22 июля в прокат вышел мистический триллер М. Найта Шьямалана «Время» – и это один из самых спорных фильмов режиссера. При полном отсутствии интригующего сюжета картина завораживает и заставляет погрузиться в философские рассуждения о жизни и морали. Фильм Шьямалана оставил некоторые вопросы о произошедших на экране странностях, и в нашем обзоре мы отвечаем на самые интересные из них.
Со спойлерами!
Объяснение концовки – как были отобраны жертвы
По сюжету фильма «Время» Гай и Приска Каппа в исполнении Гаэля Гарсии Берналя и Вики Крипс отправились вместе с детьми Мэддокс и Трентом в отпуск на один тропический курорт. Семейство Каппа и других вовсе не случайных гостей отеля увозят на уединенный пляж. Это место огорожено огромными скалами, и пляж не отпускает отдыхающих – в ущелье и на скалах люди теряют сознание, и в воде, вероятно, с ними происходит то же самое. Более того, пляж каким-то образом старит героев – с такой скоростью, что человек за несколько часов может состариться, умереть и превратиться в пыль.
На информацию о курорте наткнулась именно Приска – это важно: у нее была доброкачественная опухоль. Также заболевания были и у некоторых других пленников пляжа. У Чарльза (Руфус Сьюэлл) – шизофрения, у Mid-Size Sedan/ Брендана (Аарон Пьер) – гемофилия, проблема со свертыванием крови, у утопленницы – рассеянный склероз, а у Патриции Кармайкл (Никки Амука-Берд) – эпилепсия. Их заманили на курорт, а родственников похитили «заодно».
Курорт оказался прикрытием фармацевтической компании Warren & Warren, которая тайно тестирует экспериментальные лекарства, созданные, вероятно, из ресурсов, собранных на пляже или около него. Природную аномалию в виде окруженного огромными минералами пляжа они решили использовать для проверки лекарств, чтобы не приходилось проводить исследования в течение нескольких лет. Семья Каппа и другие герои оказались невольными участниками уже 73-го испытания, и полезной для ученых оказалась только Патриция – благодаря лекарству у нее не было эпилептических припадков 16 лет по меркам пляжного времени.
Как Мэддокс и Трент смогли покинуть пляж
Племянник управляющего отелем Идлиб (Кэйлин Джуд) перед отъездом Трента и его семьи на пляж играл с мальчиком в шпионов: ребята составляли и разгадывали зашифрованные послания. Идлиб догадывался, что его дядя промышляет чем-то нехорошим и опасается островка с кораллами у пляжа. Об этом наблюдении мальчик и сообщил Тренту в одном из шифров, состоящих из символов, которые обозначают те или иные буквы.
Мэддокс и Трент, которым уже за 50 лет, утром – после смерти родителей и других отдыхающих – собираются продолжить искать выход. Однако прежде герои решают построить замок из песка. Сестра и брат понимают, что им суждена очень короткая жизнь, вот и желают найти в ней что-то хорошее, насладиться приятными моментами. В спокойной обстановке Трент вспоминает о закодированном сообщении от Идлиба на бумаге, которое он не успел расшифровать и оставил в сумке.
Разгадав послание, брат и сестра решают проверить коралловые рифы – за ними скрывается туннель, ведущий на свободу. Кораллы нейтрализуют воздействие скал бухты – как металл. В одной сцене более молодые Мэддокс и Трент предполагали, что если спрятаться, например, в металлической трубе, то можно будет защититься от воздействия пляжа и преодолеть невидимую стену в ущелье. После побега герои сдали злодеев властям, а сами отправились проживать остаток жизни с обретенным острым пониманием ценности каждой секунды.
Ответы на вопросы
В чем смысл фильма «Время»
М. Найт Шьямалан сыграл во «Времени» водителя автобуса, который доставил героев на пляж, а затем следил за ними как за испытуемыми. Вот и весь фильм оказывается своеобразным экспрессом по линии жизни, за рулем которого сидит Шьямалан. За окном зрители наблюдают, как мелькают разные моменты жизни – от рождения и до смерти. Автор словами и действиями героев напоминает зрителям, что надо ценить мельчайшие мгновения – смотреть по сторонам, улыбаться и дышать полной грудью, пока есть такая возможность.
В интервью Dread Central М. Найт Шьямалан рассказал, что посвятил «Время» тем чувствам, которые он испытывает в данный период своей жизни. Режиссер наблюдает, каким отрешенным бывает его больной деменцией отец, пока дети ведут активный образ жизни. В сюжетной линии стареющих Гая, Приски и Чарльза особенно чувствуется эмоциональный настрой автора – их рассудок и силы стремительно уходят, пока более молодые герои динамично предпринимают какие-то действия.
