это объяснимо в контексте сценария, но существенно обедняет драму оригинала. Да и поклонники самого Шварца считают «Бегущего человека» едва ли не худшей его работой из сделанных им в золотые годы.
Тем не менее есть в фильме «Бегущий человек» и свои плюсы. Смог бы Арнольд Шварценеггер сыграть драматическую и даже трагическую роль на том же уровне, что и его обычное амплуа? Вопрос открытый. К тому же едва ли действие, которое в романе Кинга длится несколько недель, можно было уложить в 100 минут экранного времени. Своеобразным плюсом фильма «Бегущий человек» стала и чисто техническая хитрость, придуманная сценаристами. По Кингу условием участия в шоу является видеосъемка, которую участник должен делать дважды в сутки – она позволяет охотникам отправиться на его поиски. В фильме же участникам шоу «подсаживают» что-то вроде следящих устройств, и это значительно упрощает как работу охотников, так и сценарий. Да и с чисто визуальной точки зрения персонализированное зло в фантастическом боевике производит более яркое впечатление, нежели некая скрытая угроза.
Фильм «Бегущий человек» Эдгара Райта
Чего ждать? Почему «книжный» финал мы вряд ли увидим и как новую экранизацию могут сделать более злободневной
Вернет ли новая экранизация историю Бена Ричардса к ее «книжным» корням? Вопрос интересный. С одной стороны, Эдгар Райт считается режиссером скорее комедийным, но если вдуматься, даже знаменитая трилогия «Корнетто» не так проста, как кажется. «Зомби по имени Шон» (2004) и «Типа крутые легавые» (2007), несмотря на весь свой юмор, повествуют о мрачных событиях, а в финале фильма «Армагеддец» (2013) и вовсе нет ничего смешного. Очевидно, что новая версия «Бегущего человека» должна стать более мрачной, и сам Райт должен доказать, что умеет и напугать зрителя, а не только развлечь его. Своеобразной пробой сил в этом плане может оказаться новая картина Эдгара Райта «Прошлой ночью в Сохо», снятая в жанре хоррор – ее премьеру ждем осенью этого года.
Столь же очевидно, что «Бегущий человек» Райта должен стать не столько боевиком, сколько историей, глубже погружающей зрителя в предысторию персонажа и подчеркивающей его драму, а может быть, и обреченность. Не исключено, что под пером сценариста изменятся и охотники – утратив китчевость, присущую им в фильме 1987 года, они должны обрести «книжный» колорит неминуемой и, возможно, невидимой угрозы. Однако действие «за кадром», органичное в книге Кинга, рискует выглядеть скучно на экране. Станут ли охотники активнее действовать «в кадре»? А может, проект фильма придется переделать в сериал, чтобы не упустить нюансов оригинала? К тому же интересные нюансы, которые можно обыграть в новой версии, есть и у самого Кинга.
Сохранить эффектный книжный финал в новой экранизации «Бегущего человека» вряд ли удастся – слишком он напоминает трагедию 11 сентября 2001-го. Каким будет финал истории Бена Ричардса в новой версии? Останется ли в новой картине устройство слежения или миниатюрную видеокамеру оригинала в духе времени поменяют на устройство для селфи? И не поменяются ли расами «белый человек» Ричардс и продюсер Киллиан, которого в книге угораздило родиться афроамериканцем? Учитывая, что врагами Ричардса в книге становятся не столько охотники, сколько формально добропорядочные граждане и полиция, сделать Ричардса черным значит не только откликнуться на повестку дня, но и заново актуализировать не самую знаменитую книгу Стивена Кинга.