В развязке Шьямалан также поднимает проблему этики и морали представителей медицинской промышленности и в целом бизнеса. Warren & Warren обрекли на гибель людей из 73-х групп, чтобы якобы спасти человечество. Однако все мы понимаем, что медицинская страховка и такие наверняка дорогие лекарства доступны не всем людям. Так что лицемерные боссы крупной корпорации просто жаждут набить карманы деньгами. «Время» показывает последствия эгоистичных и жестоких игр с людьми.
Почему так важны профессии героев
Трент в начале фильма спрашивает у отдыхающих на курорте, кем они работают. Простая детская забава стала важным ключом в сюжете. Мы узнали, что Патриция – психолог, так что вопросов, почему именно она устраивала групповые «тренинги» на пляже и рассуждала на тему коллективного психоза, возникнуть не должно.
Опыт работы Приски в качестве куратора музея позволил ей примерно определить по костям утопленницы, как на пляже течет время.
Перед поездкой на пляж Трент познакомился с полицейским – это помогло уже повзрослевшему мальчику быстро наказать сотрудников курорта.
Что случилось с Кристал
Самые страшные сцены во «Времени» – это смерти супругов Чарльза и Кристал (Эбби Ли). С Чарльзом все понятно: его организм отравила ржавчина. А вот ухудшение состояния Кристал – более загадочный момент. Можно было бы предположить, что у героини проблемы с недостатком кальция, однако, скорее всего, дело в его избытке.
Для красоты и здоровья Кристал принимала кальций, он укрепляет кости, волосы и ногти. Пляж странно повлиял на то, как организм женщины реагировал на пищевую добавку. Ускоренное старение деформировало тело Кристал, у нее даже появился горб (или же она стеснялась своего внешнего вида и оттого много горбилась). Героиня обезумела от резкого взросления и последующей смерти дочери, а также из-за плачевного состояния сошедшего с ума мужа и своего внешнего вида. Кристал спряталась ото всех в ущелье, и оттуда бросалась камнями в незваных гостей – Мэддокс и Трента. Одним тяжелым камнем она неловко замахнулась, то ли на себя, то ли на ребят, – и сломала руку. Поврежденные кости мгновенно срослись неправильно. Затем ослабевшая героиня, пока ползла к Мэддокс и Тренту, несколько раз ударилась о стенки ущелья – множественные переломы привели к смерти.
Почему оригинальное название «Old» больше подходит фильму
В российский прокат новый фильм М. Найта Шьямалана вышел под названием «Время». В оригинале картина называется «Old», то есть «Старое». И оригинальное название ближе к сути сюжета. Да, на пляже создается впечатление, будто время стремительно бежит вперед, а рассказывает фильм о сути времени. Однако магический пляж не ускоряет события – он заставляет клетки живых существ быстро «состариваться».
Чем фильм «Время» отличается от комикса «Замок из песка»
Фильм «Время» основан на графическом романе «Замок из песка» (2010) Пьера Оскара Леви и Фредерика Питерса. Хотя картина получилась больше свободной интерпретацией – М. Найт Шьямалан смело переписал некоторые детали истории.
В фильме Мэддокс и Трент покидают пляж, однако в графическом романе пляж забирает в свои пески всех героев. Авторы комикса, скорее всего, посчитали, что трагическая концовка полнее раскроет идею о быстротечности жизни. Если бы в комиксе был хэппи-энд – хотя бы для некоторых персонажей, – то он мог разрушить пугающую и удручающую концепцию о неминуемой гибели каждого человека. Суть развязки «Замка из песка» состоит как раз в том, что из песчаного ада для героев нет выхода.
Есть и некоторые другие важные отличия. Ребенок Трента и Кары – дочери Чарльза и Кристал – в комиксе после рождения выживает, а не умирает в младенчестве, как в фильме. В конце романа именно рожденный на пляже ребенок строит замок из песка, а не Мэддокс и Трент, как в фильме. Еще в графическом романе избегают полного объяснения тайны пляжа – только намекают на некий эксперимент. Кроме того, в «Замке из песка» раскрывают, что люди при попытках выбраться на свободу вплавь тонут из-за невидимого барьера – во «Времени» причина гибели пловцов так и остается тайной.
Смерти в комиксе «Замок из песка» менее зловещие и напряженные, часто герои умирали от старости или убивали себя – в фильме же было много жестоких убийств и плохо заканчивающихся попыток сбежать. Еще пленники пляжа в романе «Замок из песка» в какой-то момент пытаются добиться духа товарищества, а во «Времени» ближе к финалу картины конфликты только обостряются.
Идлиб – абсолютно новый для истории из «Замка из песка» персонаж, его придумал М. Найт Шьямалан. В целом некоторые герои в фильме – не копии своих прототипов из романа. Например, Брендан в комиксе не рэпер, а ювелир, и имя его нам так и не называют. Кровотечение из носа у Брендана объясняется влиянием пляжа, а не заболеванием героя. Также в романе он сам видел, как утонула обнаженная девушка, а не просто потерял ее из виду, как это было подано в фильме.